29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПЕРВЫЙ ТАРГИБ —
о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него
(продолжение)

Наш господин (саййид) аль-Кутб аль-Ашхар аль-‘Айдарус аль-Акбар[14] в своей книге «Аль-кибрит аль-ахмар» приводит следующие слова: «Поистине, прохождение Пути [к Богу] возможно благодаря поклонению Богу (‘ибада)[15], “стоянкам” [на Пути] (макамат)[16], богоданным состояниям (ахваль)[17], дыханию (анфас)[18], (ма‘ариф)[19], приведения притч (амсаль)[20], обережению сердец[21], “мукабалат”[22], способностям[23], обсуждениям и беседам[24], проявлениям взаимных чувств любви и симпатии, общению, имея хорошее мнение о них и веря в существование нравственных качеств “мухаммадийя”, поминаниям[25], а также благодаря твердой вере и убежденности[26], отрешению[27] и услужению, подвижничеству (хидма) [шейху-наставнику] и благодаря воспитанию посредством божественных знаний[28]. И такое воспитание невозможно без обращения к шейху, ученому[29], знающего [похвальные и порицаемые качества, и то, что избавляет от последних], прошедшего все «стоянки» (макамат) Пути к Богу (салика) и испытавшего их результаты, маджзуба[30], достигшего цели (васыл),  любимого Богом (махбуба)[31], василя[32] мавсуль[33], обладающего знаниями (‘ариф би-н-накль)[34] и разумом (‘ариф би-ль-‘акль)[35], познавшего Всевышнего (‘ариф би-л-Лляхи) и себя, находящегося в состоянии худур, отсутствующего в этом мире (гаиб), находясь своим сердцем в земном мире (аш-шахада) и в сокровенном мире (аль-гайб) как в уединении (хальват), так и среди людской толпы (джальват)».
Наш саййид, шейх ‘Али ибн Абу Бакр ас-Сакрани Ба‘лави в своей книге «Аль-барка аль-мушаййика фи зикри лубси аль-хирка аль-аника» привел слова: «По сути, и испытывающий искреннюю любовь к суфиям и подражающий им и подражающий тем, кто подражает им, и тот, кто облачается в их хирку, и тот, кто испрашивает посредством связи с суфиями благодати (табаррук), и тот, кто приобщен к цепи духовной преемственности (силсиле), и тот, кто влюблен в них и любит их Путь и образ их жизни, – он лучше, чем другие люди, благодаря его хорошему мнению о них, суфиях, даже если он встал на Путь позже их и его поступки еще не совершаются на уровне деяний шейхов и ему не удается пока в точности следовать по их примеру по Пути, и несмотря на это, он сподобится благодати (барака) праведных предшественников. Благодать высоких духовных устремлений (химам) шейхов передается тому, кто всем сердцем привязан к ним, искренне любит их, стремится походить на них и приобщается к их таифе (братству). Все [в этом мире] находится под их всеохватной благословенной сенью и надежным крылом их неусыпной заботы. Да погрузит нас Всевышний Аллах в море излияния их благодати (барака)! Да окружит Он всех нас их нежностью и заботой, – всех тех, кто любит нас и кого любим мы, и всех мусульман! Аминь!»

[Шейх ‘Али ибн Абу Бакр ас-Сакрани Ба‘лави], да будет доволен им Аллах, говорит: «Суфии-“садикун”, искренние с Богом в своих деяниях и в состояниях покоя, в тайне и в яви, – это те, кто достиг великого успеха в неукоснительном следовании [Корану и Сунне Пророка Мухаммада (салля ллаху алейхи ва саллям)[36]] и строгом выполнении всех требований Закона (шари‘ата).

Они, [суфийские шейхи], – “приближенные Аллаха”, Его избранники и хранители Его тайн, кладезь Его света (нур), наследники Его посланников, Его наместники (халифы) на земле, спасение и надежда Его страждущих созданий. Блаженны они и блажен тот, кто возлюбил их, стремился получить их благодати (барака), был почтен их молитвами-ду‘а и ответил на их призыв (да‘ват), не жалел себя в проявлении услужения (хидма) им и проявлял почтение к ним, воспринял от суфиев их сокровенный свет и был объят обильным потоком излияния от них божественного света (файд), созерцал их лики, целовал землю, по которой ступали их ноги, удостоился их любви, вдыхал запах их благоухания и лицезрел блеск их величия, обходил их заповедные места, внимал их советам, жаждал сподобиться их жизненного пути, просил содействия и милости свыше, упоминая их, выражал надежду получить прощение у Бога благодаря любви к ним, испрашивал божественного света (файд) свыше, возлагая надежду на свою любовь к ним, получил в совершенстве подготовку в соблюдении всех условий (адаб) [для постижения сокровенного знания] благодаря близости к ним, почитал их своей сокровенностью и силой искренности своего благого мнения и чистоте своей веры в них и памятуя их в сокровенности своей души и тела, следовал их предписаниям во всем и вверял им все свои дела».
Далее, после продолжительного приведения назиданий и призывов, побуждающих к следованию Пути тех поколений [суфиев], он приводит следующие слова: «Одним словом, кто сблизится с ними, тот будет взят под их опеку; кто найдет опору в них, тот будет ведом ими; кто станет искать прибежища у них, они укроют его; кто возлюбит их, тот будет любим ими. Благодаря своей сокровенной тайне и своему дыханию они его наставят на правильный путь и осенят своей благодатью. Человека, которого они облачат в суфийское одеяние (хирку), благодаря приобщению к непрерывной цепи духовной преемственности (силсиле) великих шейхов Пути (тарика) к Богу, они доведут до познания Его и введут его в свой круг посредством этой силсилы».

Саййид, имам ‘Укайл ибн ‘Умар Ба‘лави в своей книге «Фатх аль-Карим аль-Гафир фи шархи джалба аль-мусафир» привел касыду (поэму) шейха-‘арифа Са‘ида ибн ‘Умара аль-Макани Лихаф, в которой говорится, что шейх Ахмад ибн ‘Алван аль-Йамани сказал: «Каждый человек нуждается в ком-то, кто выше его, и он должен быть нуждающимся в таком человеке, даже если не знает его, – как нуждаются автад[37] в актаб, как нуждаются абдал в автад, как нуждаются праведные в абдал и как нуждаются неведающие в праведниках. И поэтому мурид (салик) должен следовать им, [шейхам], искренне любить их, испрашивать у Бога их заступничества из-за любви к ним, крепко держаться за их духовную связь (нисбу) с ними и усматривать причину благодати как исходящую от них, даже если он не знаком с ними. Когда Всевышний Аллах видит такое состояние, то Он уведомляет шейхов о таком человеке. И тогда он входит в их помыслы и становится одним из их круга перед Господом Богом». Закончилось цитирование шейха Ахмада ибн ‘Алвана.

Вышеупомянутый саййид ‘Укайл ибн ‘Умар Ба‘лави продолжил: «И я говорю: “Это говорится о тех, кто лично не знаком с шейхами. А каково твое мнение о том, кто возлюбил шейхов, сблизился с ними, долго проявлял любовь к ним в услужении (хидма) им и сподвижничании и имел благое мнение о них, вселил радость в их сердца и обрел духовную связь с ними? Как же он не займет их мысли и не станет предметом их забот?! Как расказали от нашего выдающегося саййида и законоведа (факиха) Мухаммада ибн ‘Али Ба‘лави[38], что однажды ему сообщили, что в одной отдаленной местности умер его мурид по имени Абу Хурайса. И эта весть о его смерти разнеслась повсюду. Саййид Мухаммад ибн ‘Али Ба‘лави опустил голову на некоторое время, а затем молвил: “Он вернется живым”. Его спросили, как это? Тогда он сказал: “Я обошел весь Рай и не нашел его там. У меня нет мурида, который попадет в огонь [Ада]!”» Закончилось цитирование высказываний саййида Укайла ибн ‘Умара Ба‘лави.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *