28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ: ОСНОВА И СУЩНОСТЬ
ПОНЯТИЕ РАБИТЫ (ДУХОВНОЙ СВЯЗИ)

Подумайте о том, как имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) был обретшим фанаъ в своем учителе-наставнике Хаммаде. Он рассказывал, что никогда не спал, направив, вытянув свои ноги в сторону, где находится дом Хаммада. Именно соблюдение им этических норм по отношению к своему учителю послужило причиной того, что он соблюдал этические нормы по отношению к Пророку (мир ему и благословение) , так же как и любовь к Хаммаду послужила поводом его любви к Пророку (мир ему и благословение). И, следовательно, благодаря этому он стал соблюдающим этику почитания Всевышнего
Аллаха и именно поэтому он возлюбил Создателя.
Если ознакомиться с историей, мы увидим, что каждый, кто не соблюдал подобный порядок, становился невоспитанным, не имеющим понятия о правилах приличия.
В хадисе, переданном аль-Бухари, Пророк (мир ему и благословение) говорит:

نم هيلإ بحأ نوكأ ىتح مكدحا نمؤي لا : ملسو هيلع هّللا لىص لاق)يراخبلا هاور( ينعمجأ سانلاو هدلوو هدلاو
«Не будет полноценной вера ни у кого из вас, пока не возлюбит он меня больше, чем своих родителей, детей и всех людей». Мы должны знать, что указанный хадис никак не запрещает нам использовать средства и пути, которые усиливают нашу любовь к Посланнику Аллаха(мир ему и благословение) . Мы также видим, сколько различных пороков сегодня распространено среди народа, и сколькими путями мы вынуждены пользоваться для того, чтобы избавиться от них.
Посланник Аллаха(мир ему и благословение)  говорит:
اهوروزف روبقلا ةرايز نع مكتيهن تنك : ملسو هيلع هّللا لىص لاق
ةرخلآا مكركذت اهناف اهوروزف :يذمترلا ةياور فيو )ملسم هاور(
«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, а теперь же вы посещайте их, поистине, это напомнит вам о смерти» (Муслим). То есть кладбище является для вас средством, путем (васыла), который поясняет вам, что этот дольний мир не является вашим вечным пристанищем. Как явствует из сказанного, Пророк(мир ему и благословение)  не воспретил нам это средство, а напротив, разрешил его, ибо он служит нам напоминанием о жизни вечной.

В действительности, состояние, когда сердце человека охватывает жжение, означает, что к нему от праведного человека переходит хорошее состояние, которое в тарикате называется рабитой. Назовите его как хотите, но нам никак не подобает спорить между собой из-за названий. Известно, что основа тариката существовала еще с самого начала Ислама, как бы мы его ни назвали. Назовите его ихсаном (искренностью), или тасавуфом (суфизмом), или сулуком (тренировкой своего тела и души), однако нам нельзя, подобно маленьким детям, вести споры вокруг этих названий. К примеру, мы должны посмотреть, существовало ли в эпоху сподвижников явление, которое мы называем словом «любовь». И посмотрите, существуют ли сегодня такая рабита и любовь, какие были во времена сподвижников. Нет, не существуют. Фактически, самую полноценную рабиту сподвижники совершали на Пророка (мир ему и благословение), жившего в их времена. А сегодня существует множество различных категорий рабиты. Большинство людей совершают рабиту на мирское, их сердца связаны с благами бренного мира. Сколько же таких людей, сердца которых днем и ночью заняты мыслями о мирском: много ли я заработаю, откуда и что приобрету и т. д.! И сколько таких людей, которые опьянены любовью к определенным женщинам?!
Имам аль-Газали в своей книге «Ихьяъ» приводит стих, который повествует о любви Имраа аль-Кайса к своей возлюбленной Лейле, он служит пояснением вышесказанному:
رادجلا اذو رادجلا اذ لبقأو لىيل رايد رايدلا لىع رمأرايدلا نكس نم بح نكلو يبلق فغش رايدلا بح امو
Смысл: «Он все ходит по улице Лейлы и целует стены ее дома. Однако не любовь к стенам занимает его сердце, а Лейла, которая живет за этими стенами». Это и есть явный пример рабиты. Сегодня сколько таких молодых людей, сердца которых охвачены любовью и мирскими увлечениями?! Сколько матерей, которые совершают рабита и пребывают в мыслях о своих детях, заключенных в тюрьмы?! Сколько отцов, думающих о своих сыновьях, которые пребывают в горячих точках?! И сколько таких людей, мысленно связанных с родственниками, находящимися вдали от родины, в поездках?! Так что же тогда, весь мир впал в неверие?! Опровержение человеком рабиты является признаком того, что весы его разума неисправны. Это неумение разобраться в связи, имеющейся между Кораном и хадисами, попытки толковать аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение) по своему усмотрению и разумению, вырывая части из контекста, и когда в каком-либо вопросе возникает кажущееся несоответствие, неспособность вникать в его истинный смысл. Из-за подобных людей религгию Ислам постигло множество бед и трудностей.

Поэтому человек должен глубоко и основательно разбираться в смыслах аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), дабы не уподобиться тому, кто, смотря на начало математического уравнения и не поняв метод его решения, пытается давать ему оценку, чтобы не оказаться в числе тех, кто сам себя ввел в заблуждение и обман и вверг в огонь тех, кто последовал ему.
لىص يبنلل كىش هنع لىاعت هّللا ضير ركب ابا انديس نا يراخبلا ركذ دقف يأ ءلاخلا في ىتح هنع ملسو هيلع هّللا لىص هكاكفنا مدع ملسو هيلع هّللا هّللا لىص هنم ءايحلا هذخأي ههجو هّللا مرك ركب وبأ ناكو هتيناحور بسحب)46 .ص ،ةينسلا ةجهبلا( ملسو هيلع
В книге «Аль-Бахджат ас-саниййа» пишется, что сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) однажды обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)  и сказал: «О Пророк Аллаха (мир ему и благословение), твой образ сопровождает меня везде и всюду, и я не могу избавиться от него даже в отхожих местах». И Пророк (мир ему и благословение)  не возразил ему ничем. Постоянное представление мюридом Махмуда-афанди возле себя – одно дело, если у мюрида такое состояние, что он не может избавиться от этого, однако представление образа Махмуд-афанди (да будет свята его душа!) в грязных местах – порицаемое деяние. В книге «Тухббат аль-ахбаб» пишется, что когда у Махмуда-афанди во рту накапливалась слюна, он сразу не выплевывал ее, а делал это спустя некоторое время. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Передо мной бывает Пророк (мир ему и благословение), с левой стороны бывает Халидшах аль-Багдади, а справа – Бахаудддин ан-Накшбанди, и я не нахожу места, куда бы мог выплюнуть слюну, поэтому я, наклонившись, плюю ее под свою ногу». Посмотрите, до какой степени эти праведники тренируют свое эго (нафс).
Когда Саид-афанди (да будет свята его душа!) был у меня в гостях в Дамаске, то рассказал мне следующее. Проснувшись, он спросил, где находятся его носки. Я отдал ему носки, затем он сказал: «Большинство тарикатских этических норм я перенял
у Абдурашида из селения Алмак. Он (Абдурашид) говорил: “Со дня вступления в тарикат я не мог оставить ноги босыми, ибо со мной постоянно бывали равхани шейхов”».
قداصلا رفعج ةيناحور نم ضيفتسي )يماطسبلا ديزي وبأ يأ( ناك هنكلو) 8 .ج ،372 .ص(
Имам Джурджаний (да смилуется над ним Алллах) в книге «Шарх аль-мавакиф» на 37 2-й странице третьего тома пишет, что Абу Язид аль-Бастами (да смилуется над ним Аллах) постоянно стремился получить файз (свет познания Аллаха) от равхани Джа‘‘фара ас-Садика (да будет свята его душа!). Если бы этот аспект хоть немного противоречил истинному вероубеждению, то разве написал бы об этом имам Джурджаний в толстых, объемистых книгах по вероучению?! Нет, никогда не написал бы. На самом деле, люди, которые отвергают рабита, вовсе не знают, что это такое, ни согласно религиозным знаниям, ни в отношении богоданных состояний (халь).

Мухаммад ибн Ас‘ад (да смилуется над ним Аллах) в книге «Бугят аль-ваджид» (стр. 147) приводит словва Мулла Али Кари, высказанные им в книге «Шарх аш-шамаиль»:
روص غيلبت يغبنيو : لئما شلا حشر في يراقلا ليع لالما ققحلما ةملاعلا لاق ما ك ةكرب مهروص راضحا في نإف مهاري لم نم لىا نيدلا لهأ نم ءما ظعلا ةروصلاب قلعتلاو اعشر عفان بولطم رمأ روصلا ظفح ناو مهتاقلام في
بصعتم لاإ هركني لا رمأ اذهو تلق .ىهتنا .ةباحصلا نع تباث ءشي)147 .ص ،دجاولا ةيغب( قيقحتلاو قحلا نع ديعب لهاج
«Фотографии, портреты великих ученых-богословов подобает довести до людей, которые не видели их. Поистине, в их поминании заключена благодать, подобно тому, как она есть и во встрече с ними. Хранение этих фотографий, согласно Шариату, является требуемым делом, в нем заключена польза. Вешание портретов, фотографий на стены – это достоверный, ясный факт, который дошел до нас от сподвижников». Далее Мухаммад ибн Ас‘ад говорит: «Это отвергает только невежда, который, будучи сам неправ, фанатично настаивает на своем, и который далек от истины».
Также обратите внимание на телефон, который сегодня есть у каждого из нас, как человек с помощью этого простого телефона доводит сведения и информацию до другого, находящегося вдали от него. А разве может связь, которая имеется между приближенными к Всевышнему праведниками или между духовным наставником и его мюридами, быть слабее, чем эта телефонная связь?! Нет, не может быть, так пишет и Мухаммад ибн Ас‘ад.
Мы ведь видим, что Всевышний Аллах даже животным дал силу и способность, а разве Своему люббимому вали Создатель не дарует подобное?! Хасан-афанди (да будет свята его душа!) в своей книге «Танбих» пишет: «Страус, если хочет вывести цыплят из яиц, устремляет свой взор со всей серьезностью на яйцо, стоя поодаль от него. И птенцы вылупятся при содействии Всевышнего Аллаха благодаря только одному этому взгляду! А как же вали Всевышнего
не воздействует на сердце мюрида, направляя его на праведный путь, если последний действительно пришел к наставнику, стремясь найти истинный путь?! Яйцо, чтобы из него можно было вывести птенцов, должно быть сухим, не испорченным, точно так же, и мюрид должен иметь намерение достижения только довольства Всевышнего Аллаха, и ничего более».
Имам аш-Ша‘арани (да смилуется над ним Алллах!) в книге «Аль-Анвар аль-кудсиййа» пишет: «Черепаха воспитывает свой выводок через посредство взора. Если даже это животное воспитывает своих детенышей взглядом, то почему же истинный духовный наставник тариката не может воспитывать своиих мюридов посредством духовного взора?!»
Поэтому, человек, желающий говорить о рабите, прежде должен основательно изучить ее сущность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *