25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПЕРВЫЙ ТАРГИБ —
о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него
(продолжение)

Наш шейх, саййид Халид Сайфулла Ницабкари аль-Хусейни, да очистит Аллах «зеркало» его сердца (сирр)[62] и зальет Своим светом его усыпальницу, аминь, приводит в своей книге «Ар-Рисалят аль-‘аджамийя» высказывание, имеющее нижеследующий смысл: «Знай, о дорогой брат, пусть не оставят тебя вечное блаженство и радость, что если Всевышний Господь пожелает счастья Своему рабу и желает направить его на правильный Путь и претворять Свою волю согласно мудрому промыслу, то Он вселит в его сердце стремление и желание обрести путь к спасению и встать на него. Это желание станет причинять шайтану мучения, который будет изо всех своих сил стараться, чтобы мурид отказался от этого желания, и свернуть его с пути до того, как он удостоится благосклонного взгляда шейха на него. Если же мурид добьется благосклонного взгляда на него шейха, то шайтан тотчас же сгинет в огне, как он гибнет из-за побивания его небесными телами».

По этой причине один из шейхов спешил обратить свой благосклонный взгляд на муридов, явившихся к нему с желанием вступить в их братства, опасаясь, что шайтан обратит их вспять.

Шейх аш-Ша‘рани упоминает в своем сочинении «Лата’иф аль-минан», что его саййид, шейх Йакут аль-‘Арши, да будет доволен им Аллах, говорил: «Один непродолжительный взгляд на лик “приближенного к Аллаху” (вали), преисполненный почтения и обожания, лучше для мурида, чем поклонение Богу (‘ибада), которое он исполнял один, [без сподвижничания шейху], в течение пятидесяти лет. Хотя общение мурида с шейхом является опасным для жизни первого, но, в большинстве случаев, благодаря милости и благословению Всевышнего Аллаха исход этого дела всегда благополучен». См. стр.139 в первой части.

Шейх Ахмад ибн ‘Алан в своих комментариях касыды (поэмы) Ибн Бинт аль-Майлака по поводу его слов «Если на них падут взоры, то одно только это вызовет поминание их Господа», высказался следующим образом: «То есть, если на этого раба падет взгляд, то это напомнит о его Господине, как о том говорится в хадисе, где дается описание праведных людей (салихун): “Один взгляд на них заставляет человека вспомнить Аллаха”». Ведь свет его сердца проявляется на его лице.

]سيماهم في وجوههم من أثرالسجود[

«Приметы их – на лицах их от следов падения ниц» (Коран, 48:29). Кто увидит божественный свет (нур), льющийся из сердца праведника на его лицо, тот будет в числе обретших великое счастье и близость [к Аллаху]. Ибн ‘Алван, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:

Счастье и отдохновение в глазах людей

Удостоившихся взгляда на тебя

Также счастливы и те, чьи глаза

Видели лицезревших тебя

Суфии сравнивали это с солнцем. Когда его свет осветит стену, то противоположная ей стена также осветится благодаря солнечному свету, пролившемуся на первую стену. Вышеприведенный метод известен всем шейхам под названием рабита [аль-муршид] (связь с муршидом), которая есть лицезрение шейха-наставника. И он приносит те же плоды, что и поминание (зикр) Аллаха, и скорее даже обладает большей силой воздействия, чем зикр, на того, кто знает и соблюдает все условия и этикет (адаб). Это достигается тогда, когда шейх является совершенным (шейх камиль) и который освещен проявлениями божественной Сущности. Вот таким было воспитание Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) своих сподвижников (асхабов). Одно лишь лицезрение благородного лица Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) позволяло им обходится без объездки плотской души (рийяда) и старания. Они получали гораздо больше пользы от света (нура), исходившего от его благословенного лица, чем от продолжительных поминаний (зикров) Аллаха.

Поэтому степень сподвижников Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) была несравненно высокой. Даже непродолжительная встреча с шейхами – эта степень, которой можно гордиться.

Рассказывают, что однажды два человека встретились на узкой части дороги и один из них сказал другому: «Проходи первым ты». Тот спросил: «Чем я заслужил такую любезность?» Он ответил: «Потому что ты имел счастье полдня находиться рядом с аль-Джунайдом».[63] Таким образом, сей правоверный общение с аль-Джунайдом в течение половины дня расценил как достоинство и что по этой причине он должен был уступить встречному дорогу. Вот таковы они, чистые души».

Шейх Ахмад ибн ‘Алан в своих комментариях после стихов:

Будь любящим тех, кто любит их, и помогающим им, [шейхам]

Будь враждебен к тем, кто к праведным людям

Питает злобу и вражду:

Знай, что воистину, сам Господь Бог

Помогающий им

В Нем – их достаточность,

Коли ты не поможешь [им]

говорит: «Один из суфиев рассказывал: “Однажды в одной стране случилась сильная засуха. Люди усердно молили Бога, чтобы Он ниспослал дождь[64], но их мольбы оставались без ответа.
Тогда один из них обратился к Аллаху со словами: “О Господи! Ради того, что есть в моей голове, молю Тебя ниспослать нам дождь!” И тотчас с неба полился дождь, утоливший их жажду и напоивший землю. Кто-то из людей спросил его: “Что есть такого в твоей голове?” Он ответил: “Глаза, видевшие Абу Йазида [аль-Бистами]”[65].
Задавший ему вопрос молвил: “А я – сосед Абу Йазида”. На что он сказал: “Ты больше, чем я, заслуживаешь ответа от Господа Бога”. Подумай о глазе, видевшем совершенного шейха и удостоившегося столь высокого степени (макама) у Господа Бога! А что уж говорить о сердце, наполненной любовью [к шейху], и когда тело переполнено чувством близости к нему? И как ты, о, взыскующий [Божьей милости], не будешь влюбленным в этих людей, обладателей таких великих сердец, и, наоборот, как не отвернешься от тех людишек, лишенных взирания с благоговением на праведных мужей, и которые далеки от этого из-за грехов?!”»

Чуть ниже шейх Ахмад ибн ‘Алан, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Блажен тот, которого Всевышний Аллах осчастливил, удостоив чести оказывать услужение (хидма) шейхам, и содействовал ему помогать им и любить их».

Если Господь Бог обяжет людей

Служить осчастливленному [Им]

То, воистину, они – счастливы

В книге «Хуласа аль-мардийя» приводятся нижеследующие слова: «Суфийские шейхи, встав на верный путь, удостоились чести от Аллаха, чтобы за ними следовали люди, и быть предводителями для богобоязненных (муттакун). И тогда шейх опекает души муридов путем воспитания и назиданий, наставляя их так же, как воспитывали прежде его. Благодаря такому воспитанию мурид становится как бы частью своего шейха, подобно тому, как ребенок является частью своего родного отца в результате естественного деторождения. Такое второе рождение есть духовное рождение, как о том  в предании от пророка ‘Исы (Иисуса) алейхи салям: “Кто не родился два раза, тот не сможет подняться в аль-Малакут (сокровенный мир)”». Вот этим вторым рождением он и приобретает в совершенстве сокровенные знания (сидк аль-якин) и становится достойным наследия пророков. А кто не удостоился наследия пророков, тот не родился. И есть такие шейхи, у которых много духовных детей, и которые получают от первых знания и богоданные состояния (ахваль), а затем передают все это другим, подобно тому, как все это знание дошло до них от Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) через его сподвижников. И есть такие шейхи, у которых мало таких детей. А есть и такие [шейхи], у которых вовсе прервался род». Так сказано в сочинении «Римах хизб ар-Рахим». См. стр. 160 первой части.

О мой сын! В этом разделе я привел тебе много полезного и поучительного. Надеюсь, что ты будешь вразумляться этим и вести себя учтиво по отношению к шейхам, – ведь благое и доброе достигается не иначе, как при условии соблюдения правил учтивости и этикета (адаба), – и что ты будешь убежден, что только благодаря благословению от шейха ты добьешься всего доброго и благого.
Шейх аш-Ша‘рани в своем сочинении «Лата’иф аль-минан» пишет: «Одно из условий, коих должен соблюдать мурид, сводится к тому, что он должен твердо знать, что все благое и праведное, обретенное им, получено исключительно благодаря благословению (барака) своего шейха, ибо каждый мурид пребывает под благодатной сенью своего наставника, преступить пределы опеки которого он не в силах, и он не получит помощь, кроме как лишь посредством шейха». См. стр. 140 первой части.

«Как-то раз один из муридов шейха Кутб ад-дина Хайдара[66] оказался в рибате (суфийской обители) шейха Шихаб ад-дина ас-Сухраварди. Мурид был очень голоден. Он обратил лицо в сторону местонахождения своего шейха, Кутб ад-дина Хайдара, и взмолился: “Что-нибудь [из еды] ради Бога, о Кутб ад-дин Хайдар!” Шейх Шихаб ад-дин тотчас узнал о голодном состоянии мурида и велел своему слуге отнести пищу голодному страннику. Как только дервиш [мурид Кутб ад-дина Хайдара] съел принесенную пищу, он опять обратил лицо в сторону местонахождения своего шейха и произнес: “Даруй что-нибудь ради Бога, о Кутб ад-дин! Не лишай нас твоего благословения и где бы мы ни были, не забывай нас!” Затем, когда слуга подошел к шейху Шихаб ад-дину ас-Сухраварди, тот спросил его о впечатлении, которое произвел на него этот дервиш. Слуга в ответ сказал: “Он глупец! Ест твою пищу, а благодарит Кутб ад-дина!” Шейх Шихаб ад-дин ас-Сухраварди сказал: “Это тебе следует научиться у него быть муридом, так как он убежден, что все полезное и благое, обретенное им, исходит, явно и тайно, от своего шейха, – откуда бы он не обрел эту пользу”». См. стр. 194 книги «Рашахат»[67].

Знай, о мой сын, подающий надежду, что Всевышний Аллах наставит тебя на верный путь, что шейх в деле наставления мурида на Путь (сулук) [к Богу] и продвижения его верх путем совершения благих дел (таракки), как пишет о том шейх аш-Ша‘рани в книге «‘Ухуд аль-мухаммадийя», – это человек, ведущий мурида мимо гор новых сверкающих монет. И если мурид удержится от соблазна, то шейх проведет его уже рядом с горами из серебра. Если мурид и на это раз удержится от соблазна, то шейх проведет его уже рядом с горами из золота и жемчуга. Если мурид и здесь сможет удержаться от соблазна, то шейх доведет его к Всевышнему и представит его перед Ним, убрав завесу (хиджаб). И тогда, когда мурид вкусит то, в чем пребывают люди, дошедшие до этого уровня, то он откажется от всего блаженства обоих миров. И он никогда не предпочтет что-либо предстоянию перед Всевышним Аллахом. Неизвестен еще ни один человек, даже из числа самых сведущих ученых во всех обычных знаниях, кто смог избавиться от бед и напастей земного мира без руководства шейха. Этот рассказ приведен в книге «Римах хизб ар-Рахим» на стр. 105.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *