29.03.2024

розы186Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖЕНЫ ПРОРОКА
(салляллаху аляйхи ва саллям)

Ибн Хишам передает: «Он оставил после себя девять жен. Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать: Хадиджа дочь Хувайлида — она была первой женщиной, на которой женился Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям); ее выдал замуж за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) ее отец Хувайлид ибн Асад; говорят также, что выдал ее замуж Ар ибн Хувайлид. Посланник Аллаха дал за нее двадцать молодых верблюдиц. Она родила Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) всех его детей, кроме Ибрахима. До него она была замужем за Абу Халой ибн Маликом из рода Бану Усайд, союзника Бану Абд ар-Дар, родила ему Хинда ибн Абу Халу, Зайнаб бинт Абу Хала. До Абу Халы она была замужем за Усаййиком ибн Абидом, родила ему Абдаллаха и Джарию.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям). Выдал ее замуж за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) ее отец Абу Бакр. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) дал за нее калым в четыреста дирхамов.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Сауде, дочери Замаа ибн Кайса ибн Абд Шамса ибн Абд Будда. Выдал ее замуж за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) Салим ибн Амр. Говорят также, что выдал ее за него Абу ХаТиб ибн Амр ибн Абд Шамс ибн Абд Вудд. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал за нее калым в размере четырехсот дирхамов.
Ибн Исхак возражает против этого, говоря, что в то время Сасим и Абу Хатиб находились в Эфиопии. Она была до Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) замужем за ас-Сакра-ном ибн Амром ибн Абд Шамсом ибн Абд Вуддом.

Посланник Аллаха был женат на Зайнаб, дочери Джахша ибн Рийаба аль-Асария. Ее выдал замуж за него ее брат Абу Ахмад ибн Джахш. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)дал за нее калым в размере четырехсот дирхамов. Она до него была женой Зайда ибн Харисы, вольноотпущенника Посланника Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Мы женили тебя на ней после того, как Зайд оставил ее».

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Умм Саламе, дочери Абу Умаййи ибн аль-Мугиры, ее имя Хинд. Выдал ее замуж за него Салама ибн Абу Салама, ее сын. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) дал за нее калым в виде матраца, набитого пальмовым волокном, кубок, блюдо и ручную мельницу. До Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) она была женой Абу Саламы ибн Абд аль-Асада, имя которого Абдаллах. Она родила первому мужу Саламу Омара, Зайнаб и Рукайю.

Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Хафсе, дочери Омара ибн аль-Хаттаба. Ее выдал замуж за него ее отец Омар ибн аль-Хаттаб. За ней Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)дал калым в размере четырехсот дирхамов. До Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)она была женой Хунайса ибн Хузафы ас-Сахмия.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Умм Хабиб. Ее имя Рамла, дочь Абу Суфьяна ибн Харба. Ее выдал за него Халид ибн Сайд ибн аль-Ас, когда они находились на земле Эфиопии. За нее уплатил калым Негус — правитель Эфиопии — вместо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) в размере четырехсот динаров. Именно Негус сосватал ее за Пророка. До Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) она была замужем за Убайдуллахом ибн Джахшем.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)был женат на Джувайрии, дочери аль-Харса ибн Абу Дирара аль-Хузаи. Она была в числе пленных Бану аль-Мусайлах из племени Хузаа, по жребию выпала на долю Сабита ибн Кайса ибн аш-Шаммаса аль-Ансари, который договорился с ней об освобождении ее за выкуп. Она пришла к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) с просьбой помочь ей уплатить выкуп за освобождение. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ей предложил: «А хочешь, я предложу тебе нечто лучшее, чем это?» Она спросила: «А что это?» Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Уплачу за тебя выкуп и женюсь на тебе». Она согласилась, и тогда он на ней женился.

Этот хадис передал нам Зийад ибн Абдаллах, со слов Мухаммада ибн Исхака, со слов Мухаммада ибн Джафара ибн аз-Зубайра, со слов Урвы, со слов Аиши.
Ибн Хишам сказал: «Говорят также, что когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) возвращался из похода против Бану аль-Мусталак, везя с собой Джувайрию бинт аль-Харс, находясь в месте под названием Зат аль-Джайш, он отдал Джувайрию одному из ансаров, приказав ему охранять ее. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вернулся в Медину, и тут приехал ее отец аль-Харс ибн Абу Дирар, чтобы выкупить свою дочь. Находясь в аль-Акике, он посмотрел на верблюдов, которых он привел для уплаты выкупа, и захотел оставить двух верблюдов. Он их спрятал в одном из ущелий аль-Акика. Потом пришел к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «О Мухаммад! Вы пленили мою дочь. Вот выкуп за нее». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил его: «А где те два верблюда, которых ты спрятал в таком-то ущелье аль-Акика?» Аль-Харс тогда воскликнул: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, что ты — Посланник Аллаха! Ей-богу, никто, кроме Всевышнего Аллаха, этого не видел!» Аль-Харс принял ислам, вместе с ним приняли ислам два его сына и многие люди из его племени. Он послал за теми двумя верблюдами, и их привели. Он отдал верблюдов Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и взамен получил свою дочь Джувайрию. Она приняла ислам и была хорошей мусульманкой. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сосватал ее у отца, и он выдал ее замуж за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)уплатил за нее калым в четыреста дирхамов. До Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) она была женой родного брата по имени Абдаллах. Говорят также, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) купил ее у Сабита ибн Кайса, дал ей свободу, а затем женился на ней, уплатив калым в четыреста дирхамов.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)был женат на Сафийи, дочери Хуваййа ибн Ахтаба. Она была в числе пленных Хайбара, и Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)выбрал ее для себя. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)устроил свадебный пир, в котором не было ни жира, ни мяса, была лишь ячменная каша и финики. Раньше она была женой Кинаны ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайка.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Маймуне, дочери аль-Харса ибн Хазна ибн Букайра ибн Хазама. Ее выдал замуж за него аль-Аббас ибн Абдаль — Мутталиб. Аль-Аббас уплатил за нее калым вместо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) в размере четырехсот дирхамов. До него она была замужем за Абу Рухмом ибн Абд аль-Уззой ибн Абу Кайсом ибн Абд Вуддом. Говорят также, что это она сама предложила себя Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям). Случилось так, что Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) просил ее руки, когда она сидела на верблюде. Она ответила: «Верблюд и то, что на нем, принадлежат Аллаху и Его посланнику». В Коране об этом сказано: «И верующую женщину, если она отдала сама себя Пророку, если Пророк пожелает на ней жениться…» (33:50.)
Говорят также, что женщиной, отдавшей себя Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), была Зайнаб, дочь Джахша. По другой версии — это была Умм Шурайк Газия, дочь Джабира ибн Вахба. Есть еще утверждение, что это была женщина из Бану Сама ибн Лувай и что Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) отложил женитьбу на ней.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был женат на Зайнаб, дочери Хузаймы ибн аль-Харса. Ее называли Умм аль-Масакин — «Мать бедных» из-за ее милости и сострадания к ним. Ее выдал замуж за Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) Кабиса ибн Амр аль-Хилали. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал за нее калым в четыреста дирхамов. До Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) она была женой Убайды ибн аль-Харса ибн аль-Мутталиба, а до Убайды — женой Джахша ибн Омара ибн аль-Харса, который приходился ей двоюродным братом.

Это те жены, с которыми Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вел совместную жизнь. Их было одиннадцать.

До Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) умерли две из них: Хадиджа, дочь Хувайлида, и Зайнаб, дочь Хузаймы. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) умер, оставив девять жен. С двумя женами Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) не жил. Это были Асма, дочь ан-Нуамана аль-Кинди. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) женился на ней и, обнаружив на ее теле белые пятна, вернул ее обратно к ее семье; а также Амра, дочь Иазида аль-Килабы. Она была еще недавно неверной, и когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)приблизился к ней, попросила помощи у Аллаха, говоря: «Упаси Аллах меня от него!» Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто обращается за помощью к Аллаху, тот спасен!» И вернул ее назад к семье. Говорят также, что обратившейся за помощью против Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)была женщина из племени Кинд, двоюродная сестра Асмы, дочери ан-Нуамана. Рассказывают, что когда Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) ее позвал, она сказал: «Мы такой народ, что идут к нам, а не мы идем». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) вернул ее к ее семье.

Курайшиток из жен Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) было шесть: Хадиджа дочь Хувайлида, Аиша дочь Абу Бакра, Хафса дочь Омара ибн аль-Хаттаба, Умм Хабиба дочь Абу Суфьяна ибн Харба, Умм Салама дочь Абу Умаййи, Сауда дочь Замаа ибн Кайса.

Жен из других арабских племен было шесть: Зайнаб дочь Джахша ибн Рийаба, Маймуна дочь аль-Харса ибн Хазна, Зайнаб дочь Хузаймы ибн аль-Харса, Джувайрия дочь аль-Харса ибн Абу Дирара из рода аль-Хузаи, затем аль-Мусталаки, Асма дочь ан-Нуамана аль-Кинди, Амра дочь Иазида аль-Килаби.

Из неарабок была Сафийа дочь Хуваййа ибн Ахтаба из Бану ан-Надир.

История выбора преемника Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)

Ибн Исхак передал: «Когда Посланник Аллаха умер, группа ансаров сплотились вокруг Саада ибн Убады во дворе Бану Сайда. Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убай-дуллах уединились в доме Фатимы. Остальные мухаджиры присоединились к Абу Бакру и Омару. Вместе с ними примкнули к ним и Усайд ибн Худайр во главе с Бану Абд аль-Ашхаль. К Абу Бакру и Омару пришел человек и сказал: «Ансары собрались вокруг Саада ибн Убады во дворе Бану Сайда: если вы хотите возглавить людей, то поспешите к ним, пока дело их не приняло серьезного оборота!» А Посланник Аллаха лежал в своем доме — не-обмытый и неприбранный, его родственники заперли двери дома. Омар рассказывал: «Я Абу Бакру тогда сказал: «Пойдем вместе к нашим братьям-ансарам и посмотрим, что они замышляют!»

Историю эту — когда собрались ансары во дворе Бану Саада — передал мне Абдаллах ибн Абу Бакр, со слов ибн Шихаба аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который рассказывал: «Мне сообщил Абд ар-Рахман ибн Ауф. Я находился на его стоянке на горе Мина и ждал его. А он был при Омаре во время последнего паломничества, которое совершил Омар. Абд ар-Рахман ибн Ауф, вернувшись к себе на стоянку, нашел меня на его стоянке на горе Мина, ожидавшего его. Я ему читал Коран. Мне тогда Абд ар-Рахман ибн Ауф сказал: «Если бы ты видел человека, который пришел к эмиру верующих [халифу] и сказал: «О эмир верующих! Гакой-то человек говорит про тебя: «Ей-богу,
если бы умер Омар ибн аль-Хаттаб, я бы присягнул тому-то. Присяганне Абу Бакру было внезапным, без предварительного согласования, и эта присяга уже потеряла свою силу». Омар рассердился и сказал: «Я, с позволения Аллаха, сегодня вечером обращусь к людям и предупрежу их относительно тех, которые хотят вызвать у них недовольство властью». Абд ар-Рахман говорил: «Я сказал: «О эмир верующих! Не делай этого! Во время паломничества собирается всякий народ: чернь, невежественная масса. Именно они преимущественно будут находиться возле тебя, когда ты обратишься к людям. Я боюсь, что ты скажешь им что-нибудь, и они начнут распространять твои слова повсюду, не поняв до конца их и извратив их смысл. Подожди, пока не вернешься в Медину. Медина — это место, откуда обычно исходят сунны. Придешь к знающим, высокородным родным людям и скажешь уже с уверенностью в том, что эти люди поймут твои слова правильно». Омар ответил: «Если пожелает Аллах, я обязательно сделаю это во время своего первого же выступления перед людьми в Медине».
Мы вернулись в Медину по истечении месяца зуль-хиджжа. Когда наступила пятница, ровно в полдень я поспешил в мечеть и нашел там Сайда ибн Зайда ибн Амра, сидящего на углу кафедры. Я сел так же, как и он, так что мое колено касалось его колена. Не успел я устроиться как следует, как вышел Омар ибн аль-Хаттаб. Увидев Омара, направляющегося к кафедре, я сказал Сайду ибн Зайду: «Он в этот день с этой кафедры скажет то, что не говорил с тех пор, как стал халифом». Сайд ибн Зайд со мной не согласился, говоря: «Не может быть, чтобы он сказал что-то новое». Омар сел на кафедру, и когда муэдзин умолк, встал, прославив Аллаха, потом сказал: «Я сегодня скажу вам то, что мне было суждено говорить. Я не знаю, может, уже наступил мой срок. Кто поймет разумом мои слова и осознает их, то пусть донесет их до того места, где остановится его верблюдица! А кто боится, что не поймет их, то никому не позволено оболгать меня. Аллах послал Мухаммада и ниспослал ему Писание, в том числе Он ниспослал ему аяты — о правилах побивания камнями. Мы читали эти аяты, поняли их и осознали. Посланник Аллаха велел наказать, кидая камни, а за ним мы делали то же самое. Я боюсь, что когда пройдет время, кто-нибудь да скажет: «Мы в Книге Всевышнего и Всеславного Аллаха не находим слов о побивании камнями. И, таким образом, люди будут заблуждаться, не исполняя обряд, установленный Аллахом. Побивание камнями по Книге Аллаха справедливо для тех, кто совершил прелюбодеяние в отношении целомудренных мужчин и женщин — если это доказано, если наступила беременность или если последовало признание. Потом мы читали в Книге Аллаха также, что нельзя отказываться от отцов своих, ибо это грех. Разве Посланник Аллаха не говорил: «Не превозносите меня подобно тому, как превозносят Ису сына Марьям, а говорите: «Раб Аллаха и Его посланник!» Потом дошло до меня, что некто сказал: «Ей-богу, если бы умер Омар ибн Хаттаб, я бы присягнул тому-то!» Пусть не обольщается человек словами, что «присягание Абу Бакру было внезапным, и оно уже прекратило свое действие». Оно было таковым. Но Аллах уберег от дурного в этом присягании. Среди вас нет такого человека, признанного всеми, перед которым гнули бы шеи, как перед Абу Бакром. Кто присягнул человеку, не посоветовавшись с мусульманами, то ни его присяга, ни тот, кому он присягнул, недействительны, и они оба рискуют быть убитыми.

Когда умер Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), мы узнали, что ансары нам изменили. Они собрались вместе со своими вождями под навесом Бану Сайда. От нас откололся Али ибн Абу Талиб, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и те, кто их поддерживал. Мухаджиры выступали за Абу Бакра. А Абу Бакру сказал: «Пойдем вместе к нашим братьям-ансарам!» Пошли к ним. Нам встретились двое из них, благочестивые, и рассказали нам, о чем сговариваются люди [т. е. ансары]. Один из них спросил: «Куда направляетесь, о, мухаджиры?» Мы ответили: «Мы идем к нашим братьям-ансарам». Они сказали: «Вам не следует идти к ним, о, мухаджиры! Осуществляйте свою власть!» Но я сказал: «Ей-богу, нам обязательно надо пойти к ним!» Мы пошли дальше к ним во двор Бану Сайда. Среди них был человек, закутанный в плащ. Я спросил: «Кто это?» Мне ответили: «Саад ибн Убада». Я спросил: «Что с ним?» Они ответили: «Он болен». Когда мы уселись, их хатиб — проповедник — произнес слова исповедания веры, прославил Аллаха, потом сказал: «Мы — помощники Аллаха и отряд ислама. Вы, о, мухаджиры, лишь группа людей, живущие среди нас. Вы отделились от вашего народа». Омар объяснил: «Они хотели лишить нас нашего корня [т. е. принадлежности к племени курайшитов] и отнять у нас власть. Когда проповедник умолк, мне захотелось высказаться. Я уже подготовил про себя те слова, которые собирался сказать, и они мне понравились. Я хотел высказать эти слова раньше, чем Абу Бакр начнет говорить. Ибо скрывал от него некоторую горячность слов. Абу Бакр сказал: «Не горячись, о Омар!» Я не захотел его сердить. Начал говорить Абу Бакр, ибо он знал больше меня и был солиднее. И, клянусь Аллахом, он сказал в своей импровизированной речи те же самые слова, которые собирался говорить я, или похожие, или даже лучше, пока не закончил. Он говорил: «Все то, что вы сказали о себе хорошего, — вы этим обладаете. Но арабы признают власть только курайшита, ибо курайшиты — это самая середина арабов по происхождению и по месту проживания в стране. Я предлагаю вам этих двух мужчин на выбор. Присягните тому, кому захотите». Абу Бакр взял мою руку и руку Абу Убайды ибн аль-Джарраха — он сидел между нами. Из всего сказанного Абу Бакром мне не понравились только эти слова. Я был готов, ей-богу, чтобы отрубили мне голову, но только чтобы не стать правителем над людьми, в том числе и над Абу Бакром. Один из ансаров сказал: «Пусть у нас будет свой эмир. А у вас — свой, курайшиты!» Поднялся шум, стали кричать. Я испугался, что произойдет раскол, и закричал: «Протяни руку, о Абу Бакр!» Он протянул руку, и я присягнул ему. Потом принесли присягу мухаджиры, а затем и ансары. Мы бросились на Саада ибн Убаду. Один из ансаров сказал: «Вы же убиваете Саада ибн Убаду!» Я ответил: «Аллах убьет Саада ибн Убаду!»
Аз-Зухри передал: «Мне сообщил Урва ибн аэ-Зубайр, что одним из тех двух человек из ансаров, которых встретили мухаджиры, когда направлялись к ансарам, был Уайм ибн Сайда, а другим — Маан ибн Адий из Бану аль-Аджлан. А что касается Уайма ибн Сайды, то он, как нам сообщили, именно из тех, о которых у Пророка спрашивали, кто они такие, о которых Аллах сказал: «Среди них есть люди, которые любят чистоплотность, — Аллах любит чистоплотных».

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)сказал: «Да, один из них Уайм ибн Сайда». О Маане ибн Адий нам рассказали следующее: «Люди, оплакивая Посланника Аллаха, причитали: «О, если бы мы умерли раньше, чем он! Мы боимся, что после его смерти нас будут отвращать от нашей веры». Тогда Маан ибн Адий произнес: «Но я, ей-богу, не хотел бы умереть раньше, чем он, чтобы поддержать его мертвого, подобно тому, как поддерживал его живого!» Маан был убит в аль-Иамане во время правления халифа Абу Бакра в битве с лжепророком Мусайлимой.
Мне рассказал аз-Зухри. Он сказал: «Мне рассказал Анас ибн Малик следующее: «Когда Абу Бакру присягнули во дворе и наступил другой день, Абу Бакр сел на минбар. Тут встал Омар и начал говорить до Абу Бакра. Он восславил Аллаха, потом сказал: «О люди! Я вчера сказал вам то, чего не было и я не нашел этого в Книге Аллаха. Этого мне Посланник Аллаха тоже не завещал. Но я думал, что Посланник Аллаха будет устраивать наши дела [говорит: будет последним из нас]. Аллах оставил среди вас свою Книгу, при помощи которой Аллах наставлял Пророка на путь истинный. Если вы будете придерживаться этой Книги, то Аллах наставит вас на путь праведный так же, как Он вел Пророка по нему. Аллах возложил власть над вами на лучшего из вас — сподвижника Пророка, второго из двоих, когда они были в пещере. Встаньте и присягните ему!» И люди принесли Абу Бакру общую присягу после присяги во дворе Бану Сайда.

Потом начал говорить Абу Бакр. Он восславил Аллаха, потом сказал: «О люди! Я стал вашим правителем. Но я не самый лучший из вас. Если я буду поступать хорошо, то помогите мне; а если я буду поступать плохо, то поправляйте меня. Правдивость есть верность, а ложь есть предательство. Слабый среди вас — при мне будет сильным, когда я верну ему его же права, с позволения Аллаха. Сильный среди вас — при мне будет слабым, когда я лишу его прав, с позволения Аллаха. Как только мусульмане прекратят священную войну (джихад) на пути Аллаха, Аллах тогда сделает их униженными. Среди мусульман никогда не должно распространяться распутство, в противном случае Аллах пошлет на них несчастье. Повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху и Его посланнику. Если я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, то вы вправе не подчиняться мне. Поднимайтесь и совершайте свои молитвы, и да будет к вам Аллах милостив».

Рассказал мне Хусайн ибн Абдаллах, со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «Я шел вместе с Омаром, когда он был халифом. Он шел по своим делам, в руке держал плеть. Кроме меня, рядом с ним никого не было. (Он сам с собой разговаривал, ударяя плетью по правой ноге.) Тут он обратился ко мне и спросил: «О ибн Аббас! Знаешь ли ты, что побудило меня сказать те слова, которые я сказал, когда умер Посланник Аллаха?» Я ответил: «Не знаю, о, эмир верующих! Гебе лучше знать». Он сказал: «Меня побудило к этому то, что я читал в следующих аятах: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143.) Клянусь Аллахом, я думал, что Посланник Аллаха останется во главе своей уммы [общины], чтобы быть свидетелем самого последнего дела уммы. Именно это и побудило меня сказать то, что я сказал тогда».

Подготовка Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к погребению и погребение

Когда присягнули Абу Бакру, люди начали готовить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к погребению во вторник. Рассказали мне Абдаллах ибн Абу Бакр, Хусайн ибн Абдаллах и другие наши сподвижники, что Али ибн Абу Талиб, аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб, аль-Фадл ибн аль-Аббас, Кусам ибн аль-Аббас, Усама ибн Зайд, Шукран, вольноотпущенник Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), обмыли тело Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Аус ибн Хаули из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж сказал Али ибн Абу Талибу: «Ради Аллаха, о, Али, позволь мне войти к Посланнику Аллаха!» Аус был одним из сподвижников Пророка и участником битвы при Бадре. Али ответил: «Заходи!» Аус зашел, сел и присутствовал во время обмывания Посланника Аллаха. Али ибн Абу Талиб прижал тело Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) к себе на грудь. Аль-Аббас, аль-Фадл и Кусам поворачивали тело Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) вместе с Али. Усама ибн Зайд и вольноотпущенник Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) Шукран поливали воду, а Али обмывал тело, прижав его к себе на грудь. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)был одет в свою рубашку, через которую Али натирал, не касаясь рукой тела Посланника Аллаха. Али приговаривал: «О дорогой ты мой! Как ты приятен и живым, и мертвым!!» И не было ничего такого у Посланника Аллаха, что обычно бывает у мертвых.

Рассказал мне Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов отца своего Аббада, со слов Аиши, которая говорила: «Когда собрались обмыть тело Посланника Аллаха, разошлись во мнениях, сказали: «Ей-богу, мы не знаем, как быть: снять ли одежду с Посланника Аллаха, как мы снимаем обычно одежду с наших усопших, или же обмыть его в одетом виде?» Когда они разошлись во мнениях, Аллах послал на них сон, и не было среди них никого, подбородок которого не коснулся бы груди своей. Потом к ним обратился из угла дома некто говорящий (а они не знали, кто он), который велел им обмыть Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) в одежде. Они подошли к телу Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) и обмыли его, одетым в рубашку свою, поливая его водой поверху рубашки, натирая его поверху рубашки, не касаясь тела его руками.
После завершения обмывания, тело Посланника Аллаха завернули в три савана — в два савана из сухайрийской материи (Сухар — название места на юге Аравийского полуострова) и в йеменский плащ. Об этом мне рассказал Джафар ибн Мухаммад, со слов отца своего, со слов своего деда Али ибн аль-Хусайна, а уже аз-Зухри — со слов Али ибн аль-Хусайна.

Передал мне Хусайн ибн Абдаллах, со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «Когда хотели выкопать могилу для Посланника Аллаха — для мекканцев могилу копал обычно Абу Убайда ибн аль-Джаррах — он делал могильник; а для мединцев могилу копал Абу Тальха Зайд ибн Сахль — он делал нишу в могиле — аль-Аббас вызвал двух человек. Одному из них он велел: «Иди к Абу Убайде ибн аль-Джарраху!», а другому: «Иди к Абу Тальхе!» О Боже! Выбери для Посланника Аллаха!» Человек, посланный к Абу Тальхе, нашел Абу Тальху и привел его. Он и сделал нишу в могиле Посланника Аллаха.

Когда подготовительные работы к погребению Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) были закончены, его положили на свою кровать в его комнате. Мусульмане разошлись во мнениях по поводу его погребения. Один из них предложил похоронить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)в его же мечети, а другой — вместе со сподвижниками Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Абу Бакр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Все пророки были похоронены там, где они умерли». Он поднял постель Посланника Аллаха, на которой он умер, и выкопали могилу на этом месте. Потом стали заходить люди к Посланнику Аллаха группами, читая молитву над его телом. Сначала заходили мужчины и, когда они закончили, впустили женщин. Когда прошли женщины, впустили детей. И никто не возглавил людей во время их молитвы над телом Посланника Аллаха.

Потом Посланник Аллаха был похоронен в середине ночи в ночь на среду.

Передал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов своей жены Фатимы, дочери Умары; со слов Амры, дочери Абд ар-Рахмана; со слов Аиши, которая говорила: «Мы узнали о погребении Посланника Аллаха только тогда, когда услышали звук лопат в середине ночи — в ночь на среду.
Тело Посланника Аллаха опустили в могилу Али ибн Абу Талиб, аль-Фадл ибн Аббас, Кусам ибн Аббас и Шукран, вольноотпущенник Посланника Аллаха. Аус ибн Хаули попросил Али ибн Абу Талиба разрешить ему принять участие в погребении Посланника Аллаха. Али ему сказал: «Спускайся!» Аус спустился в могилу вместе с другими. Уже когда Посланника Аллаха положили в могилу и засыпали землей, вольноотпущенник Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) Шукран взял бархатную материю, которую Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) расстилал на ложе, и зарыл ее в могилу. При этом он приговаривал: «Клянусь Аллахом, никто и никогда не будет пользоваться ею после тебя!» И она была зарыта в могилу вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Аль-Мугира ибн Шуаба утверждал, что он является самым последним человеком, увидевшим Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)при погребении. Он рассказывал: «Я взял свой перстень, бросил его в могилу и закричал, что я выронил свой перстень. Между тем, я бросил его намеренно, чтобы прикоснуться к Посланнику Аллаха и быть самым последним человеком, увидевшим Посланника Аллаха».

Рассказал мне мой отец Исхак ибн Иасар со слов Миксама Абу аль-Касима, вольноотпущенника Абдаллаха ибн аль-Хариса, со слов его союзника Абдаллаха ибн аль-Хариса, который говорил: «Я вместе с Али ибн Абу Талибом во время правления Омара совершил малый хадж или же это было уже при Османе. Али остановился у своей сестры Умм Хани бинт Абу Талиб. Закончив малое паломничество, он вернулся. Ему подали воду, и он умылся. Как только он умылся, к нему пришла группа людей из Ирака, и они ему сказали: «О Абу Хасан! Мы пришли к тебе, чтобы спросить об одном деле — мы хотели бы, чтобы ты рассказал нам об этом». Али ответил: «Я думаю, Аль-Мугира ибн Шуаба вам рассказывал, что он является самым последним человеком, увидевшим тело Посланника Аллаха». Они ответили: «Да, поэтому мы и пришли к тебе, чтобы спросить у тебя». Али ответил: «Самым последним человеком, увидевшим тело Посланника Аллаха, был Кусам ибн Аббас».

Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Салих ибн Кайсан со слов аз-Зух-ри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха, который говорил, что ему Аиша рассказала следующее: «На Посланнике Аллаха был черный плащ, когда усилилась его болезнь: он то закрывал им свое лицо, то открывал его. При этом приговаривал: «Проклят народ, который превращает могилы своих пророков в места поклонения», предупреждая свою общину от этого».

Рассказал мне Салих ибн Кайсан, со слов аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха, со слов Аиши, которая говорила: «Последним заветом Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) были слова: «На Аравийском полуострове не должно быть двух религий».

Смерть Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)для мусульман явилась великим несчастьем. Аиша, как мне говорили, рассказывала: «Когда умер Посланник Аллаха, арабы стали отказываться от ислама, подняли голову иудеи и христиане. Возникло лицемерие в религии. Мусульманская община стала подобна отаре овец, оказавшейся под ливневым дождем в холодную зимнюю ночь из-за потери своего Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), пока Аллах не собрал их вокруг Абу Бакра.

Ибн Хишам передал: «Рассказал мне Абу Убайда и другие знатоки преданий, что большинство жителей Мекки после смерти Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) задумали отречься от ислама и хотели уже так поступить. Их испугался даже Аттаб ибн Усайд (он был правителем Мекки, когда умер Пророк) и скрылся. Тогда встал Сухайль ибн Амр, восславил Аллаха, упомянул кончину Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «Это лишь усилит ислам. А кто сеет семена сомнений среди нас, тому мы отрубим голову!» Люди отказались от своих намерений. И тут вышел из своего укрытия Аттиб ибн Усайд и занял свой пост. Это был именно тот поступок Сухайла ибн Амра, который имел в виду Пророк, когда говорил Омару ибн аль-Хаттабу следующие слова: «Он совершит такой поступок, который тебе будет приятен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *