16.04.2024

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПРОРОКА — 3

Храбрость Посланника Аллаха

Нельзя представить более смелого человека, чем Господин Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям. Потому что на протяжении всей Его жизни никто не видел, чтобы Он был охвачен страхом и паникой. В чрезвычайных ситуациях всегда проявлял терпение и стойкость, никогда не допускал никаких бесконтрольных действий, которые могли быть вызваны страхом и паникой.

Он бесстрашно прошел между людьми, собравшимися Его убить, читая эти два священных аята из суры “Йа-син”:

إِنَّا جَعَلْنَا فِي أَعْنَاقِهِمْ أَغْلاَلاً فَهِيَ إِلَى الأَذْقَانِ

فَهُم مُّقْمَحُونَ (8) وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدّاً

وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدّاً فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ (9)

(Воистину, Мы наложили им на шеи оковы до самого подбородка, так что они [ходят], задрав головы. Мы воздвигли преграду перед ними, а также позади них, набросили покров [на глаза], так что они не видят [пути истины]) (Йа-син, 8-9)

Досточтимый Али – радыйаллаху анху – говорил:

“При Бадре, когда битва шла со всей жестокостью, мы иногда укрывались за спиной Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. Он был самым храбрым из нас. Сражался ближе всех к вражеским рядам” (Ahmed, I, 86).

О том же говорит Бара – радыйаллаху анху:

“Клянусь Аллахом, если битва становилась особенно жаркой, мы жались к Посланнику Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям. Самым храбрым из нас был тот, кто мог сражаться с ним в одном ряду” (Müslim, Cihâd, 79).

Ради победы религии Аллаха Он всегда сражался в самых первых рядах. Когда в начале сражения при Хунейне в рядах мусульман началось смятение и отступление, Он, не дрогнув, бросился в гущу врагов, направляя все дальше вперед свое верховое животное, чем укрепил храбрость своих сподвижников и, в конце концов, Аллах даровал им победу.

Он говорил так:

“Клянусь Аллахом, по Воле и благодаря Могуществу которого живу, я хотел бы сражаться и погибнуть, затем (воскреснув) снова сражаться и погибнуть, и опять сражаться и погибнуть на пути Аллаха… ” (Müslim, İmâre, 103).

 
Мягкий Нрав Посланника Аллаха

Посланник Аллаха был самым добрым из всего рода человеческого (Müslim, Hac, 137).

Мать правоверных Айша — радыйаллаху анха — говорила:

“Никто не обладал более прекрасным нравом, чем Он. Если кто-нибудь из сахабов или из семьи звал Его, тут же отвечал: «Да, слушаю». И поэтому снизошел священный аят от Всевышнего Аллаха:

(И, поистине, ты — человек превосходного нрава) (Аль-Калям, 4)” (Vâhidî, s. 463)

Наш Господин — саллаллаху алейхи ва саллям — ни разу в жизни не мстил из-за обид собственного нафса.

Досточтимая Айша — радыйаллаху анха — так описывает некоторые стороны Его души, исполненной доброты, милости и милосердия:

“Он никого не стыдил, на зло отвечал не злом, а прощением и доброжелательным отношением, сторонился злого и плохого. Ни разу не мстил лично за себя. Ни одного пленного раба или слугу, и даже ни одно животное не то что не ударил, но даже не смел прикоснуться без права…”32

Досточтимый Анас — радыйаллаху анху —  рассказывал про Него:

“Я ни разу не прикасался ни к шелку, ни к атласу, который был бы более нежен, чем руки Посланника Аллаха. Не вдыхал аромат духов, более приятный, чем запах Посланника Аллаха. В течение целых десяти лет я служил нашему Господину. Ни разу Он мне не сказал: «Ах»! Ни разу не сказал: «Почему ты так сделал»? – из-за того, что я что-то сделал. И ни разу не сказал: «Разве ты не мог сделать вот так»? – из-за того, что я что-то не сделал” (Buhârî, Savm 53, Menâkıb 23; Müslim, Fezâil 82).

Посланник Аллаха однажды похвалил одного сподвижника такими словами:

В тебе есть два прекрасных качества, любимых Аллахом: мягкосердечие и предусмотрительность” (Müslim, Îmân 25, 26).

Один бедуин справил малую нужду в Мечети Пророка. Сахабы33 тут же начали его ругать. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – остановил их:

“Оставьте человека в покое. Вылейте на это место ведро воды. Вы посланы чтобы облегчать, а не создавать трудности” (Buhârî, Vudû’ 58, Edeb 80).

Потом мягко и ласково объяснил этому человеку значение мечетей и приличия, которые в них надо соблюдать.

Анас – радыйаллаху анху – рассказывает:

“Я шел вместе с Посланником Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям. На нем была хирка34 из ткани, сделанной в Наджрани, с жесткими краями. Один бедуин догнал Посланника Аллаха и сильно дернул за хирку. Я увидел, как жесткий край шейной части хирки сдавил Его горло. Затем бедуин сказал:

“Эй, Мухаммад! Прикажи из имеющегося у тебя на руках имущества выделить и мне!”

Наш Господин, Гордость миров, повернулся к бедуину и улыбнулся. Затем повелел, чтобы ему дали некоторое количество имущества (Buhârî, Humüs 19, Libâs 18, Edeb 68; Müslim, Zekât 128).

Очевидно, что великие успехи в деле распространения религии были обусловлены этими Его высокими качествами. Всевышний Аллах так говорит о совершенстве Господина Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям:

 

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظّاً غَلِيظَ الْقَلْبِ

لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ

(По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммед] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя) (Али Имран, 159)

И в самом деле, людская жестокость расплавилась как свеча перед благородством Его личности, от Его мягкого и доброго нрава, терпения и прощения. Люди сплачивались вокруг Него, как мотыльки собираются на свет, спасаясь от цепких объятий дикости и злобы. Ведь Он хотел, чтобы люди не страдали, а вели праведную жизнь. Он был олицетворением не наказания, а милости.

 
Доброта и Милосердие Посланника Аллаха

В одном из своих благородных хадисов Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – говорит:

“Милостивый Аллах добр к тем, кто делает добро. Делайте добро и будьте милостивы к тем, кто на земле, тогда и те, кто на небесах, проявят милость к вам!” (Tirmizî, Birr, 16/1924).

Разрешение матери сократить намаз, если ребенок плачет, чтобы она не испытывала трудностей и хоть на немного раньше могла успокоить ребенка; ночи, проведенные со слезами на глазах в молитвах за свою умму; посвящение всего своего времени спасению людей от огня ада – все это самые глубокие и очевидные проявления всеобъемлющей доброты Посланника Аллаха.

Так как Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – был послан как милость для миров, Его доброта и милосердие распространялись на всякое живое существо.

Однажды Его попросили, чтобы Он проклял некоего человека. А Он ответил:

Я не послан в этот мир проклинать, я пророк добра” (Müslim, Fedâil, 126; Tirmizî, Deavât, 118).

Когда Он пришел в селение Таиф, чтобы проповедовать Ислам, невежественные, эгоистичные жители Таифа, бывшие многобожниками, прогнали  Его, побивая камнями. Ангел гор, явившийся вместе с ангелом Джибрилом, спросил у Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям:

“Погубить ли мне это племя, ударив эти две горы друг об друга?”

Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – не согласился:

Нет, я лишь молю Всевышнего, чтобы Он вывел из их рода поколение, поклоняющееся только Аллаху и не придающее Ему сотоварищей” (Buhârî, Bed’ü’l-halk, 7; Müslim, Cihâd, 111).

И за этих жителей Таифа, которые изгнали Его, побивая камнями и подвергая оскорблениям, которые, жестоко сопротивляясь до 9 года хиджры, причинили мусульманам много вреда, Он продолжал молиться:

“О, Господи! Направь племя Сакиф по праведному пути! Направь их к нам!” И, в конце концов, спустя некоторое время, жители Таифа стали мусульманами (İbn-i Hi­şâm, IV, 134; Tirmizî, Menâkıb, 73/3942).

Однажды Абу Усайд – радыйаллаху анху – явился к Господину Пророку с пленными из Бахрейна. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – увидел, что одна женщина, находящаяся среди них, плачет. Он спросил ее:

― Почему ты плачешь?

― Этот человек продал моего сына, — ответила женщина.

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – спросил Абу Усайда:

― Ты продал ее сына?

Получив утвердительный ответ, спросил:

― Кому?

― Сыновьям Абса, — ответил сахаба.

Посланник Аллаха распорядился:

― Сейчас же скачи и привези сына этой женщины35.

Умму Каис бинти Михсан – радыйаллаху анха — рассказывала:

“Умер мой сын. Я очень сильно горевала по нему. Под впечатлением чувств, меня переполнявших, сказала человеку, омывавшему36 его:

― Не мой сына моего холодной водой. Ты ведь убьешь его!

Уккаша – радыйаллаху анху – тут же сообщил Посланнику Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, что я говорила. Посланник Аллаха улыбнулся и сказал:

― Значит, так она говорит! Тогда жизнь ее продлилась.

Передатчик этого хадиса говорил:

“Мы не знали кого-либо, кто прожил больше, чем эта женщина” (Nesâî, Cenâiz, 29).

Доброта и милосердие Посланника Аллаха — саллаллаху алейхи ва саллям —  охватывали весь  мир. Однажды Он сказал:

“Клянусь Аллахом, который держит в руках Своего Могущества мою душу, вы не войдете в рай до тех пор, пока не будете милосердными друг к другу.”

Сподвижники сказали:

― О, Посланник Аллаха! Все мы милосердны.

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – ответил:

“Милосердие (о котором я говорю) не означает быть милосердными лишь друг к другу, как вы это понимаете. Но это милосердие, охватывающее все творения, (да) охватывающее все творения!.. ” (Hâkim, IV, 185/7310).

 

Приверженность к Прощению Посланника Аллаха

Всевышний Аллах любит прощение. Если раб покается, искренне сожалея и раскаиваясь за совершенные ошибки, Аллах обещает принять его раскаяние. Сам будучи Прощающим, Он хочет, чтобы и Его рабы были прощающими.

Условиями прощения являются сожаление, подчинение повелениям Аллаха и воздержание от запретного. Самые прекрасные примеры прощения можно почерпнуть из жизни Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. Хинду, убившую во время битвы при Ухуде Его дядю – Досточтимого Хамзу – радыйаллаху анху, и в ярости кусавшую его внутренности, Он простил в день завоевания Мекки, в честь того, что она произнесла шахаду.

Хаббар бин Асвад тоже был одним из ярых врагов Ислама. Когда дочь Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – Зайнаб – радыйаллаху анха — переселялась из Мекки в Медину, он ударом копья сшиб ее с верблюда. У Досточтимой Зайнаб, которая была беременной, случился выкидыш, она получила тяжелую рану и потеряла много крови. Впоследствии эта рана явилась причиной ее смерти. Хаббар совершил много злодеяний, подобных этому. После завоевания Мекки сбежал и не был пойман. Но однажды в Медине, когда Посланник Аллаха находился там вместе со своими сподвижниками, он явился к Нему и объявил, что стал мусульманином. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – его тоже простил. И даже запретил осуждать и оскорблять его (Vâkıdî, II, 857-858).

Сын Абу Джахиля Икрима был одним из самых значительных врагов Ислама. После завоевания Мекки он бежал в Йемен. Жена привела его, ставшего мусульманином, к Досточтимому Пророку – саллаллаху алейхи ва саллям. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – любезно встретил Икриму со словами:

Добро пожаловать, воин-кочевник”, — и простил его, не упрекнув в злодеяниях, причиненных им мусульманам (Tirmizî, İsti’zân, 34/2735).

Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – часто просил Аллаха:

“О, мой Аллах, прости мою умму, ведь они не знают” (İbn-i Mâce, Menâsik, 56; Ahmed, IV, 14).

Лидер племени Йамам – Сумама бин Усал, став мусульманином, прекратил всякие торговые отношения с язычниками Мекки. Между тем, курайшиты покупали у Йамама продукты питания и другие нужные им товары. Мекканцы, испытывая голод и нужду, в отчаянии обратились к Досточтимому Пророку – саллаллаху алейхи ва саллям. Посланник Аллаха написал Сумаме письмо, в котором велел продолжать торговлю37. А ведь эти язычники, устроив блокаду мусульманам в Медине, в течение трех лет заставляли страдать их от голода. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – простил даже их.

Более того, в 7 году хиджры, после падения Хайбара, Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – помог народу Мекки, страдающему от засухи и неурожая, отправив им золото, ячмень и семена фиников. Абу Суфьян принял все это, распределил между нуждающимися курайшитами и сказал:

”Пусть Аллах наградит сына моего брата. Потому что Он исполнил долг родственника“, — выражая свою признательность (Ya’kûbî, II, 56). Сердца мекканцев смягчились от такой великой милости, и через некоторое время они все стали мусульманами.

Когда Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – находился при Худайбии, туда прибыла группа людей с целью напасть на Него и убить. Все они были пойманы. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – простил их (Müslim, Cihâd, 132, 133).

После падения Хайбара одна женщина-иудейка подсыпала в пищу Посланника Аллаха яд.  Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, попробовав немного мяса, почувствовал, что оно отравлено. Хотя эта иудейка и призналась в том, что хотела отравить Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям, Он ее простил (Buhârî, Tıbb, 55; Müslim, Selâm, 43).

Через божественное откровение Ему было открыто, что мунафик38 иудей Лябид и его соучастники при помощи колдовства наслали на Него порчу, которая стала причиной мучительной болезни39. Однако, Он никогда впоследствии не вспоминал об этом преступлении Лябида и не наказал его. И не дал убить Лябида и его соучастников из иудейского рода Бани Зурьяк.

Ведь Священный Кор’ан повелевает:

(Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро и не водись с невеждами) (Аль-Араф, 199)
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *