29.03.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ: ОСНОВА И СУЩНОСТЬ.
ПОНЯТИЕ ЧЕТОК

Четки, согласно религиозному словарю, нечто, нанизанное на веревку. Имам ан-Навави в своей книге «Та‘лим асмаъ ва ал-лугат» пишет: «Это нечто, специально нанизанное на веревочку, человек пользуется этим для ведения счета славословию (тасбих), и оно известно среди праведных, достойных людей», то есть это четки, которыми пользуются люди, поминающие Всевышнего Аллаха. Мы не называем то, что персы или жители некоторых арабских стран держат в руках и чем машут, когда танцуют, или же то, что они держат в одной руке, держа в другой руке сигарету. Мы называем это игрушками, безделушками. А то, чем пользуются благочестивые люди, мы называем четками. Да, мы называем четками именно то, посредством чего мы обычно привыкли поминать Аллаха и то, что напоминает нам о Всевышнем.

В хадисе Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), рассказанном от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, говорится:
ملسو هيلع هّللا لىص يبنلا تيأر لاق ما هنع هّللا ضير ورمع نب هّللا دبع نع)دمحأو مكاحلاو ئياسنلاو يذمترلاو دواد وبأ هاور( هديب حيبستلا دقعي
«Я видел Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), , совершающего славословие (тасбих) на пальцах своих рук», то есть, читающего «Субханаллах» (Пречист Аллах от всего, что недосстойно Его), «Аль-хамду лиллях» (Хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах велик) и т. д. Мы должны знать, если Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям), вел счет поминанию Всевышнего на своих пальцах, то нет никакой недозволенности совершать это на четках. Раньше бухгалтеры пользовались перекидными счетами, а почему же сегодня нельзя пользоваться калькуляторами, если это удобно и легко. Раньше время намазов узнавали, установив на земле палку, а почему же ныне нельзя узнавать это посредством часов. Находясь в хадже, мы видим, как мусульмане всего мира приобретают четки, помимо этого нам известен и хадис Посланнника Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям), в котором говорится, что его мусульманская община никогда не объединится вокруг заблуждения. Поэтому, разве можно прислушиваться к словам некоторых глупцов, утверждающих, что вся община Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), находится в заблуждении?!

Передают со слов супруги Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям),  Сафийи, да будет доволен ею Аллах:
ملسو هيلع هللا لىص هّللا لوسر ليع لخد :تلاق اهنع هّللا ضير ةيفص نع اذه ام : ملسو هيلع هّللا لىص لاقف نهب حبسأ ةاون فلاأ ةعبرأ يدي ينبو ذنم تحبس دق :ملسو هيلع هّللا لىص لاق نهب حبسأ : تلق ؟ييح تنب اي ناحبس ليوق : لاق هّللا لوسر اي ينملع : تلق اذه نم ثركأ كسأر لىع تمق)يذمترلا هاور( هقلخ ددع هّللا

«Однажды ко мне зашел Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям), передо мной находилось четыре тысячи финиковых косточек, которыми я пользовалась для ведения счета при поминании Аллаха. Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям), обращаясь ко мне, спросил: «Что это перед тобой?» Я ответила: «Это косточки, которыми я веду счет поминанию Аллаха». Затем Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям),  сказал: «За этот миг, что я стоял перед тобой, я прославил Всевышнего Аллаха больше, чем ты».

Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям) не сказал ей, что это запретное новшество, что это недозволенно, он сказал: «За этот миг, что я стоял перед тобой, я прославил Всевышнего Аллаха больше, чем ты». Далее Сафийа говорит: «Я сказала Пророку (салля ллаху алейхи ва саллям): «О Пророк Аллаха, научи и меня этому методу многократного прославления Всевышнего!» И Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) продолжил: «Скажи: «Субханаллахи ‘адада халькихи» (Прославляет Всевышнего столько раз, каково количество Его творений)» (Ат-Тирмизи). И Проро к(салля ллаху алейхи ва саллям)  в данном случае не запретил пользоваться четками.
Позднее появились некоторые люди, которые немного изучив арабский язык, стали отрицать четки, будто не нашли больше ничего в это время перед Концом Света, к чему можно было бы придраться.
Ученый-богослов Мухаммад, сын Ахмадхаджи, живший в селении Хвартикуни, рассказал нам, что в письме, написанном Мухаммадом, сыном Абдурашшида из селения Аракуни к Мухаммаду из Салта, говорилось следующее: «Сегодня мы рады из-за того, что наш единомышленник стал правителем в Саудовской Аравии. Теперь мы, отобрав четки у этих людей, которые пользуются ими, швырнем их им в лица».

Этот человек подобен тому, кто говорит, что те четыре тысячи финиковых косточек, он кинет в лицо супруге Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям) Сафийе (да будет доволен ею Алллах). И, как известно, подобным людям Всевышний Аллах никогда не даст счастья.

Имам Ахмад в своей книге «Зухд» пишет:

هنع هّللا ضير ءادرد بيلأ ناك :لاق نما حرلا دبع نع دهزلا في دمحأ جرخأ نهب حبسي ةدحاو ةدحاو نهجرخأ ةادغلا لىص اذإ ناكف سيك في ةوجعلانذفني ىتح

«У Абу Дардаъ в маленьком мешочке, сшитом из ткани, были финиковые косточки. После совершения предвечернего намаза он вытаскивал их по одной и, ведя ими счет, поминал Всевышнего Аллаха, пока они не закончатся».

حبسي ناك هنا هنع هّللا ضير يردخلا ديعس بيأ نع ةبيش بيأ نبا جرخأ ىونلا وأ صىحلاب

Известный ученый-богослов Ибн Абу Шайба пишет, что сподвижник Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, прославлял Всевышнего Аллаха, пользуясь для этого камушками.

Также у сподвижника Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям) Абу Хурайры, передавшего от него множество хадисов, была веревка, на которой было две тысячи узелков, он использовал ее в качестве четок. Он не ложился спать, пока не прославит Всевышнего столько раз, сколько узелков на этой веревке. Са‘аду ибн Аби Ваккас (один из десяти сподвижников, которых Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям) еще при жизни поздравил с предстоящим Раем) в качестве четок для поминания Аллаха пользовался камушками. Один из наших праведных предшественников салафитов передал:
ةحبسلا ركذلما معن :رثلأا في و

«Лучшим из того, что напоминает о Всевышнем Аллахе, являются четки», то есть четки служат нам напоминанием о нашем Создателе.

Например, бутылка для алкоголика является напоминанием о водке, пустая пачка для курильщика служит напоминанием о сигаретах. Так же и для богобоязненного мусульманина четки являются напоминанием о Всевышнем Аллахе.

Хасан аль-Басри также был одним из тех, кто пользовался четками. Однажды ученик Хасана аль-Басри увидел своего наставника с четками в руках и спросил его: «О мой устаз, несмотря на то, что ты обладаешь высокой степенью, в руках у тебя эти четки?» Хасан аль-Басри ответил ему: «Мы и вначале пользовались этим инструментом для поминания Всевышнего Аллаха, и в конце тоже не откажемся от него. Я хочу поминать Всевышнего сердцем, языком и руками – одновременно используя эти три органа тела».

Абу аль-Аббас ар-Равад отмечал: «Из слов Хасана аль-Басри мы поняли, что четки использовались еще со времен сподвижников Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), потому что смысл его слов: «Мы и вначале пользовались этим инструментом для поминания Всевышнего Аллаха» заключается именно в том, что они существовали и в эпоху сподвижников, исходя из того, что и сам Хассан аль-Басри жил во времена сподвижников. Желающий может обратиться к книге «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр» (стр. 16-17 ), принадлежащей перу выдающегося ученого-богослова ханафитскогго мазхаба имаму Лакнави.

Другой крупнейший ученый-богослов шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Заваджир», в главе, повествующей о шелке, пишет: «Шелковую нить тоже можно использовать и в качестве нити для нанизывания бусинок». Из этого явствует, что дозволено использование четок, даже если бусинки надеты на шелковую нить.

Известный ученый-теолог Ибн ‘Алан в своем комментарии к книге «Аль-Азкар» имама ан-Навави, который называется «Иикад аль-масабих фи иттихаз аль-масабих» утверждает, что четками пользовались еще с начального периода Ислама.

Выдающийся ученый ханафитской богословско-правовой школы Мулла Али аль-Кари в книге «Миккат», в главе, где повествуется об Ибн Аби Ваккасе, рассказывает, что нет разницы, какие это четки: нанизанные на нить или нет, или же это мешочек с бусинками (камушками, косточками и т. п.), не стоит обращать никакого внимания на слова тех, кто утверждают, что четки являются запретным новшеством. Есть слова ученых-шейхов о том, что четки являются кнутом, бьющим сатану. Когда мусульманин с четками в руках начинает поминать Всевышнего, то он бьет сатану этим кнутом один раз, когда верующий переходит к благословению Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям) , то сатана получает второй удар, а когда раскаивается, произнося «Астагфируллах» (Прости меня, Алллах), он бьет сатану в третий раз и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *