29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПЕРВЫЙ ТАРГИБ —
о необходимости обретения шейха-наставника и о пользе от него
(продолжение)

Теперь ты знаешь из вышесказанного им, что, как он сказал, да будет доволен им Аллах: «…благодаря встречам [с шейхами], обсуждениям и беседам, проявлениям взаимных чувств любви и симпатии, общению, имея хорошее мнение о них и веря в существование нравственных качеств “мухаммадийя” в них…», следует, что это возвышает простого человека на самые высшие степени величия.

Наш саййид, шейх ‘Али ибн Абу Бакр ас-Сакрани Ба‘лави в своей книге «Аль-барка аль-мушаййика фи зикри лубси аль-хирка аль-аника» привел слова: «По сути, и испытывающий искреннюю любовь к суфиям и подражающий им и подражающий тем, кто подражает им, и тот, кто облачается в их хирку, и тот, кто испрашивает посредством связи с суфиями благодати (табаррук), и тот, кто приобщен к цепи духовной преемственности (силсиле), и тот, кто влюблен в них и любит их Путь и образ их жизни, – он лучше, чем другие люди, благодаря его хорошему мнению о них, суфиях, даже если он встал на Путь позже их и его поступки еще не совершаются на уровне деяний шейхов и ему не удается пока в точности следовать по их примеру по Пути, и несмотря на это, он сподобится благодати (барака) праведных предшественников. Благодать высоких духовных устремлений (химам) шейхов передается тому, кто всем сердцем привязан к ним, искренне любит их, стремится походить на них и приобщается к их таифе (братству). Все [в этом мире] находится под их всеохватной благословенной сенью и надежным крылом их неусыпной заботы. Да погрузит нас Всевышний Аллах в море излияния их благодати (барака)! Да окружит Он всех нас их нежностью и заботой, – всех тех, кто любит нас и кого любим мы, и всех мусульман! Аминь!»

[Шейх ‘Али ибн Абу Бакр ас-Сакрани Ба‘лави], да будет доволен им Аллах, говорит: «Суфии-“садикун”, искренние с Богом в своих деяниях и в состояниях покоя, в тайне и в яви, – это те, кто достиг великого успеха в неукоснительном следовании [Корану и Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) [36]] и строгом выполнении всех требований Закона (шари‘ата).

Они, [суфийские шейхи], – “приближенные Аллаха”, Его избранники и хранители Его тайн, кладезь Его света (нур), наследники Его посланников, Его наместники (халифы) на земле, спасение и надежда Его страждущих созданий.
 Блаженны они и блажен тот, кто возлюбил их, стремился получить их благодати (барака), был почтен их молитвами-ду‘а и ответил на их призыв (да‘ват), не жалел себя в проявлении услужения (хидма) им и проявлял почтение к ним, воспринял от суфиев их сокровенный свет и был объят обильным потоком излияния от них божественного света (файд), созерцал их лики, целовал землю, по которой ступали их ноги, удостоился их любви, вдыхал запах их благоухания и лицезрел блеск их величия, обходил их заповедные места, внимал их советам, жаждал сподобиться их жизненного пути, просил содействия и милости свыше, упоминая их, выражал надежду получить прощение у Бога благодаря любви к ним, испрашивал божественного света (файд) свыше, возлагая надежду на свою любовь к ним, получил в совершенстве подготовку в соблюдении всех условий (адаб) [для постижения сокровенного знания] благодаря близости к ним, почитал их своей сокровенностью и силой искренности своего благого мнения и чистоте своей веры в них и памятуя их в сокровенности своей души и тела, следовал их предписаниям во всем и вверял им все свои дела».

Далее, после продолжительного приведения назиданий и призывов, побуждающих к следованию Пути тех поколений [суфиев], он приводит следующие слова: «Одним словом, кто сблизится с ними, тот будет взят под их опеку; кто найдет опору в них, тот будет ведом ими; кто станет искать прибежища у них, они укроют его; кто возлюбит их, тот будет любим ими. Благодаря своей сокровенной тайне и своему дыханию они его наставят на правильный путь и осенят своей благодатью. Человека, которого они облачат в суфийское одеяние (хирку), благодаря приобщению к непрерывной цепи духовной преемственности (силсиле) великих шейхов Пути (тарика) к Богу, они доведут до познания Его и введут его в свой круг посредством этой силсилы».

Саййид, имам ‘Укайл ибн ‘Умар Ба‘лави в своей книге «Фатх аль-Карим аль-Гафир фи шархи джалба аль-мусафир» привел касыду (поэму) шейха-‘арифа Са‘ида ибн ‘Умара аль-Макани Лихаф, в которой говорится, что шейх Ахмад ибн ‘Алван аль-Йамани сказал: «Каждый человек нуждается в ком-то, кто выше его, и он должен быть нуждающимся в таком человеке, даже если не знает его, – как нуждаются автад[37] в актаб, как нуждаются абдал в автад, как нуждаются праведные в абдал и как нуждаются неведающие в праведниках. И поэтому мурид (салик) должен следовать им, [шейхам], искренне любить их, испрашивать у Бога их заступничества из-за любви к ним, крепко держаться за их духовную связь (нисбу) с ними и усматривать причину благодати как исходящую от них, даже если он не знаком с ними. Когда Всевышний Аллах видит такое состояние, то Он уведомляет шейхов о таком человеке. И тогда он входит в их помыслы и становится одним из их круга перед Господом Богом». Закончилось цитирование шейха Ахмада ибн ‘Алвана.
Вышеупомянутый саййид ‘Укайл ибн ‘Умар Ба‘лави продолжил: «И я говорю: “Это говорится о тех, кто лично не знаком с шейхами. А каково твое мнение о том, кто возлюбил шейхов, сблизился с ними, долго проявлял любовь к ним в услужении (хидма) им и сподвижничаниЛ и имел благое мнение о них, вселил радость в их сердца и обрел духовную связь с ними? Как же он не займет их мысли и не станет предметом их забот?! Как расказали от нашего выдающегося саййида и законоведа (факиха) Мухаммада ибн ‘Али Ба‘лави[38], что однажды ему сообщили, что в одной отдаленной местности умер его мурид по имени Абу Хурайса. И эта весть о его смерти разнеслась повсюду.

Саййид Мухаммад ибн ‘Али Ба‘лави опустил голову на некоторое время, а затем молвил: “Он вернется живым”. Его спросили, как это? Тогда он сказал: “Я обошел весь Рай и не нашел его там. У меня нет мурида, который попадет в огонь [Ада]!”» Закончилось цитирование высказываний саййида Укайла ибн ‘Умара Ба‘лави.

В книге нашего саййида аль-Хабиба Ахмада ибн аз-Зайна «Ас-Сафина» приводятся слова нашего саййида и Кутба аль-иршад аль-Хабиба ‘Абдаллаха аль-Хаддада, которые мы вкратце здесь излагаем с небольшими изменениями: «Весьма важное: Из муридов есть те, кто сподвижничает им [суфийским шейхам] и общается с ними, выказывая свою любовь к ним из-за того, что они всецело предаются религии Аллаха, исполняют Его повеления, проявляют полную покорность Ему и совершают деяния, приближающие к Нему.

Есть и другая категория тех, кто сподвижничает и общается с ними ради получения от них благодати (барака) и обретения благодати их молитв за него без намерения или желания подражать или следовать им в этом пути. И в этом также есть  их благословение и благодать. Он будет из круга тех, как о которых говорится в хадис-кудси[39]: “Они (суфии) – это люди, общающийся с которыми не впадет в несчастья”. Даже тот, кто сподвижничает и общается с ними ради обережения себя с помощью их благодати от сподвижничества им (сухба) от людей или джиннов, преступивших заповеди Божьи и заблуждающие других людей, не разочаруется и не будет вовсе лишен их благодати.

На самом деле разочаруется и будет лишен благословения праведных шейхов тот человек, который намеревался через сподвижничание и общение с ними выделиться среди людей, чтобы в дальнейшем предаваться запрещенным предписаниями шари‘ата порочным деяниям, полагая, что люди, прослышав о том, что он водится с праведными и благочестивыми людьми, и мысли не допустят, что он совершает греховные и запретные действия. Наличие такой категории не является чем-то невероятным. И он из числа пропавших людей, на которых пал гнев Всевышнего».

Один из великих шейхов сказал: «Благое мнение [о шейхах] и искренняя любовь к ним приобщает рядовых людей к великим [людям], возвышая их на высокие степени (макамат) [перед Богом]».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *