ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 16 (для 4 курса)

тауба1Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СМЫСЛ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ
(окончание)

В книге «Аль-Хуласа» приводятся слова некоего человека [к истцу]: «Прости мне долги, имеющиеся на мне перед тобой!», и если тот прощает его, точно зная размер долгов, то просящий у него прощения полностью невиновен по единодушному мнению (иджма‘)[16] и в его адрес выносится религиозно-юридическое решение (фатва) о невиновности. Но что касается материальных долгов, то, по мнению Мухаммада ибн Салма, в таком случае от них не освобождаются, а согласно Абу Йусуфу – освобождаются. Так и выносятся решения (фатва). Поэтому говорят, что испрашивание прощения в общем, не уточняя именно за какие грехи, – это особенность этой (мусульманской) общины (умма).

Некто сказал, что у него есть долг перед другими, а тот не знает всей суммы долгов. Он обратился к взаимодавцу: «Прости мне все долги перед тобой». Тот ответил: «Я прощаю тебе». По поводу этого случая ан-Насыр говорит: «Нет, должнику не прощается весь долг, кроме только той суммы, которую, как полагает кредитор, должник был ему должен». А Мухаммад ибн Салма утверждает: «Должнику прощается весь долг». Абу аль-Лайс[17] говорит в связи с этим: «То, что сказал ан-Насыр, – это решение применительно к тому свету, а то, что сказал Мухаммад ибн Салма – это судебное решение на этом свете, [то есть, он не освобождается от наказания на том свете]. Если кто-либо скажет: “Я прощаю все долги” или “Каждый мой должник – прощен” или “Никто мне ничего не должен”, то из этих его слов не следует, что его должники освобождаются от долгов». Другой ученый говорит: «В обоих случаях они освобождаются». Подробно об этом говорится в разделе «Аль-истихсан»[18] чуть выше тридцатой главы книги «Ат-Татарханийя».

Знай, что самое лучшее и предпочтительнее в этом – прощение должнику всех его долгов, особенно бедного, пребывающего в нужде человека. Потому и говорится в хадисе Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) «Кто даст отсрочку [долга] бедному, оказавшемуся в трудном положении человеку, или снимет с него долг, того Бог укроет в тени Своего ‘Арша в Судный день, когда не будет иной тени, кроме как тени Его ‘Арша». Хадис приведен в книге «Аль-Барика аль-махмудийя» во второй части на стр. 230.

[1] Все они синонимы и дают значение «Всепрощающий».

[2] Джамал ад-дин Мухаммад ибн Ахмад аль-Махалли (ум. 1459 г. по хр. л.) – выдающийся египетский корановед и законовед (факих). Он не успел завершить свое главное сочинение – комментарий к Корану, и 1465 г. его ученик, Джалал ад-дин ас-Суйути, завершил труд своего учителя, которому он дал название «Тафсир аль-Джалалайн» (Комментарии двух Джалалейнов).

[3] Ан-Ниффари, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Джаббар бен аль-Хасан (ум. во второй половине 10-го века хр. э.) – выдающийся ранний суфий, автор сочинений «Китаб аль-мавакиф» и «Китаб аль-макасид».

[4] Ас-Субки, Абу Наср ‘Абд аль-Ваххаб ибн Таки ад-дин ас-Субки – выдающийся мусульманский ученый, в частности, автор книги «Табакат аш-шафи‘ийя аль-кубра» в шести томах, Каир, 1324 г. хиджры.

[5] Ас-Сунна («обычай», «пример»: полная форма: сунна расул Аллах – «сунна Посланника Аллаха») – сунна, пример из жизни Пророка Мухаммада r как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. ИЭС, С. 214.

[6] Мубах («дозволенное») – категория поступков и действий, рассматриваемых шари‘атом как нейтральные, не осуждаемые и не поощряемые, необходимые, понятные, бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке. ИЭС, С. 168.

[7] Истихара – просьба о помощи к Аллаху при предпочтении одного из деяний, когда есть сомнение в целесообразности выполнения какого-то дозволенного, но не обязательного по шари‘ату деяния.

[8] Ат-Табарани, Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад (873 – 971 г. по хр. л.) – известный хадисовед и комментатор Корана. Ему принадлежат три «словаря» (му‘джам) хадисов, а также тафсир и сочинение «Исбат ан-нубувва».

[9] Аш-Шафи‘и, Абу ‘Абдаллах Мухаммад бен Идрис (767 – 820 г.г. хр. э.) – факих, мухаддис, эпоним богословско-правового толка (мазхаба).

[10] Закят – одно из обязательных предписаний ислама; отчисление с имущества мусульман в пользу нуждающихся единоверцев. Закят очищает верующего от таких порицаемых качеств, как, скупость, и т. д, приучает его к проявлению сострадания, благодарности Всевышнему за Его милости, а также очищает его имущество от того, что попало туда из «сомнительного» (шубхат), и придает благодать остальному.

[11] Садака ал-фитр – пожертвование в пользу бедных, выделяемое раздаваемая в конце поста в месяц Рамазан.

[12] То есть, путем совершения искупительного действия (каффара), отдавая бедным определенное количество пшеницы или ее заменителя.

[13] И‘тикаф – уединение в мечети для благочестивых деяний.

[14] Отсюда следует, что если мы будем попирать права неверующих, то это представит для нас опасность даже большую, так как на том свете неверующий будет находиться в более худшем положении и станет требовать максимально возможного возмещения.  

[15] Фатва – религиозно-правовое заключение.

[16] Иджма‘ – единодушное мнение по какому-либо вопросу религиозных ученых, достигших степени иджтихада.  

[17] Абу аль-Лайс ибн Мухаммад ас-Самарканди, известен как Имам аль-Худа (ум. в 983 г. по хр. л.) – комментатор (муфассир) Корана, хадисовед (мухаддис) и законовед (факих) ханафитского толка. Автор книги «Бустан аль-‘арифин».

[18] Аль-истихсан («предпочтение», «предпочтительное суждение») – термин фикха (мусульманского законодательства).

 


ПОЛЕЗНОЕ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ САЛИКА К РАСКАЯНИЮ

Наш шейх Халид Сайфулла аль-Хусайни ан-Накшбанди аль-Кадири аш-Шазили в своей книге «Канз аль-ма‘ариф фи асрар аль-латаиф» пишет, что аль-Бухари, Муслим[1] и ат-Тирмизи[2] приводят хадис от аль-Хариса ибн Йазида, рассказавшего, что Ибн Йазид говорил, что Ибн Мас‘уд[3] сказал, что он слышал, как Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) сказал: «Радость и довольство Аллаха от покаяния Его уверовавшего раба больше, чем радость человека, оказавшегося в опасном месте пустыни вместе со своим верховым животным, на котором был навьючен весь его запас воды и еды, склонившего голову и уснувшего коротким сном, а потом проснувшегося и обнаружившего, что его животное исчезло, затем искавшего его, пока не обессилел от жары и жажды, то есть, перенес столько трудностей, что пожелал Аллах, и сказавшего: “Вернусь на свое место, где я спал, и останусь там, пока не умру”, потом положившего руку под голову и легшего, дабы умереть, и уснувшего, а когда проснулся, то увидевшего свое верховое животное, на котором находился запас его воды и пищи! Радость Аллаха от покаяния Его уверовавшего раба гораздо сильнее, чем радость этого человека от обнаружения им своего животного!» Муслим приводит хадис с добавлением: «О, люди! Кайтесь перед Аллахом! Я, воистину, каюсь перед Ним сто раз [в день]!»

Ибн Маджах[4] приводит этот хадис Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям) с добавлением: «Если вы даже совершите столько грехов, что они достигнут небес, а затем принесете покаяние Богу, то Он простит вас».

Ат-Табарани и аль-Байхаки[5] приводят хадис Пророка r с добавлением: «Ангел, записывающий добрые дела, является повелителем ангела, записывающего плохие деяния человека. И если человек совершает благое деяние, то ангел правого плеча записывает ему десятикратное вознаграждение. А если человек совершает греховный поступок, и ангел левого плеча пожелает записать об этом, то ангел правого плеча прикажет ему: “Воздержись пока от этого!” И ангел левого плеча будет ждать шесть часов и если человек в течение этого времени покается, то ангел левого плеча ничего не запишет, а если человек не раскается, то этот ангел отметит только одно плохое деяние».
Ибн Абу Хатим[6] и Ибн Мардавайхи сказали: «Искреннее, сердечное покаяние – это твое сожаление о грехе, совершенном по небрежности, просьба о прощении у Аллаха  и намерение больше никогда не совершать этот грех».

Ат-Табарани и Абу Ну‘айм привели хадис: «Сожаление – это и есть покаяние, и кающийся в своем грехе как тот, на ком нет греха, а просящий прощения за свой грех, продолжая пребывать в нем, как тот, кто насмехается над Господом Богом».

Ат-Тирмизи приводит хадис: «Воистину, Аллах принимает покаяние Своего раба до наступления его предсмертного часа».

Муслим приводит хадис: «У того, кто покается до того, как солнце взойдет с запада[7], Бог примет его покаяние».

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Са‘ида аль-Худри, рассказавшего, что Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям)  рассказал: «В давние времена, когда вас еще не было на свете, жил один человек, совершивший 99 убийств. Он спросил о сведущих людях и его направили к одному монаху. Он пришел к нему и, рассказав, что он убил 99 человек, спросил, примет ли Бог его покаяние? Монах ответил, что нет. Тогда он убил монаха и округлил число убитых им людей ровно до ста. Затем он спросили о самом знающем и сведущем человеке и его направили к одному ученому человеку. Убийца рассказал ему, что он загубил сто людских душ, и спросил, примет ли Бог его покаяние? Тот ответил, что да, и сказал: “Кто возведет преграду между ним и его покаянием?” “Отправляйся в такое-то место, там есть люди, поклоняющиеся Всевышнему Богу. Поклоняйся Ему вместе с ними. Не возвращайся на свою землю, ибо она – плохая для тебя земля!” Убийца отправился туда и когда преодолел половину пути, то умер. И когда он умирал, то по поводу его случился спор между ангелами милосердия и ангелами наказания. Ангелы милосердия говорили: “Он направлялся к Аллаху, обратившись своим сердцем  к Нему. Поэтому мы должны забрать его душу!” Ангелы наказания отвечали: “Он не совершил ни одного благого поступка при жизни. Поэтому мы должны забрать его душу!” Тут подошел к ним ангел в человеческом образе и рассудил между ними, велев: “Измерьте расстояния до обеих [доброй и плохой] земель! И к которой из них он ближе, к той он и будет принадлежать”. Они измерили расстояния и обнаружили, что его тело находится ближе к той земле, к которой он стремился. И его душу забрали ангелы милосердия».
В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если верующий совершит грех, то на его сердце появится черная точка, а если попросит прощения и покается, то его сердце очистится. Если он не покается, то черные точки увеличатся в числе и мрак охватит сердце, то есть, он полностью покроет его черной пеленой. Это и есть та пелена, упоминаемая Аллахом в Его книге [Коране]:

]كلا بل ران على قلوبهم ما كانوا يكسبون[

“Так нет же! Покрыло пеленой их сердца то, что они приобретали” (Коран, 83:14). О Аллах! Мы просим у Тебя прощения и каемся перед тобой! Мы просим Тебя помочь нам избежать впадения в подобные грехи!» На этом завершается данная цитата из рукописи шейха Сайфуллы, куддиса сирруху (да очистит Аллах «зеркало» его сердца (сирр)) и зальет Своим светом его усыпальницу!

В книге «Аль-джами‘ ас-сагир» Джалал ад-дина ас-Суйути приводятся нижеследующие слова: «Всевышний говорит: “О сын Адама! Я прощу тебе все грехи, пока ты будешь просить прощения и надеяться на Меня, и это не заботит Меня! О сын Адама! Даже если твои грехи достигнут небес, а затем ты попросишь прощения, то Я прощу тебя. Это не заботит Меня! О сын Адама! Если бы ты даже встретил Меня с грехами, заполнившими всю землю, и встретил бы Меня, не совершив ни малейшего греха придания Мне сотоварищей (ширк), то Я встречу тебя таким же великим прощением (магфира)!”».

Ат-Тирмизи приводит хадис от Абу Мусы ал-Аш‘ари[8], что Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) сказал: «На земле были две гарантии от наказания Всевышнего. Одна из них поднята на небеса, и вы придерживайтесь оставшейся!» Что касается поднятой вверх гарантии, то ею был сам Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) ! А другая – это испрашивание прощение у Бога. Всевышний говорит:

]وما كان الله معذبهم وهم يستغفرون[

«Аллах не наказывает их, пока они просят прощения» (Коран, 8:33). Смотри в книге «Аль-Барика ал-махмудийя» во второй части на стр. 231.
Ибн Абу Шейба[9] приводит от Абу Са‘ида ал-Худри, да будет доволен им Аллах, хадис, что Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто скажет пять раз:

أستغفر الله الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه

“Я прошу прощения у Аллаха, кроме Которого нет ничего, достойного поклонения, Живого, не нуждающегося в других и в Котором нуждаются все, и я каюсь перед Ним!”, тот будет прощен, даже если на нем будет так много грехов, как морская пена». Обратись к книге «Джавахир аль-ма‘ани»[10].

Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Блажен тот, кто найдет на свитках своих [деяний] много покаяний! Кто желает, чтобы его обрадовали эти свитки, пусть умножает в них мольбы о прощении (истигфар)». Из книги «Кашф аль-гумма».

Там же: Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) также сказал: «Каждый человек, если в течение дня попросит прощения у Аллаха семьдесят раз, получит прощение в семистах грехах. Пропадет тот раб, грешащий больше, чем семьсот раз в день».

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказал, что к Пророку Мухаммаду (салля ллаху алейхи ва саллям)  пришел некий человек и произнес то ли дважды, то ли трижды: «О мои грехи!» Тогда Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) велел ему: «Скажи: “О Аллах! Твое прощение в силе объять мои грехи, и на милость Твою я больше надеюсь, чем на свои деяния!”» Тот произнес это. Затем Пророк Мухаммад (салля ллаху алейхи ва саллям) молвил: «Встань! Аллах простил все твои грехи». Это на стр. 288.

Аль-Газали в книге «Минхадж аль-‘абидин» пишет: «Как ты сделал своим ремеслом совершение грехов и их повторение, так же сделай своим ремеслом раскаяние в них и повторение его. Не будь в покаянии менее усердным, чем в ослушании! Не отчаивайся, и пусть шайтан не помешает тебе покаяться из-за этого, ведь покаяние – это то, что ведет к добру. Разве ты не слышал о словах Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям) : “Лучший из вас – каждый кающийся в грехах, сбивших его с пути», то есть каждый, кто много претерпел из-за своих грехов, сильно каялся в них и помногу обращался к Аллаху с покаянием и с мольбами о прощении”.

Вспомни о словах Всевышнего Аллаха:

]ومن يعمل سوءاً أو يظلم نفسه ثم يستغفر الله يجد الله غفورا رحيما[

“А кто сделает зло или поступит несправедливо по отношению к себе, а потом попросит у Аллаха прощения, раскаиваясь, он найдет Аллаха Прощающим, Милостивым” (Коран, 4:110) и

]إن الله يحب التوبين ويحب المتطهرين[

“Поистине, Аллах любит кающихся и любит соблюдающих внешнюю и внутреннюю чистоту!” (Коран, 2:222)».


This post has been viewed 1208 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Тасаввуф (Суфизм) – 4й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru