29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

С именем Аллаха[1] Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том свете!

Хвала Аллаху (Единственному Богу), Господу миров! Да дарует Он милость и мир Пророку Мухаммаду, его семейству и его сподвижникам!

А далее. Нуждающийся в Боге, Хасан Хильми ибн Мухаммад аль-Кахиб[2], да простит его Всевышний, аминь, говорит:

Мой сын Мухаммад ‘Ариф, да направит его Всевышний Господь Своей милостью по Пути «познавших [Бога]» (‘арифун)[3], аминь, попросил меня кратко изложить сокровенную суть обязанностей тарики (Пути к Богу), дабы сие стало для него и для других [муридов] побуждением [к постижению Истины]. Потому я решил написать небольшое сочинение, сжато изложив самое ценное из книг великих суфийских шейхов. Я назвал эту книгу «Талхис аль-ма‘ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф» (Кратким изложением сокровенных знаний для наставления Мухаммада ‘Арифа), так как его желание стало причиной составления [этой книги].

[На титульном листе оригинала-рукописи была обнаружена нижеследующая запись:

Знай, что понятие рабита у суфиев братства (тариката)[4] ан-Накшбандийя является выражением трех великих богоугодных и благочестивых деяний – рабита аль-худур, рабита аль-маут и рабита аль-муршид[5].

Что касается рабита аль-худур, то это выражение, обозначающее  связывание сердца мурида с Всевышним Богом через его совершенную любовь к Нему, его размышления о том, что Бог – с ним, [через понимание], что Всевышний – всегда с ним, видит его, слышит и знает согласно хадису[6] Пророка Мухаммада r: «[Чтобы ты служил Аллаху так], как будто ты видишь Его!»[7] и аяту Корана:

]وهو معكم أ ين ما كنتم[

«Где бы ни были вы, всюду Аллах с вами знанием, могуществом и волей Своим» (Коран, 57:4)[8], исполняя завет Пророка Мухаммада r, изложенный в хадисе «Самое твое благое деяние – чтобы ты знал, что где бы ты ни был, Всевышний с тобой знанием, могуществом и волей Своим». Из всех трех разновидностей рабиты вот эта связывание сердца с Богом (рабита аль-худур) является самым ценным и самым высоким. Именно оно является подлинной целью. А что касается остальных двух, то они являются средствами для достижения этой рабиты аль-худур, как об этом будет более подробно разъяснено ниже.

Что касается рабита аль-маут, то это выражение, обозначающее связывание сердца человека со смертью, с могилой, с Судным днем (аль-кыйяма), с размышлениями об ужасах этого Дня, и своем состоянии в Судный день в свете высказываний (хадисов) Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям): «Представьте себя умершими до того, как умрете, и судите себя до того, как вы будете судимы» и «Будь в этом мире таким, словно ты в нем чужак или путник, и считай себя из покинувших этот мир».

 

Что касается рабиты аль-муршид, которую отвергают некоторые ученые-начетчики из числа тех, кои не удостоились излияния света божественного знания (файд) через суфийских шейхов, достигших совершенства в познании Аллаха, и большинство косных невежд, которые следуют за теми, кто отрицает ее без приведения основательных доводов, – то это есть выражение, обозначающее наполненную совершенной любовью и искренностью связывание сердца мурида с одним из пророков или с вали[9], одним из аулия’, или со всеми ими вместе, или с цепью духовной преемственности (силсила)[10], ведущей к нему [к вали] или к нашему предводителю, Пророку Мухаммаду (салля ллаху алейхи ва саллям), без посредников, если он из числа достигших такой степени, или с его шейхом или с муршидомнаставником, достигшим совершенства в Богопознании, находящимся в состоянии фана’[11], или связывания мурида с таким же человеком, в которого у него  есть твердая вера. Этот вид рабиты – это то, что вызывается с необходимостью, а что касается всего того, что вызывает его, то это испрашивание света божественного знания (файд) и помощи от них, [пророков, аулия’ и шейхов]. (Из книги «Ас-сифру аль-асна фи ар-рабитат аль-хусна»)].

 

Я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что Он сделает ее (эту книгу) средством для проявления им усердия в обретении правильного Пути и избежании заблуждения. И я составил ее из [трех частей]: наставления и заветы (таргибат), заключение (хатима) и послесловие (тазниб).

 

Первый таргиб – о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него.

Второй таргиб – разъяснение достоинства испрашивания прощения (истигфар) у Аллаха.

Третий таргиб – разъяснение достоинств салавата, благословения и молитвы за Пророка Мухаммада r.

Четвертый таргиб – разъяснение достоинства зикра, поминания Аллаха.

Пятый таргиб – разъяснение достоинств величественного имени Бога «Аллах».

Шестой таргиб – разъяснение достоинств выражения «Ля иляха илля Ллах» (Нет ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха).

Седьмой таргиб – разъяснение обязанностей (ваза’иф) муридов братства Шазилийя.

Восьмой таргибадабы зикра или разъяснение этикета поминания (зикр) Аллаха.

Девятый таргиб – о пользе, что дает коллективное исполнение зикра и его исполнение вслух.

Десятый таргиб – разъяснение достоинств того, что используют шейхи в своих братствах-тарикатах в распорядке заданий и обязанностей.

Заключение – о предупреждении и предостережении, и о заветах, соблюдение которых необходимо для мурида.

И я говорю, и от Аллаха все содействие!

 

———————————————————————————
[1] Аллах – арабское слово, образованное соединением определенного артикля «аль», подчеркивающего единственность, и слова «илах», то есть, Бог. Буквально это означает «Единственный Бог». В дальнейшем в тексте перевода мы будем использовать как тождественные по смыслу слова «Аллах», «Всевышний», «Бог», «Господь Бог» и «Единственный Бог».

[2] Шейх Накшбандийского, Шазилийского и Кадирийского суфийских братств-тарикатов.

[3] ‘Арифун (ед. ч. ‘ариф) – «познавшие» [Бога, Истину], суфийские шейхи.

[4] Тарика (или Путь) – путь, дорога; метод сокровенного познания Истины (Бога). Тарикат – суфийское братство, практикующее особый метод Пути (тарика) сокровенного (мистического) познания. Таким образом, «тарикат»-братство – есть единство «тарики»-метода, «силсила» (линии духовной преемственности) и формальной организации (братства).

[5] Муршид – наставник муридов, суфийских учеников.

[6] Хадис – предание о словах и действиях Пророка Мухаммада r. Хадис состоит из двух частей: собственно информационной, называемой матн, и иснада (извода) – перечисление людей, передававших друг другу текст матна из поколения в поколение.  

[7] Муслим. Сахих. Арба‘ин ан-Навави.

[8] Комментарии к тафсиру аль-Джалалайн.

[9] Вали (мн. ч. аулия’) – «приближенный к Аллаху», любимый раб Аллаха.

[10] Силсила – цепь имен суфийских шейхов, начиная с Пророка Мухаммада r.

[11] Фана’ (букв. «исчезновение», «гибель») – «предстание» (смерть); состояние полного разрыва с земным миром и созерцание только Одного [Бога].

Из книги Хасана Хильми афанди
ТАЛХИС АЛЬ-МА’АРИФ ФИ ТАРГИБ МУХАММАД’АРИФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *