29.03.2024

ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ В СЛЕДОВАНИИ ПОСЛАННИКУ АЛЛАhА

Для того чтобы должным образом переняв прекрасные качества Досточтимого Посланника – саллаллаху алейхи ва саллям, приблизиться к высокой нравственности Его сподвижников, нужно, в первую очередь, достигнуть необходимой духовной зрелости. Потому что в аяте о Его прекрасных качествах говорится:

(Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно) (Аль-Ахзаб, 21)

Как видим, аят упоминает эти два качества “кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня” и “поминает Аллаха многократно”, как две важные ступени, необходимые для следования Посланнику Аллаха должным образом.

Поклонение Аллаху занимает определенные промежутки времени суток. Каждое мгновение нужно заботиться о сохранении имана. Противостояние бурям, бушующим в нашем сердце, возможно только путем постоянного поминания Аллаха.

В различных аятах Господь Всевышний повелевает:

(О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно)52. Но так как при этом в аяте не упоминается определенное число или количество, повеление зикра53 в этом случае соотносится с максимумом54.

Из этого следует, что раб Аллаха при каждом случае и в меру своих сил должен часто вспоминать Всевышнего Аллаха.

В другом аяте говорится:

(…Воистину, Аллах сбивает с пути [истины] того, кого пожелает, и ведет по нему тех, кто раскаялся [пред Ним], тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?) (Ар-Ра’д, 27-28)

Без сомнения, поминание Аллаха заключается не только в словесном повторении Его Имени, а в том, чтобы поместить Имя Аллаха в свое сердце, являющееся средоточием человеческих чувств, отчего оно наполняется покоем и наслаждением. Когда сердце наполнится зикром, оно избавится от болезней, очистится от грязи и скверны, заполнится светом, и, обретя чувственность и утонченность, устремится к божественным тайнам. А когда сердце будет биться, направляясь к Истинно Сущему, намерения и поступки поднимутся на высокую ступень. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – в одном благородном хадисе сказал:

“Признаком любви к Аллаху является любовь к поминанию Аллаха” (Suyûtî, II, 52).

Те, кто любит, никогда не забывают своих любимых, всегда вспоминает о них в своих речах и в своем сердце. Души, желающие получать наслаждение и радость от жизни с верой, продолжают зикр в своем сердце. На ногах, сидя, лежа поминают Аллаха, постигая изящество проявления мудрости Аллаха в творениях небес и земли, и говорят:

(…Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня) (Али Имран, 191)

Всевышний Аллах не благосклонен к сердцам, не достигшим такой глубины и чувственности. К тому же в 22 священном аяте суры Аз-Зумар, говорится:

(…Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они — в явном заблуждении)

Аят объявляет, что человек, отдалившийся от поминания Аллаха, утрачивает свойство быть человеком.

В заключение можно сказать: чтобы следовать за Посланником Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – должным образом, надо наполнить сердца божественной любовью, очистить их поминанием Аллаха, оставив любовь к бренному и преходящему, сделав своей целью и намерением встречу с Аллахом и Днем Воскресения.

 

СЛЕДОВАНИЕ ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА С ЛЮБОВЬЮ

 Настоящая любовь к Посланнику Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – проявляется в том, чтобы даже пыль с Его стоп, словно драгоценную корону, возложить на свою голову; в том, чтобы искренне, от всего сердца доверившись Ему, подчиниться и следовать Ему. Потому что Он ― личность, целиком и во всех аспектах жизни, являющаяся милостью для человечества. Приведенный ниже аят прекрасно демонстрирует, насколько Он сострадателен, добр и милосерден по отношению к му’минам:

(К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден) (Ат-Тауба, 128)

Вот один из многих хадисов, также показывающих Его доброту и сострадание к своей умме:

“О, верующие! Пусть Аллах облагодетельствует вас миром! Хранит вас! Охранит вас от зла! Помогает вам! Поднимет вашу степень! Укажет путь! Возьмет вас под свое покровительство! Спасет вас от всех несчастий и хранит вашу религию для вас!..”55

Своими действиями, словами и высоким нравом Он был милостью, ниспосланной всему человечеству, проводником, указывающим путь. На прямом пути Аллаха самые тяжелые страдания и трудности Он нес на своих плечах. Он был одержим сильным желанием, чтобы Его последователи обрели праведную жизнь и этим достигли одобрения и награды Аллаха, для чего прилагал столько усилий и проявлял столько терпения, что получал иногда божественные предупреждения, что Он может погубить себя:

(Быть может, ты, (о Мухаммад!) себя до смерти доведешь, (отправившись в небытие по их следам) от горя, что они не верят этому Посланью) (Аль-Кахф, 6)56

(Тебе, (снедаемому горем), быть может, хочется убить себя за то, что, (увещаниям твоим не внемля), никак не веруют они) (Аш-Шу’ара, 3)

Эти аяты доказывают, что Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям, движимый милосердием и состраданием, страстно желал, чтобы каждый человек, живущий в этом мире, верой в Аллаха спас себя от мучений в огне ада.

А чем же мы можем ответить на эти глубокие чувства милосердия, доброты и любви Посланника Аллаха к своей умме?

Поистине, критерием для оценки силы нашей любви к Посланнику Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – является то, насколько мы способны, взяв  руководством Священный Кор’ан, а проводником ― Посланника Аллаха, перенять Его нравственные качества. Как слышали и как чувствовали Его досточтимые сподвижники, любившие Его и жертвовавшие всем ради Него? Как отразили Его нравственность в своей жизни и как воплотили Его состояние в своем состоянии? А каково наше собственное положение по отношению к этому состоянию? Мы должны оценить свою любовь к Нему по этим критериям и очистить наши сердца Его нравственностью. Наши грехи, ошибки, недостатки и непокорность должны быть смыты Его чистейшей, словно вода Зам-зам, нравственностью, мы должны духовно возродиться через смысл и мудрость Его благодатной жизни.

Таинство единения с Аллахом заключается в том, чтобы чистым сердцем суметь приблизиться к Книге Всевышнего и высокой сунне Света Вселенной в любви к тем, кого любит Аллах и Его Посланник, и в нетерпимости к неправедным.

Ведь божественная любовь сохраняет душу живой, здоровой и направляет к добру. Любовь и являющаяся ее противоположностью ненависть не могут находиться одновременно в одном сердце. Но, так как сердце не приемлет пустоты, отсутствие одной составляющей приводит к тому, что его заполняет другая. А разница между этими двумя противоположностями бесконечна, как разница между высшим из высших и низшим из низших.

Как прекрасно предостерегает и наставляет в своем стихотворении поэт Кэмаль Эдип Куркчуоглу тех му’минов, которые отдалились от Сунны и любви Посланника Аллаха:

“О, горе, горе — потерять Его благосклонность,

Горькая потеря в обоих мирах для беспечного!..

О, горе, горе! Если потерял благосклонность Пророка, что еще беспечному терять!..”

Пусть Господь нас сделает уммой, удостоенной высокой любви к Нему! Потому что Он является недостижимым (даже уровня Его благословенных колен) горизонтом милосердия и доброты!..

Однажды, когда Досточтимый Пророк совершал ду’а о благе людей, ради наставления на истинный путь которых Он не жалел своих сил, а в ответ получал оскорбления и удары камней, Зайд бин Хариса спросил:

― О Посланник Аллаха, они подвергают вас тяжким мучениям… А Вы все еще делаете ду’а за них?

― Что я еще могу делать! Я был направлен не для наказания, а как милость… — ответил Он. Разве эта ду’а и этот ответ не свидетельствуют о том, что Его самопожертвование, сострадание, доброжелательность, милосердие и терпимость находятся на недосягаемой высоте?

Человечество ждало проводника, который бы указал ему путь к праведной жизни, и, поистине, пророческая миссия Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – явилась самым совершенным маяком на этом пути. Поэтому тот, кто сегодня все еще проводит жизнь, находясь в зависимости от своего ”эго“ и в подчинении своего нафса, несет более тяжелую ответственность, чем те, кто жил подобным образом, в невежестве, до появления этой великой личности, посланной примером для человечества.

С этой точки зрения, в наши дни, когда большинство людей поклоняются силе и ведомы своим нафсом, мы еще более нуждаемся в том, чтобы формировать свою личность и характер по примеру и образцу Света Вселенной!.. Периоды благоденствия в нашей истории тоже были обусловлены тем, что в те времена жили именно такие му’мины, истинные наследники благословенного Пророка, которые вершили благочестивые дела и являлись примером для общества. В то же время, сегодняшнее состояние дел таково, что одной из самых очевидных истин является кризис, переживаемый в духовной сфере из-за малого числа подобных примерных личностей.

Для того, чтобы вновь подняться на уровень высокой духовности Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям, на уровень тех, кто последовал за Ним, особенно ― героев нашей собственной истории с сердцами, исполненными веры и упоительного восторга любви к Аллаху, мы должны вновь установить во главе своей системы ценностей незыблемые примеры праведной жизни этих людей.

Поэтому нужно уметь слушать их, понимать и стараться получить свою долю от их духовного богатства. Необходимо понять, как они воспринимали этот мир, как они, используя данные им Аллахом разум, мышление, чувства и имущество, открыли путь к счастью, как для себя, так и для человечества.
Источник: fondihas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *