28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПЕРВЫЙ ТАРГИБ —
о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него
(продолжение)

Кто-то сказал: «Однажды я вошел к Зун-н-Нуну аль-Мисри[48] и только от одного взгляда на него я получил пользу для себя еще до того, как удостоился чести иметь разговор с ним». Также и сподвижники Пророка Мухаммада (салляллаху алехи ва саллям) обретали высокие степени в служении Богу от лицезрения Посланника Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям).

Поэтому кто-то из суфиев сказал, что мурид может достичь от одного только взгляда на своего шейха такой степени [в служении Богу], которой он бы не достиг и за тысячу лет усердного поклонения. А наш саййид, шейх Абу Бакр ибн Салим ‘Алави, да осчастливит нас Всевышний благодатью его знаний, сказал: «Это только от одного взгляда [мурида] на шейхов! А если [шейхи] посмотрят [с благосклонностью] на него, то силой своего особого взгляда они вознесут его на самую высокую степень перед Всевышним Аллахом, которую невозможно описать словами».

От себя добавлю, что в одном хадисе приводятся слова Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), сказавшего: «У Господа Бога есть рабы, от одного взгляда на которых человек может обрести такое счастье, которое никогда не омрачится». Кто-то из суфиев говорил: «На свете живут такие рабы Божьи, которые, если посмотрят на кого-либо, то одарят его счастьем». Лицезрение[49] шейха, называемое суфиями рабитой (связыванием), обладает большей силой воздействия, чем поминание (зикр) Аллаха, если в ней, [рабите], соблюдены все требования, ибо свет (нур) «познавшего Аллаха» (‘арифа) проявляется на его лике. Кто видит этот нур и покоряется ‘арифу, тот будет оживлен[50].

На это указывал шейх-‘ариф Ахмад ибн ‘Алван в своих стихах:
Счастье и отдохновение в глазах людей

Удостоившихся взгляда на тебя

Также счастливы и те, чьи глаза

Видели лицезревших тебя.

Наш саййид, шейх ‘Али ибн Аби Бакр Ба‘лави, да осчастливит нас Аллах благодатью его знаний, говорил: «Если духовная связь (рабита) муридов с их шейхами совершенна и дополнена готовностью [с обеих сторон] – искренностью любви к учителям и способностью последних довести их до цели, то муриды получат от них великую пользу, даже в случае смерти своих наставников или разлуки с ними, вызванной какими-либо обстоятельствами». Он, да будет доволен им Аллах, говорил: «Иногда муриды получают пользу для себя от шейхов, даже не будучи с ними лично знакомы и не видя их ни разу. И это становится возможным в силу одной только искренней любви ради Всевышнего Аллаха, чистоты веры в них и доброго мнения. И часто чувство духовной привязанности к совершенному шейху, вселившись в сердце мурида из-за силы его любви к нему, сердечности, обожания и совершенной чистоты его веры в него, приносит больше пользы ученику, придает ему силы в борьбе со злом и сказывается на приобретении им состояний тафрика и джам‘[51]».

В книге «Аз-захри аль-басим шарх равди ас-саййид хатим» саййида, шейха ‘Абд аль-Кадира, сына шейха аль-‘Айдаруси[52], говорится: «Знай, что обретение шейха-наставника – это дар муриду от Всевышнего Бога и помощь на этом и том свете. Всевышний помогает ему через шейха, если мурид проявит искреннюю любовь и приложит все усилия, целиком отдаваясь этому в проявлении сердечности. Когда на мурида хотя бы на миг падет благосклонный взгляд шейха, то Всевышний Аллах возвысит его в степени [перед Собой] и наставит его на правильный путь в делах. Если [шейх] вознесет мольбу (ду’а) за него, то его желания исполнятся, его старания на поприще благочестивых дел будут вознаграждены, его коснется дыхание Божьей заботы, перед ним раскроются двери принятия Господом Богом его деяний и на него повеет свежестью усмирения плотской души (нафс) благодаря успешному исполнению им богоугодных дел».

Автор пишет: «Из слов учителя (устаза) Хатими, да будет доволен им Аллах, можно сделать вывод, что обращение мурида к шейху является условием причисления его к муридам, и что духовное притяжение шейхом мурида предшествует обращению мурида к нему, как, например, повеление [Бога] сперва речется в сокровенном мире (аль-гайб), а затем исполняется в земном мире (мире аш-шахада).
И если мурид совершит таваджжух, обратившись всем существом к своему шейху, то его сердце наполнится божественными знаниями и тайнами также, как они высечены на сердце шейха-наставника. Тогда мурид станет подлинным наследником богоданных состояний (ахваль) своего учителя и истинным преемником (наибом) на его месте (макаме)». Шейх Мухаммад ибн Хусейн аль-Баджали говорил: «Я увидел во сне Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) и спросил его: “О мой саййид! О Посланник Аллаха! Какое из деяний [является] самым достохвальным?” Он ответил: “Твое [покорное] предстояние перед “приближенным” к Аллаху, святым (вали)”.

Один из суфийских шейхов сказал в том же смысле: “Человек, покорно представший перед вали Аллаха, сливается с ним в нечто единое и всем своим существом подпадает под всеобъемлющую сень покровительства шейха. Для мурида вали становится средством и способом в приближении ко Всевышнему Аллаху. Мурид покорным предстоянием посредством вали получит столько, сколько не смог бы получить, совершая поклонение (‘ибада) [Богу] и отдавая ради этого всего себя без остатка”.

Один из ученых сказал: “Результат [тавадджуха] напрямую связан со степенью приуготовленности вали, [его духовной мощи], ибо количество благодати зависит от степени приуготовленности”».

Наш высокочтимый саййид и «Кутб» Ахмад ибн Зейн аль-Хабаши спросил своего шейха-наставника ‘Абдаллаха ибн ‘Алави аль-Хаддада, да осчастливит нас Аллах благодатью их знаний, о следующем: «Удостоится ли мурид, всем своим существом привязавшийся к одному из шейхов тарики (Пути), возвышения (таракки[53]) благодаря помощи своего наставника-шейха, если даже последний и не будет знать, как это произойдет? И если да, то какова истинная причина этого – проявление им искренней любви к своему шейху и его Пути (тарике), интерес к его жизненному пути или усмотрение в нем совершенства? И если дело обстоит так, то тогда что же может еще более содействовать ему в этом?» Шейх ‘Абдаллах ибн ‘Алави аль-Хаддад ответил: «Да, он возвысится благодаря лицезрению своего шейха, доброму мнению о нем и обращению на него своего взгляда, всегда преисполненного уважения, – порой даже независимо от того, знает он об этом или нет. И его успех в возвышении и получении пользы благодаря этому будет большим, чем в возвышении, достигаемом благодаря его стараниям и исполнению других благочестивых поступков. А если мурид будет лицезреть его, почитать своего шейха и иметь доброе мнение о нем, и вместе с тем проявлять усердие и настойчиво исполнять богоугодные поступки, то он заслуживает еще большего успеха в деле приобретения пользы. Что же касается условий, благоприятствующих и содействующих ему в этом, то все сводится к тому, что муриду следует обращать внимание  на то, что порождает в нем веру и почитание шейха, – этим являются благие поступки и богоугодный образ жизни.
То, что может принести муриду наибольшую пользу, – это полное предание им себя воле своего шейха, его доброе мнение о нем и вера в него. Даже непродолжительный таваджжух[54] и незначительное старание вместе с вышесказанным[55] – большое дело. А если дело обстоит наоборот, то и результат будет противоположным.

Рабита [аль-муршид], как разъясняли суфии, – это связь сердца мурида со своим шейхом и видение муридом своего наставника таким видением, о котором говорится: “Один взгляд на них заставляет человека вспомнить Аллаха”. И от такого поминания (зикр) Аллаха получают пользу, что подкрепляется выражением: “Они, [шейхи], – всегда с Аллахом”. Ведь шейх – словно желоб, по которому течет файд[56], [происходит излияние], из океана [божественного света]. Если мурид обнаружит ослабление рабиты, то пусть он удерживает в своем сердце и сознании образ шейха-наставника, твердо веря в [истинность] слов “Человек будет с теми, кого полюбит”. Вот так, бережно храня в своем сердце образ шейха, мурид постепенно усваивает достохвальные качества и ахвал шейха. Кто-то из великих суфиев говорил: “Один из великих столпов этого Пути – связь сердца [мурида] с шейхом, [устанавливаемая] посредством почитания и любви им наставника-шейха, проявления уважения к нему и бережному хранению его образа в себе”».

Имам аш-Ша‘рани привел слова великих суфийских шейхов: «Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество (сухба)». См. на стр. 40 третьей главы книги «‘Икд аль-йавакит». Шейх аш-Ша‘рани после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мурид достигнет [познания Бога] (вусуль) только благодаря помощи совершенного наставника (шейх камиль). Ведь в совершенном шейхе его качества замещены божественными качествами.
Такой шейх исполняет волю Бога, опекает Его создания на земле и помогает осуществлению Божьих замыслов на ней. Поэтому пусть он постоянно будет рядом с ним и отлучается только с его разрешения. Ведь его сердце – место худур[57], а его органы чувств – его двери, и тому, кто приблизится к нему, он откроет эти двери. Бог не отвергает его призыва, ибо кто будет угоден шейху, будет угоден и Богу, а кто рассердит шейха, тот вызовет на себя гнев Всевышнего. Как говорится в одном хадисе, Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) сказал: “Кем доволен ‘Умар[58], тем доволен и Всевышний Господь Бог, а кто озлобит его, тот вызовет гнев Всевышнего Бога”. И как может человек пренебречь указанием шейхов, которых Всевышний характеризовал как дом, который устроил Он для Своих созданий? Как может человек пренебречь шейхами, которые передают истину, увлекаясь тем, что сам берет из хадисов и преданий, в то время как оно несравнимо по значимости с ней? Ведь движение навстречу шейху хотя бы на шаг гораздо лучше и полезнее, чем движение на сто фарсанг[59] навстречу другим, так как шейх – любимец Бога, о котором Посланник Аллаха говорит в хадисе-кудси: “Если Я полюблю его, то Я стану…” и так до конца. Мурид должен чтить достоинство своего шейха, чтобы самому стать таким же благочестивым. Если ученик станет разглашать сокровенные тайны шейха-наставника, то станет проклятым. Кто удостоился милости по отношению к нему в сердце шейха, тот не нуждается в уединении (хальват)[60] и исполнении аврад[61] для исцеления [плотской души]. Если у мурида нет возможности сподвижничать шейху, рассказывать о своих разных случаях, то пусть он обратится к шейху всем сердцем, ибо для душ шейхов (арвах) все места в мире одинаковы. Мурид будет далек от шейха только по причине отказа установить связь между своей духовной сущностью (руханийя) и руханийа шейха-наставника, ибо по мере прочности связи его руханийя с руханийя шейха исходят благодать и помощь (мадад) от шейха. И если руханийя мурида будет обращена к шейху, то мурид станет сопричастным к руханийя наставника. Тогда Всевышний Аллах станет поддерживать его руханийя через руханийя шейха-наставника. Все дело принадлежит Всевышнему Аллаху. Одной из тайн мудрости Всевышнего является то, что Он дарует Свои милости руками Своих созданий. Пусть же мурид не оставляет ту дверь, через которую Господь Бог оказывает ему Свою милость и дар. И эта дверь, которой является его шейх, – есть великие врата, поэтому шайтан устраивает здесь засаду, чтобы создать преграду муриду на пути к нему, как о том говорил шейх Мухаммад аль-Бакри: “Знай, что если шайтан почувствует, что ты решил обратиться к тому, у кого хранится самое дорогое для тебя и в ком – твоя цель, то он, [шайтан], соберет все свое воинство и направит его против тебя, чтобы из зависти и ненависти помешать обретению столь полезной благодати шейха и не дать возможности кому бы то ни было постичь истину и вкусить ее”». См. на стр. 61.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *