29.03.2024

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПРОРОКА

 1 — Его нежность к детям

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был очень ласков с детьми. Он радовал встретившихся на его пути детей, подсаживая на своего верблюда. Любя детей, он непременно приветствовал их при встрече.[1]

Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) очень трогали отношения между родителями и детьми, он всегда готов был слушать о случаях, связанных с ними. Однажды к благородной ‘Айше (радыйаллаху ‘анха) пришла женщина с двумя дочерьми. Не найдя в доме никакого угощения кроме одного финика, она отдала его матери девочек, которая поделила финик между ними. Когда ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказала Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) об этом случае, он сказал следующее:

— Любовь к детям и их защита являются спасением от ада.[2]

Его любовь распространялась не только на мусульманских детей. В равной степени он выказывал любовь и ласку к детям язычников. Во время одного сражения были убиты несколько детей, оказавшихся между двумя сторонами. Узнав об этом случае, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был крайне огорчен. Увидев его огорчение войны спросили:

— О Посланник Аллаха! Почему вы так опечалены? Разве они не дети язычников? – он ответил:

— Даже если это дети язычников — они безгрешны. Будьте внимательны, не убивайте детей! Каждая душа чиста от рождения.[3]

Один из сподвижников Джабир бин Самура (радыйаллаху ‘анху) рассказывает:

— Однажды я совершал намаз с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). После намаза он направился домой, а я последовал за ним. На пути ему повстречались дети. Он приласкал каждого, а вместе с ними и меня.[4]

Однажды некий бедуин, видя как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ласкает ребенка, сказал:

— Вы так любите детей. Я же, имея десятерых внуков, ни разу не обнял и не приласкал их! – на что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ответил:

— Что же я могу сделать, если Аллах лишил тебя чувства нежности.[5]

 

2- Его доброе отношение к женщинам

В окружении нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) всегда собирались мужчины, и женщинам не всегда удавалось подойти к нему с каким-либо вопросом. Поэтому женщины, обращаясь к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), просили установить для них отдельный день. Вняв просьбам женщин, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) установил для встречи с ними отдельный день.[6]

Женщины, обращаясь к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), задавали очень четкие и ясные вопросы. Даже сподвижники Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) удивлялись их смелости.

Вследствие тонкости натуры и природной слабости женщин Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) старался не обижать их, обращался с ними деликатно и вежливо.

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) совершил величайшую революцию, признав за женщинами истинно женскую индивидуальность и подчеркнув их достоинство. Он и порядок, введенный им, уравнял между собой, с точки зрения уважения и авторитета, женщин и мужчин.

Посланник Аллаха, будучи посланным милостью для миров, требовал милосердного отношения ко всем созданиям Аллаха.


9 — Его великодушие и щедрость

Благородство и щедрость были естественными качествами нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Особенно в месяц Рамадан великодушию и щедрости его не было предела.

Однажды некий человек пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), когда тот считал на пастбище своих коз, и попросил дать ему нескольких из них. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) отдал ему все стадо. Этот человек пригнал стадо в свое племя и сказал соплеменникам:

— Все будьте мусульманами. Мухаммад (саллаллаху  ‘алейхи ва саллям) очень щедр и вовсе не боится бедности.[7]

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) иногда, покупая что-нибудь у кого-либо, ему же и дарил купленное. Если к нему попадала какая-нибудь вещь, он тут же дарил её кому-либо другому и чувствовал огорчение, если вещь оставалась в доме на ночь.

Жена Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха) рассказывает:

— Я почувствовала, что Посланник Аллаха изменился в лице, и спросила причину этого.

— Семь динаров полученные мною вчера остались у меня, я не смог их отдать,[8] — объяснил он.

Абу Зарр (радыйаллаху ‘анху) приводит следующие слова нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

— Если гора Ухуд будет вся из золота и это золото будет дано мне – я бы и на три дня не оставил при себе ни одного динара за исключением того, что отделил бы для выплаты своего долга.[9]

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) домой не возвращался, пока не истратит на пути Аллаха все до последней монеты из тех денег, что были при нём. Как-то глава племени Федек направил в качестве дара четыре верблюжьих поклажи зерна. Билял (радыйаллаху ‘анху) продал зерно на базаре и отдал долг Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) одному из иудеев.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил, осталось ли что-нибудь. Когда Билял (радыйаллаху ‘анху) сказал, что осталось:

— Раздай оставшиеся деньги как милостыню, иначе я не смогу пойти домой, — сказал он.

Билял (радыйаллаху ‘анху) не нашел нуждающихся, кому можно было бы отдать эти деньги, тогда Посланник Аллаха не смог вернуться домой и остался на ночь в мечети. Наконец на следующее утро Билялу (радыйаллаху ‘анху) удалось раздать милостыню, и он уведомил Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) об этом:

— Всевышний Господь спас тебя.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), воздав хвалу Аллаху, смог пойти домой.[10]

Однажды наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) вопреки своему обычаю по окончанию послеполуденной молитвы ушел домой, а затем ещё раз вернулся в мечеть. Когда благородные сподвижники спросили о причине его возвращения, он сказал:

— На молитве я вспомнил, что дома было несколько золотых монет. Я подумал, что они останутся до вечера, поэтому пошел и распорядился, чтобы их раздали как милостыню.[11]

Так же однажды к нему пришли несколько человек из ансаров с просьбой. Он дал им то, что они просили. Затем пришли другие, он и им дал. Наконец, когда ничего не осталось, он сказал:

— Если бы что-нибудь осталось, я бы не пожалел.[12]

Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), возвращавшегося с поля сражения при Хунейне, по дороге окружили со всех сторон бедуины, упрашивая его дать им что-нибудь. Они были так настойчивы, что Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) пришлось искать себе убежища на дереве, при этом полы его плаща зацепились за ветку. Поднявшись, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал им:

— Отдайте мне мой плащ, если бы у меня было овец по числу этих деревьев «умму гайлан», я всех их поделил бы между вами. Из-за этих моих слов вы бы не стали причислять меня к трусам, скупым или обманщикам.[13]

 

3 — Его сострадание и милосердие 

В сострадании и милосердии никто не сможет подняться на его уровень. В пору силы и слабости, бедности и богатства доброта и милосердие всегда были зеркалом его великой человечности. Окруженный милостью вождь доброты и милосердия он говорил:

— Доброта приведет в рай, будьте милосердны к живущим на земле, дабы были милосердны к вам обитатели небес. Не удостоится милосердия Аллаха тот, кто не проявляет жалости к людям. Милость Милосердного Аллаха уготована милосердным людям. Те, у кого нет жалости в сердце, поистине, несчастные они (следующие за шайтаном).[14]

Милосердие его распространялось на всех людей. Благодеяние и доброта его доходили и до верующих и до язычников. Самыми близкими его великому сердцу и широкому милосердию были бедные, слабые и беспомощные. Любовь, которую он питал к бедным достигала такой степени, что он просил у Аллаха возможности быть с ними в этом мире и в мире ином.

Он жил вместе с бедняками. Все, что было в его доме и чем он владел, принадлежало им. Его благосклонность к беднякам доходила до крайности. Он претворил в жизнь дарованные ему Аллахом свойства высокой натуры и бескрайнего милосердия, старательно одарял бедных, поддерживал немощных, благоволил им. Высота его натуры и бескрайность милосердия достигли такой степени, что в короткий срок он смог изменить существовавший общественный строй и сделал из бедного и слабого народа нацию, которой покорились восток и запад.

Он всегда относился с добротой и милосердием к своей умме, требовал милосердия по отношению к рабам и невольницам, детям, обездоленным, ко всем живым существам. Милосердие его распространялось даже на врагов. В сражении при Ухуде, когда сам он был ранен, его дядя изрублен, а помощники мертвы и ранены, он не проклял врагов. Его милосердие побуждало его молиться за жителей Таифа, которые мучили его и прогнали из города. Курейшитам, жалующимся на голод и просящим соблюсти родственные права, но еще вчера прогнавшим его из Мекки и осаждавшим в Медине, он по своему милосердию открыл торговые пути в Сирию и Йемен.

‘Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказывает:

— К Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) однажды пришел некий бедуин и спросил:

— Целуешь ли ты своих детей? Мы их не целуем.

В ответ Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

— Если Аллах отнял у тебя чувство милосердия, чем я тебе могу помочь? [15]

Сердце его было переполнено милостью. Милость его на языке становилась доброй вестью, в глазах – слезами, в руках – добродетелью. Он был предводителем в милосердии и доброте.

 

 4 — Его справедливость и совесть

Для человека, отошедшего от мирской жизни, справедливость и совестливость являются весьма легким делом. Однако для такого человека, как Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), жившего среди враждовавших между собой племен и старавшегося изменить их, придерживаться этих норм было крайне трудно. Несмотря на это, он продолжал призывать людей к Истине, опираясь на справедливость и совестливость.

Однажды женщина из знатного рода махзумитов была уличена в краже. Курейшиты ввиду высокого положения ее семьи не хотели подвергать ее наказанию и направили посредником к Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) Усаму, отец которого Зейд (радыйаллаху ‘анху), был приемным сыном Пророка. Такое положение не понравилось Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) и он сказал:

— Сыны Израиля погибли именно оттого, что они, не наказывая богатых, в то же время применяли очень строгие наказания в отношении бедных. Даже если бы моя дочь Фатыма совершила  кражу, я бы и ей отсек руку.[16]

После подчинения иудеев Хайбара их земли были поделены между муджахидами, однако право посева и сбора урожая осталось за прежними хозяевами. В сезон уборки урожая Абдуллах бин Сухейль (радыйаллаху ‘анху) был назначен сборщиком налогов и вместе с племянником Мухайисой отправился в Хайбар. Иудеи тайно убили Абдуллаха и бросили тело в овраг. По возвращении Мухайиса рассказал нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) о том, что его дядя был убит иудеями. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил его:

— Ты можешь поклясться, что твоего дядю убили иудеи?

— Нет, потому что не видел своими глазами, — ответил Мухайиса.

— В таком случае пусть поклянутся иудеи! – повелел Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).

— Но они могут дать ложную клятву, — сказал Мухайиса.

Поскольку в тех местах проживали только иудеи, логично было бы предположить, что Абдуллах (радыйаллаху ‘анху) не мог быть убит кем-то другим, кроме них. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), не наказав иудеев, дал Мухайисе откуп в сто верблюдов,[17] так как Абдуллах бин Сухейль погиб во время несения государственной службы.

Один из сподвижников Абу Хадрад (радыйаллаху ‘анху) взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. Но у него не было ничего кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад (радыйаллаху ‘анху) просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привел его к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Абу Хадрад (радыйаллаху ‘анху) сказал, что не имеет ничего кроме одежды, которая на нем, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал, что долг необходимо оплатить и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад (радыйаллаху ‘анху) снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы.[18]

Как следствие такого равноправия и беспристрастности, с тяжбами к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) стали обращаться не только мусульмане, но и их  враги иудеи. Решения по искам иудеев он принимал согласно принципам шариата и основным положениям Торы.

 

5 — Его терпимость и прощение

Прощению наставляет его Коран:

— Держись прощения, и призывай к добру, и отворачивайся от невежественных![19]

Когда есть возможность отомстить — он прощал, и это у него было как зеркало, в котором отражаются прекраснейшие формы душевной чистоты, возвышенные и благородные цели.

Для того чтобы понять степень его милосердия посмотрим, как он относился к жителям Мекки, которые стояли во главе зла и подстрекательств и очень преуспели, подвергая его пыткам и притеснениям.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) направляется в Мекку во главе армии, невиданной прежде на Аравийском полуострове. Глава мекканцев Абу Суфьян, выйдя с тремя помощниками на разведку окрестностей, еще до подхода войск понял, что не сможет противостоять Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Встретившийся ему дядя Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) Аббас (радыйаллаху ‘анху) взял его с собой и привел к шатру Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) просить о пощаде Мекки и ее жителей. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) повелел Абу Суфьяну остаться на ночь в шатре Аббаса. Наутро к нему привели Абу Суфьяна, он принял Ислам и был прощен нашим Пророком (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).

Когда Аббас (радыйаллаху ‘анху) сказал:

— О Посланник Аллаха! Абу Суфьян тщеславный человек. Предоставьте ему какую-нибудь возможность, — на что наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) повелел:

— Да, тот, кто войдет в дом Абу Суфьяна, кто, закрыв ворота, останется в своем доме, кто найдет убежище в Заповедной Мечети, тот будет  в безопасности.

Абу Суфьян спешно, опережая войско Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), вернулся в Мекку. Про себя он повторял: «Клянусь Аллахам, нет силы, которая могла бы им противостоять».

Выйдя к соплеменникам, он громко объявил:

— О племя Курейш! На вас идет Мухаммад. Вы не обладаете силой способной противостоять ему. Тем, кто войдет в дом Абу Суфьяна не причинят вреда.

— Да покарает тебя Аллах, скольких из нас сможет вместить твой дом, — возмутился народ.

Тут вскочила его жена, которая кусала печень убитого в битве при Ухуде Хамзы (радыйаллаху ‘анху), и вцепилась в бороду Абу Суфьяну, и закричала:

— Убейте этого шпиона, предателя племени, — на что Абу Суфьян ответил:

— Речь идет о ваших жизнях. Не дайте себя обмануть. Он идет с силой, которой вы не сможете противостоять. Кто войдет в мечеть будет в безопасности. Кто, закрыв ворота, останется в своем доме спасется.[20]

Какой пример может быть лучше этого для такого прекрасного качества, как прощение? Разве не Абу Суфьян совершил столько зла, разве не он при Ухуде ранил душу Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), разве не он морально измотал мусульман осадой в битве при Хендеке. Разве не Абу Суфьян из рода Абд аль-Манафа заключил союз о взаимопомощи с племенами Махзум и Сахм против хашимитов?

Все его надежды были посвящены пощаде, и наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не только простил его, но и предоставил привилегию.

Вахши, убийца праведного Хамзы (радыйаллаху ‘анху), рассказывает:

— После взятия Таифа и Мекки я отправился к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Представ перед ним, я произнес слова свидетельства (калима-и шахадат). Увидев меня, он спросил:

— Это ты Вахши?

— Да, о Посланник Аллаха, — ответил я.

— Садись, и расскажи мне, как ты убил Хамзу, — приказал он.

Я сел и рассказал все, как было.

— Старайся по возможности не показывать мне свое лицо![21] – произнес он.

После этого, вплоть до его кончины, я скрывался от его глаз, чтобы он не увидел меня.


[1] Абу Дауд, Адаб, 147 

[2] Ибн Ханбаль, VI, 166 

[3] Ибн Ханбаль, III, 435 

[4] Муслим, Фадаиль, 80 

[5] ср. Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фадаиль, 64 

[6] Бухари, Ильм, 36 

[7] Муслим, Фадаиль, 57 

[8] Ибн Ханбаль, VI, 293 

[9] Бухари, Истикрад, 3 

[10] Абу Дауд, Имара, 35 

[11] Бухари, Азан, 158 

[12] Аср Саадат, II, 78 

[13] Бухари, Джихад, 24 

[14] Бухари, Адаб, 69 

[15] Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фадаиль, 64 

[16] Бухари, Худуд, 11

 [17] Аср Саадат, II, 73 и далее 

[18] Ибн Ханбаль, III, 243 

[19] аль-А΄раф, 7/199 

[20] Ибн Хишам, Сира, IV, 47 

[21] Бухари, Магази, 23
Источник:  fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *