ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 4 (для 4 курса)

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПОХОД НА ТАБУК В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ 9 ГОДА ХИДЖРЫ

Рассказал нам Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам. Он говорил: рассказал нам Зийад ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухаммеда ибн Ис-хака аль-Мутталиба. Ибн Исхак говорил: «Потом Посланник Аллаха находился в Медине в период с зу аль-хиджжы до раджаба, затем приказал людям готовиться в поход на Византию. Нам рассказали об этом аз-Зухри, Иазид ибн Руман, Абдаллах ибн Абу Бакр, Асим ибн Омар и другие наши улемы — каждый рассказал о том, что дошло до него о походе в Табук. Одни из них передали те события, которых не было в рассказах других. Итак, Посланник Аллаха приказал людям готовиться к походу на Византию. Было это в тяжелое для людей время, в период сильной жары и засухи, когда созрели финики. Люди хотели собирать финики и находиться в тени, не хотели отправляться в поход в такое время. Пророк очень редко отправлялся в поход без того, чтобы не намекнуть о цели его. Он сообщил, что не намеревается отправляться в сторону побережья, где еще не покорились ему. Было ясно, что он хочет идти на Табук. Он объяснил это людям отсутствием доверия, трудностью времени, многочисленностью врагов, противостоящих ему, и чтобы люди тщательно готовились к этому. Приказал людям собраться, сообщил им, что собирается идти на Византию.

Однажды, готовясь к походу, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) обратился к аль-Джадду ибн Кайсу из племени Бану Салама: «О Джадд! Пойдешь в этом году воевать против Бану аль-Асфар (т. е. византийцев)?» Ответил: «О Посланник Аллаха!Разреши мне остаться и не соблазняй! Ей-богу, все мои родичи знают, какой я поклонник женщин и я боюсь, что не удержусь, увидев женщин Бану аль-Асфар». Пророк отвернулся от него и сказал: «Разрешаю тебе остаться». Относительно аль-Джадда ибн Кайса был ниспослан следующий аят: «Среди них есть и такие, которые говорят: «Разреши мне остаться и не соблазняй!» Разве они уже не впали в соблазн? Воистину ад окружен неверными» (9:49). То есть, если он говорит, что боится соблазна женщин Бану аль-Асфар, то он впал в еще большее искушение, отказавшись от участия в походе Пророка. Лицемеры между собой говорили: «Не пойдем в такую жару», отказываясь от джихада, сомневаясь в истинности веры, распространяли разные слухи о Посланнике Аллаха. Об этом в Коране сказано: «Они говорили: не ходите в такую жару! Скажи: огонь ада еще жарче. Если бы только они понимали это! Пусть немного они посмеются, но плакать им много придется, за то, что они получили для себя».

Ибн Хишам сказал: рассказал мне заслуживающий доверия человек со слов некоего человека, который передал ему рассказ Мухаммада ибн Тальхи ибн Абд ар-Рахмана, со слов Исхака ибн Ибрахима ибн Абдаллаха ибн Ха-рисы, со слов отца своего, со слов своего деда, который говорил: «Посланнику Аллаха стало известно, что группа лицемеров собираются в доме Сувай-лама аль-Иахуди. Его дом находился в месте под названием Джасум и там они отговаривали людей от участия в походе Пророка на Табук. Пророк направил к ним Тальху ибн Убайдуллаха с группой своих сподвижников и приказал сжечь вместе с людьми дом Сувайлама. Тальха исполнил приказ. Ад-Даххак ибн Халифа прорвался через заднюю стену дома, сломал себе ногу. Его приятели тоже прорвались и ускользнули. Об этом ад-Даххак сложил стихотворение:

Клянусь Святыней Аллаха, в огне Мухаммада Чуть не сгорели ад-Даххак и Ибн Убайрак. Но я спасся, спрыгнув с крыши дома Сувайлама, Опираясь на сломанную ногу и локоть. Мир вам! Больше не совершу такое: Боюсь, ибо кто попадает в огонь, сгорает».

Ибн Исхак далее рассказывает: потом Посланник Аллаха усердно готовился к походу, велел людям подготовить все необходимое, богатых людей призвал помочь со снаряжением и верховыми животными во имя Аллаха. Богачи внесли свой вклад в дело. Осман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, израсходовал большую сумму в это дело — никто больше него не израсходовал.

Ибн Хишам передал: рассказал мне человек, которому я верю, что Ос-ман ибн Аффан израсходовал в пользу армии в трудное время для похода на Табук тысяча динаров. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) тогда воскликнул: «О Боже! Будь доволен Османом! Я им доволен».

Потом к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) пришли мусульмане: они плакали. Их было семь человек, были среди них ансары и другие. Они попросили Посланника Аллаха дать им верблюдов для похода, ибо были бедными. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)сказал, что у него нет верблюдов, на которых он бы их посадил и они ушли, плача горькими слезами, расстроенные тем, что не могут найти средств для участия в походе.

Мне передали, что Ибн Йамин ибн Умайр встретил Абу Лайлу Абд ар-Рахмана ибн Кааба и Абдаллаха ибн Мугфила: они оба плакали. Спросил: «Почему вы плачете?» Ответили: «Мы пришли к Посланнику Аллаха, чтобы он дал нам верховых животных, но мы не нашли у него то, на чем мы могли бы ехать. А у нас нет средств для того, чтобы поехать вместе с ним в поход». Тогда он отдал им своего верблюда, на котором возил воду и они оседлали его. Потом дал им немного фиников. Таким образом они смогли выехать вместе с Пророком. Потом к нему пришли кочевники и извинились за то, что не смогут выступить вместе с ним в поход. Но Аллах их не простил. Мне говорили, что это была группа людей из Бану Гифар.
Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжал готовиться к походу и решил выступить. Группа мусульман решила воздержаться от выступления в поход вместе с Посланником Аллаха и они остались. Это были истинные мусульмане, ничем не запятнавшие свою веру. Выступив в поход, Пророк разбил свой лагерь в лощине аль-Ваада.

Ибн Хишам передал: оставил во главе Медины Мухаммада ибн Масла-му аль-Ансари. Абд аль-Азиз ибн Мухаммад ад-Дараварди со слов своего отца говорил, что Посланник Аллаха оставил в Медине своим наместником, выезжая в Табук, Сибаа ибн Урфуту.

Ибн Исхак рассказывал: Абдаллах ибн Убайй разбил свой лагерь отдельно от Пророка, ниже его лагеря, в стороне Зубаб близ Медины. Как утверждают, лагерь Абдаллаха ибн Убайй был не меньше лагеря Пророка. Когда Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) двинулся в путь, Абдаллах ибн Убайй отстал от него вместе с лицемерами и сомневающимися. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) оставил Алия ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, поручив ему позаботиться о своей семье и жить вместе с ними. Лицемеры стали распространять сплетни, говоря: «Он оставил его потому, что тяготился им и хотел избавиться от него». Когда лицемеры сказали эти слова, Али ибн Абу Талиб взял свое оружие и поехал к Посланнику Аллаха, который находился тогда в аль-Джурфе (название места, расположенного в трех милях севернее Медины). Он сказал: «О пророк Аллаха! Лицемеры утверждают, что ты оставил меня потому, что тяготишься мной и хочешь избавиться от меня». Пророк ответил: «Они лгут. Я оставил тебя, чтобы ты позаботился о моей семье, которую я оставляю. Возвращайся и позаботься о моей и своей семьях. Разве ты не доволен, о Али, тем, что занимаешь при мне такое же место, которое занимал Харун при Мусе. Но только после меня не будет пророка». Али вернулся в Медину, а Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжал свой путь.

Когда уже прошло несколько дней после отъезда Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), Абу Хайсама вернулся домой. Был жаркий день. Каждая из его двух жен находилась в своей беседке, обвитой виноградной лозой. Они обе полили свои беседки водой, охладили ему воду и приготовили пищу. Он вошел, встал в дверях беседки, посмотрел на своих жен, увидел, что они для него сделали, и воскликнул: «Посланник Аллаха — под солнцем, ветром и жарой, а Абу Хайсама — в прохладной тени, для него приготовлена пища, у него красивая жена, он сидит на своем богатстве! Это несправедливо». Потом он заявил: «Клянусь Аллахом! Не войду ни к кому из вас в беседку! Поеду к Посланнику Аллаха! Готовьте мне снаряжение в дорогу!» Они исполнили его приказ. Потом привел верблюда, на котором воду возят, и, оседлав его, поехал вдогонку Посланнику Аллаха. Догнал его, когда он остановился в Табуке. В пути Абу Хайсаму догнал Умайр ибн Вахб аль-Джумахи, направляющегося тоже к Пророку. Дальше они поехали вместе. Когда приблизились к Табуку, Абу Хайсама сказал Умайру ибн Вахбу: «У меня есть грех, и ты не должен отставать от меня, пока я не дойду до Посланника Аллаха!»
Умайр сделал так, как он велел. Когда Абу Хайсама приблизился к Пророку, остановившемуся в Табуке, люди сообщили, что приближается верховой по дороге. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Должно быть, это Абу Хайсама». Люди воскликнули: «О Посланник Аллаха! Это, ей-богу, Абу Хайсама!» Когда Абу Хайсама слез с верблюда, подошел и поприветствовал Посланника Аллаха, он погрозил ему: «Поберегись, о Абу Хайсама!» Потом Абу Хайсама поведал свою историю. Пророк сказал ему добрые слова и пожелал ему добра.

Проезжая мимо местечка аль-Хиджр, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) там сделал привал, и стали люди брать воду из колодца. Когда они начали это делать, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Не пейте воду из колодца этого и не совершайте омовения водой из него! Если вы замесили тесто водой из этого колодца, то вскормите его верблюду и ничего не ешьте из этого теста. И пусть никто из вас не выйдет сегодня в одиночку, а только вместе со своим приятелем». Люди исполнили приказание Пророка, кроме двух человек из Бану Сайда: один из них вышел по нужде, а другой — в поисках своего верблюда. Тот, который пошел по нужде, был задушен там, куда пошел; а тот, который отправился в поисках своего верблюда, был унесен ветром и сброшен в пропасть. Об этом сообщили Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям), и он воскликнул: «Разве я не говорил, чтобы никто из вас не отлучался в одиночку, а только вместе со своим приятелем». Потом Пророк прочитал молитву над тем человеком, который был задушен, и он выздоровел. А что касается другого, то эта пропасть вернула его Пророку, когда вернулся в Медину. Рассказ об этих двух людях передал ибн Сахла ибн Абу Бакр со слов Аббаса ибн Сахла ибн Саада ас-Саиди. Абдаллах ибн Абу Бакр говорил мне, что аль-Аббас назвал ему имена этих двух человек, но просил сохранить в тайне. Поэтому Абдаллах не назвал мне их имена.

Ибн Хишам сказал: «Мне передали рассказ аз-Зухри, который говорил, что, проезжая мимо аль-Хиджр, Посланник Аллаха закрыл лицо плащом и погнал свою верблюдицу, потом сказал: «Не заходите в дома тех, которые поступили несправедливо, иначе вы будете плакать, боясь, что с вами будет то же самое, что и с ними».

Ибн Исхак рассказывает: «Когда люди встали утром, у них не оказалось воды. Они пожаловались на это Пророку. Тогда он стал молиться, и Всемилостивый Аллах послал тучу, полил дождь, люди утолили жажду, удовлетворили все свои потребности в воде и еще взяли с собой».

Рассказал мне Асим ибн Омар со слов Махмуда ибн Лабида, со слов людей из Бану Абд аль-Ашхаль. Асим рассказывал, что он спросил Махмуда: «Знают ли люди, кто среди них лицемер?» Он ответил: «Да. Ей-богу, человек узнавал об этом от своего брата, от отца, дяди и в своей общине, потом друг друга укрывали». Потом Махмуд продолжал: «Мне сообщили люди моего рода со слов одного из лицемеров, известного своим лицемерием, который повсюду бывал вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям). Когда произошли все эти события в аль-Хиджре, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) молился, Аллах послал дождевую тучу, пошел дождь, люди утолили свою жажду, люди обратились к этому лицемеру и сказали: «Горе тебе! А что еще тебе надо?» Тот ответил: «Это лишь туча пришла и полила».

Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжил свой путь. На одной стоянке заблудилась его верблюдица. Сподвижники пошли ее искать. Возле Пророка находился один из его соратников — участник событий при аль-Акабе и Бадре по имени Умара ибн Хазм. В его группе был Зайд ибн аль-Лусайт из Бану Кайнука — он был лицемером. Итак, Зайд ибн аль-Лусайт, находящийся в группе Умары (а Умара находился возле Пророка), сказал: «Разве Мухаммад не утверждает, что он — Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), и сообщает вам вести с неба, а сам не знает, где его верблюдица?!» Пророк сказал (а Умара находился возле него): «Один человек говорит: «Вот Мухаммад сообщает вам, что он — Пророк и утверждает, что передает вам веление небесное, а сам не знает, где его верблюдица. Я, клянусь Аллахом, знаю только то, что сообщает мне Аллах. Аллах указал мне, где она находится. Она — в этой долине и в такой-то лощине со своим поводком запуталась в кустарнике. Идите и приведите ее ко мне!» Люди пошли и привели верблюдицу. Умара ибн Хазм вернулся к своей группе и сказал: «Клянусь Аллахом! Удивительную вещь рассказал нам только что Посланник Аллаха: ему сообщил Аллах о словах, сказанных одним человеком, который говорил то-то и то-то». Он повторил те же самые слова, которые произнес Зайд ибн аль-Лусайт перед этим. Один из людей, сидевший возле седла Умары и не присутствовавший при разговоре у Пророка, сказал: «Ей-богу, это Зайд сказал эти слова перед тем, как ты пришел». Умара пошел на Зайда, схватил его за горло, приговаривая: «Ко мне, рабы Аллаха, — у меня в группе злодей, а я не знаю. Уходи из моей группы, о враг Аллаха, и не сопровождай меня!»

Некоторые люди утверждают, что Зайд после этого раскаялся. А некоторые говорили, что он оставался со своим злом до самой смерти.
Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжил свой путь, а некоторые люди начали отставать от него. Люди сообщили ему об этом, говоря: «Посланник Аллаха, такой-то отстал». Пророк говорил: «Оставьте его: если он хороший человек, то с помощью Всевышнего Аллаха он догонит нас; а если не такой, то значит, что Аллах избавил вас от него». Даже когда ему сообщили, что отстал Абу Зарр и что его верблюд замедлил свой шаг, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) произнес ту же самую фразу. Абу Зарр, увидев, что его верблюд идет очень медленно, забрал свои вещи, нагрузил их себе на спину и пошел пешком по следам Посланника Аллаха. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сделал привал. Один из мусульман посмотрел и воскликнул: «Посланник Аллаха! По дороге идет человек — один». Пророк сказал: «Должно быть, это Абу Зарр». Разглядев человека, люди воскликнули: «О Посланник Аллаха! Это на самом деле Абу Зарр!» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) произнес: «Да смилуется Аллах над Абу Зарром: он шагает один, умрет в одиночестве и воскреснет в одиночестве».

Рассказал мне Бурайда ибн Суфьян аль-Аслами со слов Мухаммада ибн Кааба аль-Курази, со слов Абдаллаха ибн Масуда, который говорил: «Когда Осман сослал Абу Зарра в ар-Рабазу и там он умирал, возле него, кроме жены и слуги, никого не было. Он перед смертью завещал им: «Обмойте меня, заверните в саван и положите посреди дороги. Первого верхового, едущего мимо вас, попросите: «Это Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха! Помогите нам похоронить его!» Когда умер, они так и сделали: положили его посреди дороги. Подъехал Абдаллах ибн Масуд с группой паломников, совершающих малый хадж из Ирака. И тут они столкнулись с мертвецом посреди дороги, на которого чуть не наступил верблюд. Слуга подошел к ним и сказал: «Это — Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха. Помогите нам похоронить его». Тогда Абдаллах ибн Масуд начал плакать, приговаривая: «Посланник Аллаха был прав: ты ходил один, умер в одиночестве и воскреснешь в одиночестве». Он и его спутники спешились и похоронили его. Потом Абдаллах ибн Масуд рассказал своим спутникам его историю и том, что сказал о нем Пророк во время похода в Табук.

Группа лицемеров, в том числе Вадиа ибн Сабит из Бану Амр ибн Ауф и человек из племени Ашджаа, союзник Бану Салама по имени Мухашшин ибн Хумаййир, намекая на Пророка и его поход на Табук, говорили между собой: «Думает, что война с Бану аль-Асфар — то же самое, что война с кочевниками? Мы завтра будем связаны веревками в устрашение и назидание верующим». Мухашшин ибн Хумаййир воскликнул: «Клянусь Аллахом! Я предпочел бы, чтобы каждый из нас получил сто плетей, только бы избегнуть ниспослания Корана о нас за эти разговоры наши».
Как мне рассказывали, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) велел Аммару ибн Йасиру: «Догони этих людей, они ведь уже горели, и спроси их о том, что они говорили! Если начнут отрицать, скажи им: «Нет, вы говорили то-то и то-то». Аммар отправился к ним, все это им сказал, и они пришли к Посланнику Аллаха, прося у него прощения. Вадиа ибн Сабит подошел к Пророку, который стоял на своей верблюдице, схватился рукой за подпругу верблюдицы и начал говорить: «О Посланник Аллаха! Мы ведь только болтали и шутили!» Аллах ниспослал об этом: «Если ты спросишь их, то они говорят: «Мы только болтали и шутили». (9:65). Мухашшин ибн Хумаййир сказал: «О Посланник Аллаха! Меня подвело мое имя и имя отца, оно мне надоело!» (Мухашшин — «грубиян», ибн Хумаййир — «сын ослика».) Именно он был прощен в этом аяте, как Мухашшин ибн Хумаййир, т. е. грубиян, сын ослика, и назвался он именем Абд ар-Рахман — «раб Всемилостивого». Он просил Аллаха, чтобы дал возможность погибнуть в священной войне и чтобы никто не знал, где похоронен. Он был убит в битве при аль-Иамаме, и не осталось от него и следа.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)дошел до Табука, к нему пришел Иуханна ибн Рубы, правитель города Айла, и заключил с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям) договор о мире, уплатил джизью (дань). К Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) пришли жители Джарбы, Азраха и уплатили дань. Пророк дал им письменное свидетельство, которое сохранялось у них. Иуханне ибн Руба он написал: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это гарантия о безопасности от Аллаха и Мухаммада, пророка и посланника Аллаха Иуханне ибн Руба, жителям Айлы, их кораблям, караванам на суше и в море. Им гарантируется покровительство Аллаха, покровительство пророка Мухаммада, а также находящимся вместе с ними жителям Сирии, жителям Йемена, жителям побережья; кто из них совершит проступок, не будет отчужден от своего имущества. Он будет хорошо обращаться с людьми, не будет воспрепятствовать им брать воду, откуда они хотят, и следовать по тому пути, который они хотят на суше и в море».


This post has been viewed 824 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Сиратун Ннабий – 4й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru