20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ: ОСНОВА И СУЩНОСТЬ.

РЕШЕНИЕ ШАРИАТА О ПОСЕЩЕНИИ КЛАДБИЩА

О посещении кладбища упоминается и в священном Коране, и в хадисах Посланника Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям).
Всевышний Аллах в Коране говорит:
ْنِم ْمِهِب اوُقَحْلَي ْمَل َنيِذَّلاِب َنوُِر شْبَتْسَيَو :نارمع لا ةروس في لىاعت لاق)170 ةيلاا( ْمِهِفْلَخ

Смысл: «Люди, которых Всевышний Аллах возвеличил, одарив Раем Фирдавс, радуются теми, кто еще не присоединились к ним (т. е. теми, кто живы на этом свете)» («Алю ‘Имран», аят 17 17 0).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.

Еще Всевышний Аллах в Коране говорит:

ْمُهَّنِإ ِهِْر بَق َىل َىل َع ْمُقَت َلاَو اًدَبَأ َتاَم ْمُهْنِم ٍدَحَأ َىل َىل َع ِّلَصُت َلاَو: ةبوتلا ةروس في) 84ةيلاا( َنوُقِساَف ْمُهَو اوُتاَمَو ِهِلوُسَرَو ِهَّللاِب اوُرَفَك

Смысл: «О Пророк, никогда не совершай заупокойный намаз ни за одного умершего неверного и не стой возле его могилы» («Ат-Тавба», аят 84). Из обращения Всевышнего к Своему Пророку (салля ллаху алейхи ва саллям): «не стой возле могилы неверного» становится понятным, что Пророку (салля ллаху алейхи ва саллям) дозволено стоять подле могилы мусульманина, и мусульманам, соответственно, подобает делать это, следуя своему Пророку (салля ллаху алейхи ва саллям).
Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племен все еще были свежи различные обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Нассаи, ат-Тирмизи и Хакимом говорится, что Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал:

اهوروزف روبقلا ةرايز نع مكتيهن تنك : ملسو هيلع هّللا لىص لاق
)مكاحلاو يذمترلاو ئياسنلاو ملسم هاور(

«Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же вы посещайте его». В некоторых версиях Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности».

Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям)  на могиле своего молочного брата Усмана ибн Маз‘уна установил доску и сказал: «Благодаря этому (доске) я узнаю могилу своего брата», то есть, узнаю, чтобы мог посещать ее.

После окончания великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), обращавшегося к убитым неверным:
«Разве эти трупы язычников слышат твою речь?» На это Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) ответил:

«Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».

Есть хадисы, в которых Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (салля ллаху алейхи ва саллям) своей супруге ‘Аише, да будет доволен ею Аллах:

هّللا لوسر اي لوقأ فيكو : ملسو هيلع هّللا لىص هّللا لوسرل ةشئاع تلاق يننمؤلما نم رايدلا لهأ لىع ملاسلا – ليوق : ملسو هيلع هّللا لىص لاق ؟ مكب هّللا ءاش نإ انإو نيرخأتسلماو مكنم ينمدقتسلما هّللا محريو ينملسلماو)يقهيبلاو ئياسنلا دمحأو ملسم هاور( نوقحلالا

«Скажи, о ‘Аиша: «Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и Байхаки.

وأ لضفأ اهكرت لهو روبقلا ةرايز نع هنع هّللا ضير دمحأ ماملإا لئس لضفأ اهترايز :هنع هللا ضير لاقف ؟اهترايز)565 .ص ،2 .ج ،ةمادق نبلا ينغلما(

Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: лучше посещать его или воздержатьсся от этого. Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Ханифы и совершил возле нее утренний намаз, при этом он не прочитал молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал ее, оказывая почет хозяину этой могилы». (По мазхабу Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму‘» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также Ибн Хаджар аль-‘Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т.е. совершение «Кульху»), якобы, является запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суру «Аль-Ихлас», «Аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той ее стороне, где находится лицо умершего.

История Ислама свидетельствует о том, как мусульмане оказывали почет и уважение своим умершим и соблюдали этику по отношению к ним. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Всевышний Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям). Также известны могилы
обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям)  (как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своем заблуждении), знаем, что, Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Своему Пророку (салля ллаху алейхи ва саллям) и его сподвижникам.

Надеемся, что Всевышний Аллах одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не преступая за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нем канонам, подобно многим другим хорошим вещам, как, например, при чрезмерном употреблении меда у человека появляется аллергия.

Да сделает нас Всевышний Аллах такими, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Аминь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *