20.04.2024

НАМАЗЫ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА
(саллаллаху алейхи ва саллям)

 В хадисах передано, что, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз, иногда было слышно, что он плачет. Из его груди вырывались звуки, похожие на шум ручной мельницы. Али (радыйаллаху анху)  рассказывал: «Во время сражения при Бадре я видел, как под деревом Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз и плакал…» (Фазаиль А’маль, 299)

 Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стоял на намазе, время от времени из его сердца доносились звуки как из кипящего котла». (Абу Дауд, Салят, 157; Насафи, Сахв, 18) В другом хадисе, переданном от нее же, говорится: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, и мы разговаривали с ним. Но когда наступало время намаза, то он уже словно не знал нас, обращаясь к Аллаху всем своим существом…» (Фазаиль А’маль, 303)

Совершая намаз, надо стараться максимально приблизить его  к намазу Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям). Несмотря на то, что выполнить его точно так же, как это делал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), не получится,  все равно надо стремиться к этому. Достичь совершенства сразу нельзя ни в чем. Только после многих лет кропотливой работы из рук мастера начинают появляться шедевры. Обучение ибаде (поклонению) также требует времени. Обычно оно начинается с простого подражания. Пусть не отчаивается тот, у кого сразу не получается совершать намаз безупречно. Нужно продолжать работать дальше. Как для того, чтобы найти грамм золота, перерабатывается тонна земли, так и в совершенствовании намаза требуется много труда. Стремление достичь состояния хушу и хузур в намазе требует терпения и стойкости, пусть даже и через подражание.

 

 НАМАЗЫ  ВЕЛИКИХ МУСУЛЬМАН

 

Когда Умара (радыйаллаху анху) (радыйаллаху анху)  ранили копьем, от потери крови он потерял сознание. Приближался его смертный час. Но как только ему говорили на ухо: «Намаз, Умар, Намаз!» – он собирался с силами и, совершив намаз, со словами: «Нет места в Исламе без намаза!» снова лишался чувств.

Когда на намаз вставал Али (радыйаллаху анху) , его лицо бледнело. Он отрешался от всего, даже от своей плоти. По его просьбе стрелу, попавшую ему в ногу в одном из сражений, вытащили тогда, когда он совершал намаз, и он даже не заметил этого. «О повелитель правоверных! Почему когда приходит время намаза цвет твоего лица меняется, а сам ты начинаешь дрожать?» – спрашивали его. «Потому, что пришло время выполнить долг, который не смогли поднять земля и небо, который не смогли сдвинуть горы! Не знаю, получится ли у меня выполнить его безупречно?» – отвечал Али. Сердца сахабов трепетали, когда они вставали на намаз.

Когда Хасана (радыйаллаху анху)  спрашивали: «Почему ты бледнеешь во время омовения?» он отвечал: «Пришло время предстать перед единственным обладателем Могущества, Великим Аллахом!» Входя в мечеть, он обращался к Аллаху: «О Господь! Твой раб у Твоих дверей! О Аллах, дающий милость, к Тебе пришел грешный раб! Ты приказал своим праведником прощать зло грешникам. О Дарующий, о Прощающий Аллах! Дай свою милость и мне, прости мои грехи!»

Зайна-ль-Абидин бледнел, когда шел делать омовение, а когда он вставал на намаз, его ноги била дрожь. Когда его спрашивали об этом, он говорил: «Разве вы не знаете, перед Кем я сейчас предстану?» Однажды дом, в котором он совершал намаз, загорелся. Но Зайна-ль-Адибин не заметил этого. Когда он, дав салям, завершил намаз, его спросили: «Как ты мог не заметить, что твой дом горит?» «Пожар Судного Дня, который уготован людям, отвлек меня, и я не заметил маленький пожар мирской жизни» – ответил он.

Похожий случай произошел с Муслимом бин Йасаром. Мечеть, в которой он совершал намаз, с грохотом обрушилась. Но он продолжал свой намаз. После того, как Муслим бин Йасар отдал салям, его спросили: «У тебя даже волос не шевельнулся, когда рухнула мечеть! Как это случилось?!» «Рухнула мечеть?» – удивленно переспросил он, до сих пор ничего не заметив…

Однажды Суфьян Севри, находясь в состоянии джазб[1], семь дней не ел, не пил и не выходил из дома. Об этом рассказали его учителю. «Следит ли он за временами намазов?» – спросил тот. «Да, он аккуратно и вовремя выполняет все намазы». Тогда учитель сказал: «Хвала Аллаху! Шайтан не действует на  него!»

Один праведник рассказывал, как однажды он совершал намаз аль-´аср  за  стоявшим имамом Зуннун Мысрий: «Когда в такбире этот благословенный раб произнес «Аллах», то моя душа словно вышла из тела. Все замерло. Когда же он сказал «Акбар», мое сердце словно раскололось на части, – такое величие скрывалось  в этом такбире!»

Вставая на намаз, Амир бин Абдуллах разрывал все отношения с внешним миром. Ничто не могло испортить его хушу. «Во время намаза пусть лучше  в тело мое вонзится стрела, чем я стану замечать движения и слова окружающих меня людей!» – говорил он.

В наше время те, чьи намазы по сладости и блаженству далеки от намазов сахабов и табиинов, пытаются поставить под сомнение саму возможность возникновения у молящихся подобных состояний. Но ведь даже люди, которые  устремлены к мирским удовольствиям, занимаясь делами низкими и пустыми, способны ради них не спать ночи напролет. Неужели те, кто получает наслаждение духовное, неисчислимо большее, не способны ради этого бодрствовать? Но невозможно объяснить это тому, кто этого еще не испытал. Радости гафиля, его мимолетные встречи, всезатмевающая любовь к мирскому – как они ничтожны по сравнению с радостью истинного влюбленного, оставшегося наедине с Аллахом! 

Намаз ведет раба к познанию своего Господа, увеличивает искренность и благодарность Аллаху. Тому, чья вера незыблема,  намаз не в тягость. Он несет столько радости, что с ним не хочется расставаться. Вайсаль-Карани молился очень помногу, прерываясь лишь по крайней нужде. Однажды к нему зашел один человек и ждал, когда тот, наконец, освободится. Но едва дав салям, Вайсаль-Карани вставал и начинал намаз снова. Став свидетелем этому, человек, обращаясь к себе, воскликнул: «Ты пришел получить наставленье? Вот, смотри, его состояние – лучшее наставленье! Уже не надо слов! Если ты сможешь взять этот урок, тебе хватит его на всю жизнь!»

О тех, кто лишен всего этого, в Коране сказано :

 

وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ


Смысл: Воистину, [намаз] – тяжкое бремя, [для всех],  кроме  смиренных. (Аль-Бакара, 45)

 Конечно, невозможно достичь состояний, которых достигали в намазах великие праведники. Но нужно стремиться к этому  и быть искренними. Шайтан иногда нашептывает: «Чем делать намаз кое-как – уж лучше не делать его совсем!» Но это ловушка. Такие мысли могут привести к духовной гибели. Надо делать намаз как можешь, ведь тот,  кто вообще не совершает намаз, в убытке полностью. А тот, кто делает намаз, пусть даже с недостатками, возможно, все-таки удостоится милости Аллаха – придет день, и его намаз будет принят и оценен Всевышним. Возможно Аллах  даст совершить его наилучшим образом, и за него не будет стыдно в Судный День.


[1] Джазб – состояние божественного упоения, экстаз.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *