28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СМЫСЛ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ
(продолжение)

Знай, что сущность покаяния – это обращение к свидетельствованию, что именно Всевышний Аллах предопределил Своего раба к совершению этого греха еще до того, как Он создал его. Смысл хадиса: «Если раб Божий совершит грех и будет знать, что у него есть Господь Бог, Который прощает его и наказывает за грехи, то Всевышний Аллах, Велик Он и Всемогущ, говорит ему, когда тот второй, третий или четвертый раз совершает грех: “Делай, что пожелаешь, ибо Я уже простил тебя!”», – состоит в том, что Он хочет сказать: «Ты Совершай любые грехи, но кайся и проси прощения, и Я прощу тебя!» Но без сожаления человека о грехах одного только знания, что у него есть прощающий Господь Бог, недостаточно. Пойми же это!

Шейх Мухйи ад-дин ибн аль-‘Араби в 74-ой главе своего сочинения «Аль-Футухат аль-маккийя» (Мекканские откровения) пишет: «Самым убедительным доводом в пользу необходимости принесения безотлагательного покаяния являются слова Всевышнего Аллаха:

]وتوبوا إلى الله جميعاً أيه المؤمنون لعلكم تفلحون[

“Обратитесь все верующие к Аллаху с покаянием, – возможно вы добьетесь успеха” (Коран, 24:31).

Всевышний Господь повелел Своим рабам приносить покаяние, а затем разъяснил, как им следует приводить доводы для оправдания, сказав:

]ثم تاب عليهم ليتوبوا[

“Потом Он оказал им содействие в покаянии, чтобы они раскаялись” (Коран, 9:118), чтобы Судный день они могли сказать: “Если бы Ты оказал нам содействие в покаянии, то мы бы раскаялись!” Также Всевышний говорит:

]يا أيها الإنسان ما غرَّك بربك الكريم[

“О человек! Что тебя обмануло и придало смелость в ослушании Господа твоего щедрого” (Коран, 82:6), чтобы Его раб оправдался, сказав: “Меня обманула Твоя щедрость, о Господи!” Вышеприведенное является научением Щедрого Его любимого раба доводу для оправдания себя. А поэтому этого научения удостаиваются только осчастливленные Им [умершие с верой в сердце] рабы. Пойми это!»

Ибн аль-‘Араби сказал: «Знай, что прощение Всевышнего Аллаха безусловно. Покаяние раба может быть принято или нет, так как он не знает, выполнил ли он полноценно все условия покаяния, и не знает, что предписано Всевышним в этом. Поэтому каждый “познавший Бога” (‘ариф) просит Всевышнего принять его покаяние. Весь его счастливый удел в покаянии состоит лишь из признания своих грехов и мольбы о прощении – и не более. Слова Всевышнего Аллаха:

]وتوبوا إلى الله جميعاً أيه المؤمنون[

“О верующие, обратитесь все вместе к Аллаху с покаянием” (Коран, 24:31) означают: “Обратитесь к признанию своих грехов и молите о прощении, как это сделал ваш праотец Адам, мир ему, показав вам пример своим деянием, так как он приблизился к дереву не из-за склонности к ослушанию или желая унизить достоинство Всевышнего, – это было лишь претворением предначертанного свыше и только”.

Что касается обращения к Аллаху с обещанием больше не грешить, не зная при этом решения и воли Всевышнего, то в этом таится великая опасность. Ведь если ему предписано ослушаться Аллаха, то он обязательно нарушит договор, и тогда он попадет в число тех, о которых Всевышний Аллах говорит:

]الذين ينقضون عهد الله من بعد ميثاقه[

“Которые нарушают обет, данный Аллаху после того, как дали его” (Коран, 2:27).

Ни один человек не знает всей сущности раскаяния, чем знал о том Адам, мир ему! И он лишь полностью признался в совершенном грехе и взмолился к Господу Богу с просьбой о прощении. И ведь не дошло ни одного сообщения, где говорилось бы, что Адам, мир ему, дал обет в том, что он более не совершит грех, хотя некоторые сделали это условием принятия покаяния (тауба). Тот, кто желает добра для себя, будет придерживаться пути Адама, мир ему! Как полагают люди истины, в категоричном, твердом обещании человека что-то делать или не делать содержится оспаривание предвечных решений Аллаха и противостояние им, кроме случаев, когда он желает тем самым никогда не совершать греха, если это будет полностью зависеть от него. А это невозможно». Пусть читатель подумает над вышеприведенным и сделает правильный вывод.

Как-то один из великих богомольных людей из сынов Израилевых обратился к Всевышнему Богу со словами: «О Господи! Если бы Ты позволил мне полностью посвятить себя поклонению Тебе, если Ты поручишь меня себе, то я бы поклонялся так, как не поклонялся еще Тебе ни один из Твоих рабов!» В тот день он открыл Торы и велел, чтобы никто не заходил к нему, чтобы не отвлечься от Бога. Но не прошло и четверти дня, как он впал в грех.

Все, что поведано нам Господом Богом о событиях из жизни великих мужей, служит для того, чтобы мы вразумлялись, беря с них пример. Знай, что рабу Божьему не вменяется в обязанность ничего, кроме взвешивания совершенных своих деяний: соответствуют ли это предписанному Кораном и Сунной[5], отдавая должное каждому своему поступку. Коли сподобится он проявления покорности Богу, то пусть возблагодарит Всевышнего за это. Если случилось ослушание Бога, то пусть он покается перед Ним. Если он совершит «дозволенное» (мубах)[6], то ему воздастся согласно его, верующего, положения [перед Богом]. Если он из «познавших Аллаха» (‘арифун), то благодаря его благому намерению сей его поступок будет отнесен к числу совершенных им добрых дел.
Из числа тайных Его божественных речений (хаватыф): «Рабу Божьему не стоит занимать свое сердце [мыслями о] выборе в пользу совершения какого-нибудь поступка в будущем или отказа от него. Ему следует правильно оценить свои деяния, что предназначили Мы осуществить его руками. И если это – благое дело, то пусть он поблагодарит Нас за сей дар, выпавший ему в удел, и попросит у Нас прощения за свое неумение проявить в нем полную покорность. Если же его деяние будет грехом, то он [все равно] будет согласен с Нами за Наше предопределение и попросит простить его за нарушение Нашего повеления. И если грех является небрежностью или невнимательностью, то он поступит согласно своей степени [перед Нами]».

Слова Всевышнего «Рабу Божьему не стоит занимать свое сердце [мыслями о] выборе в пользу совершения какого-нибудь поступка в будущем или отказа от него…» – не противоречит необходимости борьбы) с плотской душой и избавления от порицаемых мыслей, ибо эти деяния относятся к настоящему, а не к будущему времени.

Также и истихара[7] для выбора действий в будущем не противоречит этим словам, поскольку сама эта истихара вменена нам. Ты сверяй с этим каждое веление. Аллах всезнающ!

Шейх Мухйи ад-дин ибн аль-‘Араби в своем сочинении «Аль-Футухат аль-маккийя» после пространного рассуждения привел следующее высказывание: «Одним словом, человек, дающий обещание своему Господу впредь совершать что-либо или не совершать, – не может избежать двух ситуаций: он должен быть из тех, кого Всевышний уведомил о том, что в будущем он не совершит ошибок или совершит. И если он будет одним из тех, коих Всевышний известил об этом посредством внушения (ильхам) через ангела, то для него нет пользы от обещания больше не совершать грех, когда он уже будет точно знать, что он более не совершит этот грех. Если же Всевышний не дал ему такую способность, и он дает обет не грешить, то он может стать одним из тех, кому Аллах предписал грех, и тогда он будет нарушившим обет. А если он из тех, которым Аллах дал знания, что они совершат грех, то в таком случае его твердое решение впредь не совершать грехи окажется гордыней и несогласием с предвечными решениями Бога. В любом случае нет смысла и пользы в клятвенном обещании не совершать какой-либо поступок в будущем ни для человека, знающего предопределение Бога, ни для человека, остающегося в неведении. Раскаянием, которое требует Всевышний Аллах от Своих рабов, является только такое раскаяние, которое совершил их праотец Адам, мир ему! На совершившего грех возлагается только требование, чтобы он не упорствовал в нем и раскаялся, осознавая свое пренебрежение к повелениям Аллаха!

Один из ученых утверждает, что если человек согрешил и до наступления следующей молитвы (салят) не раскаялся, то это есть упорство в грехе (исрар)».
Кто-то сказал: «Упорствующий в грехе человек – это тот, кто согрешил и не покаялся в течение того промежутка времени, когда ангелы, записывающие наши деяния, выжидают. В хадисе говорится, что эти ангелы ждут в течение какого-то часа (са‘а). Но мы не знаем, астрономический ли этот час или другой. Доводом в пользу отсутствия необходимости для человека в принесении обещания не совершать грехи, является хадис Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям): “Если раб Божий согрешит и поймет, что у него есть Господь Бог, прощающий и наказывающий его за этот грех” и так до конца. В этом хадисе Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) не упомянул о необходимости заречься совершать грехи. Возможно, что те, которые признают зарекание обязательным, посчитали это необходимым для того, чтобы раскаяние было истинным, согласно шари‘ату, и сделали его одним из условий, также как сделали условием отказ от совершения греха. Однако последнее необходимо только в том случае, если человек совершает этот грех в данный момент. Также они сделали условием покаяния и возмещение ущерба потерпевшей стороне. Аллах Всезнающ!»

Конец цитаты шейха аш-Ша‘рани, приведенной автором книги «‘Икд аль-явакит» на стр. 133 второго тома.

Там же, чуть ниже, в 70-ой главе о закяте, приведен хадис Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) из сборника «Сахих» Муслима: «Раздавайте пожертвования. Наступит время, когда человек будет искать и не найдет, кому бы он смог отдать». Шейх аш-Ша‘рани, объясняя этот хадис, высказался в том смысле, что требование поспешить с обязательным пожертвованием (закят) и есть требование поспешить с принесением покаяния, потому что покаяние является одним из обязательных предписаний, возлагаемых после достижения совершеннолетия. И если он будет откладывать принесение покаяния до самого своего смертного часа, то его покаяние не будет принято, как не было принято свидетельство Фараона в истинность в Единого Бога». См. на стр. 133.

В той же книге приводятся высказывания шейха Мухий ад-дина ибн аль-‘Араби, да будет доволен им Аллах, который относительно слов Всевышнего Аллаха:

]فأولئك يبدل الله سيئاتهم حسنات[

«Это те, коим Аллах заменяет их плохие деяния благими» (Коран, 25:70) сказал: «Знай, что признаком того, что Всевышний Аллах принял покаяние Его раба и заменил его дурные деяния на благие, является то, что согрешивший полностью забывает о совершенных грехах, поскольку эти грехи уже сведены на нет. Пусть человек знает, что каждый грех, о котором он вспоминает, еще не заменен на хорошее деяние».

Это подтверждается хадисом Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) от ат-Табарани[8]: «Если Бог простит раба, то Он делает так, чтобы ангелы-хранители, органы согрешившего и земля забыли свидетельствовать об этом». Это тяжкое и губительное дело для шайтана. Постарайся вникнуть в это. Аллах всезнающ!

1 thought on “УРОК 14 (для 4 курса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *