ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 17 (для 4 курса)

Медина 115 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

БОЛЕЗНЬ ПОСЛАННИКА АЛЛАhА
(саллаллаху аляйхи ва саллям)

Ибн Исхак передал: «Пока люди были заняты этим, у Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) началась болезнь, в результате которой он и умер — Аллах призвал его к себе, под свою милость. Это произошло в последние дни месяца сафар или в самом начале месяца рабиа аль-авваль. Первым проявлением этой болезни, как мне говорили, явилось то, что он глубокой ночью отправился на кладбище под названием Бакиа аль-Гаркад и просил Аллаха отпустить грехи погребенным здесь людям. Потом вернулся к своей семье. Утром у него начались сильные боли.

Рассказал мне Абдаллах ибн Омар, со слов Убайда ибн Джубайра, вольноотпущенника аль-Хакама ибн Абу аль-Аса, со слов Абдаллаха ибн Амра ибн аль-Аса, со слов Абу Мувайхибы, вольноотпущенника Посланника Аллаха, который говорил: «Глубокой ночью Посланник Аллаха поднял меня и сказал: «О Абу Мувайхиба! Мне приказано просить у Аллаха простить людей, погребенных на кладбище. Ты иди со мной!» Я отправился вместе с ним. Он остановился среди могил и сказал: «Мир вам, о, погребенные в могилах! Пусть будет более приятным ваше пребывание там, где вы оказались, чем там, где пребывают люди. Соблазны стали являться, как куски темной ночи, следуя один за другим, причем последнее хуже предыдущего». Потом, обратившись ко мне, сказал: «О Абу Мувайхиба! Мне дали ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом от рая. Я выбрал встречу с Господом своим и рай». Я сказал: «Ты мне дорог, как отец и мать! Так возьми ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом от рая!» Он сказал: «Нет! Клянусь Аллахом, о Абу Мувайхиба, я выбрал встречу с Господом своим и рай». Потом он просил Аллаха простить людей, погребенных на кладбище, и ушел… Тогда у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и начались боли, от которых он и умер.

Рассказал мне Иакуб ибн Утба, со слов Мухаммада ибн Муслима, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха, со слов Аиши, жены Пророка. Она говорила: «Посланник Аллаха, вернувшись из аль-Бакиа, пришел ко мне, а у меня болела голова. Я кричала: «О голова!» Он сказал: «У меня еще больше, о, Аиша, болит голова». Потом продолжил: «Что плохого, если ты умрешь раньше меня! Я бы за тобой поухаживал, завернул бы в саван, помолился бы за тебя и похоронил бы тебя». Я ответила: «Клянусь Аллахом, если бы это со мной случилось, ты бы вернулся в мой дом и устроил бы в нем пир с одной из своих жен». Посланник Аллаха улыбнулся. Боль его усилилась, когда он обходил своих жен, и окончательно его свалила в доме Маймуны. Он позвал своих жен и попросил у них разрешения болеть в моем доме. Они разрешили ему это.

Посланник Аллаха вышел, ступая между двумя мужчинами из членов своей семьи. Одним из них был аль-Фадл ибн Аббас и еще один человек, с перевязанной головой. Едва волоча ноги, они вошли в мой дом. (Убайдуллах говорил: «Я рассказал эту историю Абдаллаху ибн Аббасу, и он спросил: «А ты знаешь, кто был второй человек?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Это был Али ибн Абу Талиб».) Потом боли усилились, и Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Полейте на меня семь бурдюков воды из разных колодцев, чтобы я смог войти к людям и передать им свое завещание». Мы его посадили в корыто Хафсы, дочери Омара, а потом стали поливать водой, пока он не начал говорить: «Хватит, хватит!»

Аз-Зухри передал: «Рассказал мне Аюб ибн Башир, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) вышел с перевязанной головой и сел на минбар — кафедру. Он начал с того, что помолился за погибших в битве при Ухуде. Просил Аллаха простить их. Он долго молился за них, потом произнес: «Одному из своих рабов Аллах дал выбор между этой мирской жизнью и той, что у него. Он выбрал ту,которая у Аллаха». Абу Бакр понял смысл этих слов, узнал, что он имеет в виду себя, и заплакал. Затем сказал: «Но мы выкупили тебя своими душами и сыновьями!» Он сказал: «Успокойся, о Абу Бакр!» Потом продолжил: «Посмотрите на эти раскрытые двери мечети! Заколотите их, кроме дома Абу Бакра. Я более лучшего друга, чем он, не знаю».

(Ибн Хишам отмечает: «Рассказывают также, что он сказал: «Кроме двери Абу Бакра».)

Рассказал мне Абд ар-Рахман ибн Абдаллах, со слов одного из членов рода Абу Сайда ибн аль-Муалли, что Посланник Аллаха тогда в этом своем выступлении сказал: «Если бы я выбирал себе друга из рабов Аллаха, то выбрал бы Абу Бакра. Но дружба и братство в вере останутся до тех пор, пока не соберет нас у себя Аллах».

Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр, со слов Урвы ибн аз-Зубайра и других улемов, что Посланник Аллаха находил подготовку людей к отправке экспедиции Усамы слишком медленной. А сам он был болен. Вышел с перевязанной головой и сел на минбар. А люди по поводу назначения Усамы начальником войска говорили: «Назначил начальником над почтенными мухаджирами и ансарами юношу, молодого человека».

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) прославил Аллаха, произнес хвалу Ему, потом сказал: «О люди! Осуществите экспедицию Усамы! Клянусь жизнью, высказываясь о назначении Усамы начальником, вы говорите то же самое, что говорили прежде по поводу назначения начальником войска его отца. Он заслуживает быть начальником, как и его отец». Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спустился с минбара. И люди стали торопиться с подготовкой к походу. Болезнь Пророка усилилась. Усама выступил, и вместе с ним выступило и его войско. Они остановились у впадины вблизи Медины на расстоянии одного фарсанга — мили. Тут он разбил свой лагерь. И люди стали прибывать к нему. Состояние Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) ухудшилось. Усама и люди дальше не двинулись, а стали ждать, как поступит Аллах с Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям)».
Аз-Зухри сказал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Кааб ибн Малик, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) в тот день, когда молился, просил Аллаха простить участников битвы при Ухуде, говорил о случавшемся с ним, в своем выступлении также сказал: «О мухаджиры! Поступайте с ансарами всегда по-доброму! Людей становится все больше, а ансары такие же, как и были, — число их не увеличивается. Они явились для меня прибежищем, где я нашел приют. Делайте добро доброму из них и прощайте дурное им!» Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сошел с кафедры и вошел к себе в дом. Болезнь его окончательно свалила, и он впал в беспамятство.

К нему собрались его жены: «Умм Салама, Маймуна, а также жены некоторых мусульман, среди которых была Асма бинт Умайс. При нем находился его дядя аль-Аббас. Они решили напоить его лекарством. Аль-Аббас сказал: «Я дам ему лекарство». Когда Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) в рот влили лекарство, он очнулся и спросил: «Кто сделал это со мной?» Ему ответили: «Твой дядя, о Посланник Аллаха». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Это лекарство принесли женщины, пришедшие из той земли». И он указал в сторону земли Эфиопии (Абиссиния.) Он спросил: «А зачем вы сделали это?» Его дядя аль-Аббас ответил: «Мы боялись, о Посланник Аллаха, что у тебя может развиться плеврит». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) на этом сказал: «Аллах не даст мне заболеть этой болезнью. Пусть напоят этим лекарством каждого находящегося в доме, кроме моего дяди!» Выполняя наказ Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), напоили всех, даже Маймуну, которая соблюдала пост в наказание им за то, что они с ним сделали.

Рассказал мне Сайд ибн Убайд ибн ас-Саббак, со слов Мухаммада ибн Усамы, со слов отца своего Усамы ибн Зайда, который говорил: «Когда состояние Посланника Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) ухудшилось, я спустился в Медину, вместе со мной спустились и люди. Я вошел к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), он уже потерял речь и не разговаривал. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) стал приподнимать руку к небу, потом поглаживать меня: я понял, что он призывает на меня благословение.

Ибн Шихаб аз-Зухри передал: «Рассказал мне Убайдуллах ибн Абдаллах ибн Утба со слов Аиши. Она рассказывала: «Я часто слышала, как Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил: «Аллах не призовет к себе Пророка, не дав ему возможность выбора». Когда к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) пришла смерть, последним его словом, которое я услышал от него, было: «Высшего друга в раю». Я сказал: «Значит, ей-богу, он не выберет нас!» Я поняла, что это именно тот, о котором он говорил нам: «Пророк не умрет, пока ему не будет дана возможность выбрать».

 


Абу Бакр возглавляет молитву мусульман

Аз-Зухри передал: «Рассказал мне Хамза ибн Абдаллах ибн Омар, что Аиша говорила: «Когда болезнь одолела Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), он сказал: «Передайте Абу Бакру: пусть возглавит молитву людей!» Я возразила: «О Пророк Аллаха! Ведь Абу Бакр — человек впечатлительный, со слабым голосом и часто плачет, когда читает Коран». Но Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) повторил: «Передайте ему: пусть возглавит молитву людей!» Я снова повторила свои слова. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Вы, женщины, подружки Иусуфа. Передайте ему: пусть возглавит молитву людей!» Я, клянусь Аллахом, говорила все это лишь с тем, чтобы минула сия участь Абу Бакра, ибо я знала, что люди никогда не полюбят человека, занявшего место Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), и что они будут обвинять его во всем.

Ибн Шихаб передал: «Рассказал мне Абд аль-Малик ибн Абу Бакр, со слов отца своего, со слов Абдаллаха ибн Замаа, который говорил: «Когда Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) одолела болезнь, я находился при нем с группой мусульман. Биляль призвал его к молитве. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Пусть кто-нибудь возглавит молитву людей!» Я вышел и увидел Омара во главе людей. Абу Бакр отсутствовал. Я сказал: «Давай, о Омар, возглавляй молитву людей!» Он и возглавил молитву и когда произнес слова «Аллаху Акбар — Аллах Превелик!», его голос услышал Посланник Аллаха. А Омар был человеком громогласным. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил: «А где же Абу Бакр? Аллах и мусульмане не хотят этого! Аллах и мусульмане не хотят этого!» Послали за Абу Бакром, который пришел к нему уже после того, как Омар отслужил эту молитву, возглавив людей. Абдаллах ибн Замаа рассказывал: «Омар мне сказал: «Горе тебе! Что ты сделал со мной, о ибн Замаа! Клянусь Аллахом, когда ты мне сказал, я думал, что так приказал тебе Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Если бы я так не думал, то не стал бы возглавлять молитву людей!» Я ответил: «Клянусь Аллахом, не давал мне Посланник Аллаха такого приказания. Но, не увидев Абу Бакра, я подумал, что среди присутствующих на молитве ты самый достойный, чтобы возглавить людей».

Рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Харс, со слов аль-Касима ибн Мухаммада, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), услышав такбир Омара во время молитвы, спросил: «Где Абу Бакр? Аллах и мусульмане не хотят этого!» Если бы не те слова, которые говорил Омар, когда умирал, что мусульмане не сомневались бы в том, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) оставил своим преемником Абу Бакра. Но когда умирал Омар, сказал: «Если я назначу преемника [т. е. халифа] после себя, то поступлю так, как поступил человек получше, чем я; а если я не назначу никого, то так поступил человек, который гораздо лучше меня». Из этого высказывания люди поняли, что Посланник Аллаха не назначил своим преемником никого. Нет смысла в том, чтобы подозревать Омара, что он скрыл факт назначения Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям) Абу Бакра своим преемником.

 


Кончина Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)

Аз-Зухри передал: «Рассказал мне Анас ибн Малик, что когда наступил вторник — день, когда Аллах призвал своего посланника к себе, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вышел к людям, когда они совершали утреннюю молитву. Посланник Аллаха  (саллаллаху аляйхи ва саллям)поднял занавес, открыл дверь и вышел. Он встал в дверях Аиши. Увидев Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), мусульмане прервали молитву, обрадовались, думая, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) возглавит их молитву. Они расступились, чтобы пропустить его вперед. Но Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) кивнул им, давая понять, чтобы они продолжали свою молитву. Он улыбнулся, радуясь, когда увидел мусульман, совершающих молитву. Ибн Малик подчеркивает: «Я увидел тогда Посланника Аллаха в самом лучшем виде». Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вернулся в дом, а люди разошлись. Они говорили между собой, что Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям), видимо, оправился от своей болезни. Абу Бакр вернулся к своей семье в ас-Сунх (название места, которым владел Абу Бакр.)

Мне рассказал Абу Бакр ибн Абдаллах ибн Абу Мулайка. Он говорил: «Когда настал вторник, Посланник Аллаха вышел с перевязанной головой на утреннюю молитву. А молитву людей возглавлял Абу Бакр. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) вышел, люди расступились. Абу Бакр понял, что люди расступились, освобождая дорогу Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям). Тогда Абу Бакр попятился назад с того места, где он руководил молитвой. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) толкнул его в спину и сказал: «Руководи молитвой людей!» Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сел рядом с ним и совершил молитву, сидя справа от Абу Бакра. Завершив молитву, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) обратился к людям и говорил, возвысив свой голос: его голос был слышен через двери мечети. Он говорил: «О люди! Огонь разрастается. На вас надвигается смута темнее ночи. Клянусь Аллахом, не держите на мне зла. Я ведь разрешал только то, что разрешено в Коране, и запрещал только то, что запрещено в Коране». Когда Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) закончил свое выступление, Абу Бакр обратился к нему со словами: «О Пророк Аллаха! Я вижу, что ты поправился и чувствуешь себя нормально по милости Аллаха. Сегодня очередь моей жены бинт Хариджи. Можно мне поехать к ней?» Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Да». Потом Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) вошел в дом. Абу Бакр отправился к своей семье в ас-Сунх.
Аз-Зухри передал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Кааб ибн Малик, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который рассказывал: «В тот день Али ибн Абу Талиб вышел к людям от Пророка. Люди спросили его: «О Абу Хасан! Каково состояние Посланника Аллаха?» Он ответил: «Слава Аллаху, он поправился». Аль-Аббас схватил его за руку и сказал: «О Али! Ты, клянусь Аллахом, ошибся — не пройдет и трех дней, как ты убедишься в этом. Клянусь Аллахом, я увидел признаки смерти на лице Посланника Аллаха, такие же, какие я видел раньше на лицах сыновей Абд аль-Мутталиба перед смертью. Пойдем вместе к Посланнику Аллаха: если он сделает наследниками нас, чтобы мы знали об этом; а если назначит других, то мы попросим его, чтобы он порекомендовал людям хорошо относиться к нашему роду». Али ему ответил: «Я, клянусь Аллахом, не сделаю этого. Если он откажется от нас, тогда после него никто из нас не станет преемником его».
Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) скончался поздним утром того же дня.
Рассказал мне Иакуб ибн Утба, со слов аз-Зухри, со слов Урвы, со слов Аиши. Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха вернулся в тот день, когда вошел в мечеть, и лег, положив мне на колени голову. Ко мне зашел один человек из рода Абу Бакра, держа в руке зеленую палочку-зубочистку. На эту палочку у него в руке Посланник Аллаха посмотрел так, что я поняла: он хочет ее. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Хочешь, чтобы я дала тебе эту зубочистку?» Он ответил: «Да». Я взяла палочку эту, пожевала ее, с тем чтобы она стала мягкой, потом отдала ее ему». Аиша говорила: «И он почистил зубы этой зубочисткой так тщательно, как никогда раньше, потом положил. Я обнаружила, что Посланник Аллаха отяжелел у меня на коленях, и стала разглядывать его лицо: его взгляд стал неподвижным, и он говорил: «Но Высшего друга в раю». Я спросила: «Тебе была дана возможность выбрать, и ты выбрал, клянусь тем, кто послал тебя с Истиной». И тут Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) умер».

Рассказал мне Иахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр, со слов отца своего Аббада, который говорил: «Я слышал, как Аиша рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) умер у меня на руках, а его голова находилась на моей груди ближе к шее, и в тот день, когда была моя очередь принимать его у себя, так что я никого не обидела. Моей глупостью по причине молодости было то, что Посланник Аллаха умер у меня на коленях. Потом я положила его голову на подушку и стала бить себя в грудь вместе с женщинами и бить себя по лицу».

Аз-Зухри передал: «Рассказал мне Сайд ибн аль-Мусаййаб со слов Абу Хурайры, который рассказывал: «Когда умер Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), Омар ибн аль-Хаттаб встал и сказал: «Люди из лицемеров утверждают, что Посланник Аллаха умер. Посланник Аллаха не умер. Но он ушел к своему Господу, подобно тому, как ушел Муса ибн Имран: он отсутствовал в своем народе в течение сорока дней, потом вернулся к ним уже после того, как сказали о нем, что он умер. Посланник Аллаха обязательно вернется, подобно тому как вернулся Муса, и отрубит руки и ноги тем, кто утверждал, что Посланник Аллаха умер».

Абу Бакр, когда дошла до него весть, приехал и сошел со своего верблюда возле дверей мечети. А Омар разговаривал с людьми. Не обращая ни на кого внимания, Абу Бакр вошел к Посланнику Аллаха, находящемуся в доме Аиши. Лицо Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) было закрыто; он лежал в углу комнаты Аиши, накрытый плащом. Он подошел и открыл лицо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), потом наклонился и поцеловал его. При этом Абу Бакр сказал: «О мой дорогой! Смерть, которую уготовил для тебя Аллах, ты уже вкусил. После этого тебя уже никогда не постигнет смерть!» Потом Абу Бакр снова закрыл лицо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) плащом и вышел. А Омар говорил с людьми. Абу Бакр сказал: «Успокойся, о Омар! Послушай!» Омар не послушался, продолжал говорить. Абу Бакр, увидев, что Омар не замолчал, обратился к людям. Люди, услышав его слова, повернулись к нему и оставили Омара. Абу Бакр восславил Аллаха и возблагодарил Его, потом сказал: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то пусть знают, что Мухаммад умер. А кто поклонялся Аллаху, то Аллах жив и не умирает!» Потом процитировал следующие аяты: «Мухаммад только лишь посланник. Посланники, пришедшие до него, тоже исчезли. Если он умрет или будет убит, что же вы: попятитесь назад [т. е. откажетесь от ислама]? А кто попятится назад, то он не нанесет этим Аллаху никакого ущерба: Аллах отблагодарит только благодарных» (3:144.)

Казалось, что люди не знали о ниспослании этих аятов до того, как прочитал их Абу Бакр тогда им. Люди взяли эти аяты от Абу Бакра и стали передавать из уст в уста. Абу Хурайра говорил, что Омар тогда сказал: «Клянусь Аллахом, аяты, которые я услышал от Абу Бакра, поразили меня словно гром, я упал на землю, меня не удержали ноги, я узнал, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) умер».


This post has been viewed 1216 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Сиратун Ннабий – 4й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru