18.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СУФИЗМ: ОСНОВА И СУЩНОСТЬ.

РЕШЕНИЕ ШАРИАТА О ЧТЕНИИ КОРАНА ВОЗЛЕ МОГИЛЫ

Из истории Ислама до нас не дошло ни одного деяния, переданного из поколения в поколение посредством таваттура, которое не имело бы доводы в свою пользу из Корана и хадисов. В хадисе Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям) сказано, что мусульманская община не объединитсся вокруг заблуждения. Точно так же чтение Корана над могилами покойных тоже дошло до нас, имея аргументы в свою пользу из священного Корана и хадисов Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям).

Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) говорил:
ملسو هيلع هّللا لىص هّللا لوسر نأ هنع هّللا ضير راسي نب لقعم انديس نع هل هّللا رفغ لاإ ةرخلأا رادلاو هّللا ديري لجر اهأرقي لا نارقلا بلق سي : لاق ،مكاحلا ،دمحأ ،ئياسنلا ،هجام نبا ،دواد وبأ هجرخأ( مكاتوم لىع اهوؤرقا)نيابر طلا
«Сура «Ясин» является сердцем Корана. Любой, любящий Всевышнего Аллаха и вечную жизнь, кто прочитает ее, непременно получит от Аллаха прощение грехов. Читайте ее над вашими усопшими».

Ат-Табари, а также Шавкани отмечают, что под словом «мавтакум» (مكاتوم) в указанном хадисе подразумеваются именно умершие, но не те, кто находится при смерти.
Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар», ссылаясь на Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), пишет:
«После захоронения умершего читать над ним начало и конец суры «Аль-Бакара» является сунной».

Аз-За‘фарани пишет:

«Я спросил у имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, относительно чтения Корана возле могилы, и он ответил: «В его чтении нет ничего предосудительного».

Имам ан-Навави в своих книгах «Аль-Маджму‘» и «Рияд ас-салихин» пишет, что имам аш-Шафии, да будет над ним милость Аллаха, сказал:

«Желательно читать возле могилы что-либо из Корана, а если же прочтут целиком Коран, то это будет еще лучше».

Однако некоторые приводят хадис в пользу недопустимости чтения Корана возле могилы, причиной этого является то, что они не знают глубоко арабский язык и неправильно толкуют выражения этого хадиса.

Вот хадис Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), на который они ссылаются:

اذإ :لاق ملسو هيلع هّللا لىص هّللا لوسر نا هنع هّللا ضير ةريره بيأ نع وأ هب عفتني ملع وأ ةيراج ةقدص ثلاث نم لاإ هلمع عطقنا ناسنلإا تام)ملسم هاور( هل وعدي حلاص دلو

В этом хадисе, переданном от Абу Хурайры, Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) говорит: «Когда умирает человек, то все его деяния прекращаются, кроме трех…». Но ведь Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям)  не сказал, что принесение ему пользы прекращается, а сказал, что прекращается совершение деяний этим человеком. Именно это нам разъясняет указанный хадис.

Можно привести и другой пример, подтверждающий то, что со смертью прекращаются лишь деяния человека, но никак не принесение пользы покойному другими людьми: один человек заболел, прикован к постели, с этих пор прекращаются деяния, которые он совершал ранее, однако, из этого не следует, что до него не доходит то, что делают для него другие.

Имам ан-Навави пишет:

ثيدحب كلذل اوسناتساو بر قلا دنع نارقلا ةءارق ءما لعلا بحتسا :يوونلا لاق عافتناف ما هتبوطر لاح ما هحيبستب تيلما لىا عفنلا لصو اذإ اولاقو ينتديرجلا عفنأو مظعأ ناسنإ نم نارقلا ةءارق نإف لىوا هبر ق دنع نارقلا ةءارقب تيلمادوع
Смысл этого сводится к следующему: ученые-богословы одобрили и посчитали желательным чтение Корана возле могилы. В пользу этого они приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (салля ллаху алейхи ва саллям) расщепил на две части ветку финиковой пальмы и установил их на двух могилах, говоря при этом, что есть надежда на то, что по причине прославления этими веточками Всевышнего Аллаха, пока они сырые и зеленые, могильные муки этим обоим облегчатся. Если даже польза от славословия этих веточек дошла до этих покойных, то, конечно же, принести пользу умершим путем чтения Корана возле их могилы будет лучше и достойнее. Об этом же упоминает и Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах!) в книге «Тухфат аль-мухтадж», ар-Рамали в «Нихаят аль-мухтадж» и в других достоверных источниках шафиитского мазхаба.

Если познакомиться с другими богословско-правовыми школами Ислама, то они также считают это истинным и подтверждают решение шафиитского мазхаба. Однако мы должны давать себе отчет в том, что под чтением Корана подразумевается такое чтение, при котором строго следуют правилам произношения каждой его буквы (махрадж). А в противном случае, нельзя ни читать Коран, ни брать плату за его чтение, подобно тому, как в Шариате нельзя предоставлять в аренду неисправную машину, или как мертвую женщину не нанимают в качестве кормилицы для ребенка.

Что касается утверждения мазхаба имама Абу Ханифы по этому вопросу, то желающие могут обратиться к книге Маргинани «Хидаят», к главе, где автор рассказывает о совершении хаджа за другого человека, а также к книге «Хашият» известного ученого-богослова ханафитского мазхаба Ибн ‘Абиддина.

О решении мазхаба имама Малика можно проччесть в книге Ибн Рушда «Навазиль» и Ибн аль-Хаджжа «Мадхаль».
Шариатское заключение по мазхабу имама Ахмада можно найти в книге «Мугни» Ибн Кудамы, «Рух» Ибн Кайима. Хотя ваххабиты называют последнего своим имамом, они не замечают следующего выражения, которое он приводит в указанном сочинении: «Поистине, рассказывают от праведных предшественников – салафитов, что они завещали, чтобы после своей смерти и захоронения читали Коран возле могилы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *