29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПОХОДЫ…
(продолжение)

Поход Усамы ибн Зайда в Палестину

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) вернулся и находился в Медине в оставшиеся дни месяца зу аль-хиджжа, в месяцы аль-мураррам и сафар. Он велел людям собраться в экспедицию в Сирию. Главным над ними назначил Усаму — сына Зайда ибн Харисы, своего вольноотпущенника, велев ему достичь на конях границ аль-Балька и ад-Дарум на территории Палестины. Люди подготовились. Вместе с Усамой ибн Зайдом были и первые мухаджиры.

Послы Пророка к царям и королям

Ибн Хишам передал: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) направил к царям послами своих сподвижников и написал им письма, призывая их принять ислам».

Рассказал мне человек, которому я доверяю, со слов Абу Бакра аль-Хузали, который говорил: «Мне рассказали, что Посланник Аллаха вышел к своим сподвижникам в один из дней после совершения хаджа вместо того хаджа, от которого его удержали в аль-Худайбии, и сказал: «О люди! Аллах послал меня как милость и всем, и не расходитесь во мнениях обо мне, подобно тому, как разошлись в мнениях апостолы об Исе, сыне Марьяма!» Сподвижники его спросили: «А как разошлись во мнениях апостолы, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Он призвал к тому, к чему я вас призвал. Тот, кого он послал в близкое место, был довольным и остался невредимым, а тот, кого он послал в далекое место, не захотел ехать туда, стал медлить. Иса (мир ему) пожаловался Аллаху, и все те, кто медлил, стали говорить на языке того народа, к которому он был послан».

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) направил своих сподвижников послами к царям и написал письма, призывая их принять ислам. Он послал Дихью ибн Халифу к царю Византии; Абдаллаха ибн Хузайфу — к Хосрову Персии; Амра ибн Умаййу — к Негусу — королю Эфиопии; Хатиба ибн Абу Балтаа — к Мукаукису — королю Александрии; Амра ибн аль-Аса — к Джайфару и Иязу, сыновьям аль-Джулунди из Бану аль-Азд — к другим царям Омана; Салита ибн Амра — к Сумаме ибн Ксалу аль-Ханафи Хаузе ибн Али аль-Ханафи — царям аль-Иамамы; аль-Ала ибн аль-Хадрами послал к королю Бахрейна аль-Мунзиру ибн Сава аль-Абди; Шуджаа ибн Вахба — к аль-Харсу ибн Абу Шамру аль-Гассани — королю границ Сирии; Шуджаа ибн Вахба послал к Джабале ибн аль-Айхаму аль-Гассани; аль-Мухаджира ибн Абу Умаййу аль-Махзуми — к аль-Харсу ибн Абд Кулалю аль-Химьяри — царю Йемена.

Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Йазид ибн Абд Хабиб аль-Мисри, что он нашел письменный документ, в котором содержатся имена людей, которых Пророк послал в соседние страны к царям арабов и неарабов, а также напутственные слова Пророка, сказанные им своим сподвижникам. Ибн Исхак рассказывает далее: «Я послал этот документ к Мухаммаду ибн Шихабу аз-Зухри, и он узнал его. В документе говорится, что Посланник Аллаха вышел к своим сподвижникам и сказал им: «Аллах послал меня как милость и всем: исполняйте мою волю и не расходитесь обо мне во мнениях, как разошлись во мнениях апостолы об Исе, сыне Марьям».

Походы и битвы, в которых принял участие Пророк

Общее число походов и битв, в которых принял участие Пророк, достигает двадцати семи. Это: поход в Ваддан, или в аль-Абва; затем поход в Бу-ват со стороны Радва; поход в аль-Ушайру в долине Ианбуа; первый поход в долину Бадр за Куразом ибн Джабиром; Великий поход в долину Бадр, во время которого были убиты видные курайшиты; поход против Бану Сулайм, когда дошли до аль-Кудра; поход в ас-Сувайк за Абу Суфьяном ибн Хар-бом; поход в Гатафан, который называется также походом в Зу Амарра; поход в Бахран Маадан в Хиджазе; битва при Ухуде; поход в Хамра аль-Асад; поход против Бану ан-Надир; поход в Зат ар-Рикаа в Нахле; последний поход в долину Бадр; поход в Думат аль-Джандаль; битва при аль-Хандак; поход против Бану Курайза; поход против Бану Лихьян из племени Хузайль; поход в Зу Карад; поход против Бану аль-Мусталик из племени Хузаа; поход в аль-Худайбию, когда Пророк не хотел воевать, но многобожники его отвергли; поход в Хайбар; для совершения обещанного паломничества; поход для завоевания Мекки; поход в Хунайн; поход в ат-Таиф; поход в Табук.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сражался в девяти походах и битвах; в Бадре, при Ухуде, аль-Хандаке, в битвах против Бану Курайза и Бану аль-Мусталик, в Хайбаре, при завоевании Мекки, в Хунайне и ат-Таифе.

Экспедиционные отряды

Количество экспедиционных отрядов, отправленных Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям), составляет тридцать семь: экспедиция Убайды ибн аль-Хариса вниз от перевала аль-Мурра; затем поход Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба к побережью Красного моря со стороны аль-Айс — некоторые люди ставят поход Хамзы перед походом Убайды; поход Саада ибн Абд Ваккаса в аль-Харрар; поход Абдаллаха ибн Джахша в Нахлу; поход Зайда ибн Харисы в аль-Караду; поход Мухаммада ибн Масламы против Кааба ибн аль-Ашрафа; поход Мар-сада ибн Абу Марсада аль-Ганави в ар-Раджиа; поход аль-Мунзира ибн Амра в район источника Мауна; поход Абу Убайды ибн аль-Джарраха в Зу аль-Кассу на пути в Ирак; поход Омара ибн аль-Хаттаба в Турбу на земле Бану Амир; поход Али ибн Абу Талиба в Йемен; поход Талиба ибн Абдаллаха аль-Кальби в аль-Кадид против Бану аль-Мулаввах.

 

Поход Талиба ибн Абдаллаха против Бану аль-Мулаввах

История эта такова. Иакуб ибн Утба рассказал мне со слов Муслима ибн Абдаллаха, со слов Джундуба ибн Мукайса. Джундуб рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил Талиба ибн Абдаллаха аль-Кальби во главе отряда, в составе которого был и я. Приказал ему совершить нападение на Бану аль-Мулаввах, которые были в аль-Кадиде, Мы выступили, и когда находились в Кудайде, встретили аль-Хариса ибн Малика (он же ибн аль-Барса) и схватили его. Он сказал: «Я пришел принять ислам, направляюсь к Посланнику Аллаха». Мы ему говорим: «Если ты мусульманин, то тебе не повредит, если мы тебя свяжем на ночь; а если не так, то тем самым мы обезопасим себя от тебя». Мы связали его веревками, потом оставили с ним одного из наших людей — черного — и сказали ему: «Если начнет на тебя нападать, отрежь ему голову!» Потом мы пошли дальше и дошли до аль-Кадида при закате солнца. Мы находились на стороне долины. Мои приятели послали меня к ним в качестве наблюдателя. Я ушел и, дойдя до холма, возвышающегося над местом расположения оседлых людей, поднялся на его вершину и стал наблюдать за оседлыми людьми. И вот я лежу, распластавшись, на холме и вижу, как один человек выходит из своего дома и говорит жене: «Я вижу на холме черное пятно, которого не было утром. Посмотри свою посуду, не исчезло ли что-нибудь. Может, собаки стащили что-то». Она посмотрела и сказала: «Нет, ничего не пропало, ей-богу». Тогда человек велел своей жене принести ему лук и две стрелы. Она принесла их. Он пустил одну стрелу. Она попала мне в бок. Я вытащил стрелу, положил ее, но остался на своем месте. Потом тот человек послал другую стрелу, и попала она мне в плечо. Я вытащил стрелу, положил ее, но не сдвинулся со своего места. Человек своей жене сказал: «Если бы это был наблюдатель, то он сдвинулся бы с места. В него попали обе мои стрелы. Утром пойди туда и забери стрелы, чтобы их не сжевали собаки!» Потом он зашел в дом.
Мы подождали, пока они успокоятся и заснут. На рассвете мы на них напали, убили их и увели скот. Их глашатай стал звать на помощь. На нас пошла толпа, которую мы не могли одолеть. Мы ушли со скотом. Когда проходили мимо ибн аль-Барса и человека, оставленного нами с ним, то взяли их с собой. Нас догнали люди из Бану аль-Мулаввах — нас разделяла от них только долина Кудайд. Тут Аллах послал на долину сильный поток — откуда пожелал Всемилостивый и Всесильный, ибо мы не видели ни тучи, ни дождя, сделал то, что никто не в силах одолеть. Никто не мог перейти поток. Они стояли и смотрели на нас, а мы уводили их скот — никто из них не мог перейти к нам. Мы подгоняли скот криками и оторвались от них — они не смогли нас догнать. Привели их скот к Посланнику Аллаха». Рассказал мне один человек из племени Аслам со слов другого человека из этого же племени, что боевым кличем сподвижников Пророка в ту ночь были слова: «Смерть! Смерть!»

Были также походы: Али ибн Абу Талиба против Бану Абдаллаха ибн Саада — жителей Фадака; Абу аль-Ауджа ас-Сулами в земли Бану Су-лайм, во время которого он сам и все его товарищи погибли; Уккаши ибн Михсана в аль-Гамру; Абу Саламы ибн Абд аль-Асада в Катану — водный источник Бану Асада со стороны Неджда; Мухаммада ибн Масламы из Бану Харис в аль-Карта на территории Хавазина; Башира ибн Саада ибн Мур-ры в Фадак; Башира ибн Саада в окрестности Хайбара; Зайда ибн Харисы в аль-Джумум на земле Бану Сулайм; Зайда ибн Харисы против племени Джузам на земле Хушайн.

Поход Зайда ибн Харисы против племени Джузам

История его такова, как рассказал мне тот, кому я доверяю, со слов людей из племени Джузам — знатоков преданий этого племени: Рифаа ибн Зайд аль-Джузами вернулся к своему племени от Посланника Аллаха с письмом, в котором призывал их к исламу. Они ответили ему согласием. Вскоре после этого возвращался от царя Византии Дихья ибн Халтфа, которого послал к нему Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он вез с собой товар. Когда Дихья с людьми находился в одной из долин племени Джузам под названием Шинар, на него напали аль-Хунайд ибн Ус и его сын из рода ад-Дулайа племени Джузам и захватили все,что было с ним. Об этом узнали люди из рода ад-Дубайб клана Рифаа ибн Зайда, которые приняли ислам. Они поспешили к аль-Хунайду и его сыну, отняли захваченное и вернули это Дихье. Дихья уехал и, приехав к Пророку. Ему об этом сообщил, просил Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) отомстить аль-Хунайду и его сыну. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал к ним Зайда ибн Харису и вместе с ним войско.
Племена Гатафан, Ваиль, а также роды, входящие в состав племени Саламан и Саад ибн Хузайм, ушли из Джузама, когда к ним пришел Рифаа ибн Зайд с письмом Посланника Аллаха, и поселились в местности под названием Харрат ар-Раджла. А Рифаа ибн Зайд находился в Кураа Риййатин и не знал об этом. Вместе с ним были люди из Бану ад-Дубайб, а остальная часть людей Бану ад-Дубайб находилась в долине Мадан со стороны Харра, откуда идет водораздел на восток. Войско Зайда ибн Харисы подошло со стороны аль-Ауладж и напало на местечко Макис со стороны Харрат ар-Раджла. Они забрали весь скот и людей, убили аль-Хунайда и его сына, двух человек из Бану аль-Ахнаф и одного человека из Бану Хасиб. Когда об этом узнали Бану ад-Дубайб и войско, находящееся в пустыне Мадан, группа людей села на коней. Среди тех, кто сел на коня, были: Хассан ибн Милла на коне Сувайда ибн Иазида по кличке «аль-Аджаджа»; Унайф ибн Милла на коне Миллы по кличке «Ригаль»; Абу Зайд ибн Амр на своем коне по кличке «Шамир». Они выехали и когда приблизились к войску Зайда ибн Харисы, Абу Зайд и Хассан сказали Унайфу ибн Милле: «Оставь нас и уходи! Мы боимся твоего языка». Он остался. Не успели они отъехать от него, как конь его стал рыть землю передними ногами и рваться. Унайф сказал коню: «Я больше тебя хочу ехать с этими людьми, чем ты с их лошадьми!» Он отпустил поводья и догнал их. Абу Зайд и Хассан сказали ему: «Если ты уже сделал то, что сделал, тогда придержи язык и не навлекай на нас сегодня несчастья!» Они договорились, что говорить будет только один Хассан ибн Милла.
В период язычества между ними был определенный условный сигнал, которым они обменивались друт с другом: когда один из них хотел ударить мечом, восклицал: «Бури!» или «Сури!» Когда они показались перед войском, люди из войска выехали к ним навстречу. Хассан им сказал: «Мы — мусульмане». Первым их встретил человек на вороном коне и повел их. Унайф сказал: «Бури!» Хассан ответил: «Не спеши!» Когда они подъехали к Зайду ибн Харисе, Хассан сказал: «Мы — мусульмане». Зайд ему велел прочесть суру «аль-Фатиха». Хассан прочитал ее. (Хассан перед этим сопровождал Дихыо ибн Халифу, который научил его этой суре). Зайд ибн Хариса сказал: «Объявите войскам, что Аллах запретил нам идти туда, откуда пришли эти люди, кроме как против тех, кто нарушил договор».

Сестра Хассана ибн Миллы, которая была женой Абу Вабра ибн Адия ибн Умаййи ибн ад-Дубайба, находилась в плену Зайд ему сказал: «Возьми ее!» Она схватилась за пояс брата. Тут крикнула Умм аль-Физр из рода ад-Дулайта: «Увозите девушек, а матерей своих бросаете?» Один из людей Бану аль-Хасиба сказал: «Это же Бану ад-Дубайб, они известны всем своим острым языком». Один из людей войска услышал это и сообщил Зайду ибн Харисе. Зайд велел оставить сестру Хассана, и ее оторвали от него. Зайд сказал ей: «Сядь вместе с дочерьми твоего дяди, пока Аллах не рассудит вас». Эти трое из Бану ад-Дубайб вернулись назад, а войско не стало спускаться в их долину, откуда они пришли. Эти трое провели вечер со своими домочадцами. А ночью, пользуясь темнотой, угнали несколько верблюдов Сувайда ибн Зайда. После первой трети ночи сели на коней и утром приехали к Рифаа ибн Зайду в Кураа Риййатин, который находился за аль-Харрой возле источника. Хассан ибн Милла ему сказал: «Ты сидишь тут и пьешь козье молоко, а женщины Джазама находятся в плену — они обмануты письмом, которое ты принес». Тогда Рифаа ибн Зайд велел привести ему верблюда, начал крепить на нем седло, приговаривая: «Ты — живой человек или так только называешься?»
Рифаа выехал вместе с ними. К ним присоединился Умаййя ибн Дафара, брат убитого человека из рода аль-Хасиб. Они выехали с тыльной стороны аль-Харры и ехали до Медины три дня. Когда они вошли в Медину и пришли в мечеть, один из людей посмотрел на них и сказал: «Не ставьте своих верблюдов на колени, иначе их ноги будут отрезаны!» Они спрыгнули с верблюдов, не ставя их на колени. Когда они вошли к Посланнику Аллаха и он увидел их, сделал им знак рукой , чтобы подошли поближе к нему через людей. Как только Рифаа ибн Зайд начал говорить, один из людей сказал: «О Посланник Аллаха! Это — обманчивый народ!» И повторил это дважды. Рифаа ибн Зайд сказал: «Боже милосердный! Мы пришли с добром!» Потом он протянул Пророку то письмо, которое Пророк написал раньше для него, и сказал: «Перед тобой, о Посланник Аллаха, письмо, которое было написано раньше, от которого сейчас отрекаются». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Прочти его, юноша, и объяви!» Когда Рифаа прочитал письмо Пророка, Пророк стал их расспрашивать, и они сообщили ему о том, что произошло. Посланник Аллаха трижды воскликнул: «Как же мне быть с убитыми?» Рифаа ответил: «Тебе, о Посланник Аллаха, лучше знать! Мы не запрещаем тебе дозволенное и не дозволяем тебе запретного». Абу Зайд ибн Амр сказал: «Освободи для нас, о Посланник Аллаха, тех, кто остался в живых! А кто убит, то за него мы не станем взыскивать». Посланник Аллаха воскликнул: «Прав Абу Зайд. Поезжай вместе с ними, о Али!» Али ответил: «Зайд не подчинится мне, о Посланник Аллаха». Тогда Посланник Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям) ему сказал: «Возьми вот этот мой меч!» И дал ему свой меч. Али сказал: «У меня нет верхового животного для того, чтобы ехать». Али посадили на верблюда Саалабы ибн Амра по кличке «Микхаль». Они выехали. А тут им встретился посланец Зайда ибн Харисы на верблюдице Абу Вабира по кличке «аш-Шамир», и они заставили его сойти с верблюда. Он спросил: «О Али! В чем дело?» Али ответил, что речь идет об имуществе этих людей — то, что признают, возьмут. Потом поехали дальше и встретили войско в местности под названием Файда аль-Фахлатайни. Взяли все, что было у них в руках, отнимали даже женские войлочные подстилки из-под седел.

Был еще один поход Зайда ибн Харисы в ат-Тараф в районе Нахль на пути в Ирак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *