19.04.2024

ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ДОСТОЧТИМОГО ПРОРОКА

На протяжении всей истории не было другого человека, ко всем сторонам жизни которого проявлялся бы подобный интерес, и все поведение которого фиксировалось бы с такой тщательностью, как жизнь Господина Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. Если попытаться описать все качества, составлявшие образцовую личность Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – то не хватит и многих томов книг.

И исламское вероучение в своей основе13 и в вопросах иджтихада14 использует в качестве аргументов различные качества и проявления Посланника Аллаха. Наверное, именно по этой причине каждый раздел этой науки делает попытку изучить отдельную сторону личности Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям.

К тому же, все произведения исламских ученых на протяжении 1400 с лишним лет стараются объяснить одну книгу, то есть Священный Кор’ан и высоту нравственных принципов одного человека, то есть Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. Мы, в силу своих ограниченных человеческих способностей и возможностей не можем до конца понять и постичь личность Гордости Миров – саллаллаху алейхи ва саллям, являющегося одним из чудес творения. Потому что понятия и критерии, действующие в этой вселенной, являются недостаточными для понимания и объяснения Его совершенства. Как невозможно поместить в стакане океан, также невозможно по достоинству оценить и осмыслить Свет Мухаммада.

И мы, в попытке приблизиться к постижению личности Посланника Аллаха, из океана Его проявлений выберем несколько:

 

Красота Лица и Духовного Облика Посланника Аллаха

Лицо Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – прекрасно, а духовный облик совершенен; Он ― благословенное творение Аллаха, не имеющее себе подобного. Невозможно по достоинству выразить красоту физического и духовного облика Посланника Аллаха. Как сказал Имам Куртуби:

“Красота облика Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – не проявилась в этом мире полностью. Если бы была показана вся Его истинная красота – сахабы не смели бы взглянуть на Него”15.

Поистине, даже среди тех, кто продолжительное время находился вместе с Посланником, было мало тех, кто мог любоваться красотой Его лица. Передается, что во время беседы с Ним все сподвижники, кроме Досточтимого Абу Бакра и Досточтимого ‘Умара, всегда смотрели перед собой, и только эти двое осмеливались смотреть в глаза Господину Пророку.

Они улыбались, встречаясь глазами с Посланником Аллаха, и Он благосклонно улыбался им в ответ (Tirmizî, Menâkıb, 16/3668).

Амр бин Ас – радыйаллаху анху, вошедший в историю как победитель Египта, в конце своей жизни так рассказывал об этом:

“Долгое время я находился вместе с Посланником Аллаха. Но из-за чувства стыда, которое испытывал я в Его присутствии, и из-за почтения к Нему так и не смог, подняв голову, вдоволь насмотреться на Его лучезарное, благословенное лицо. Если сегодня мне скажут: «Опиши нам Посланника Аллаха, расскажи о Нем», поверьте, не смогу описать” (Müslim, Îmân, 192)16.

Лицо Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, излучавшее мир и доброту, было самым чистым и прекрасным из всех лиц. Когда Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – переселился в Медину, один из иудейских ученых Абдуллах бин Салям из любопытства подошел к нему, и, увидев Его благословенный облик, произнес:

“Это лицо ни в коем случае не может лгать!” – и стал мусульманином” (Tir­mi­zî, Kı­yâ­me,  42/2485;  Ah­med, V, 451).

Потому что Он имел образ настолько красивый, величественный, излучающий свет и добро, что другого чуда, аргумента и доказательства того, что Он является Пророком Аллаха, и не требовалось.

Если Посланник Аллаха был чем-то не доволен, это сразу же отражалось на Его лице, а если Ему что-то нравилось, это тоже было видно.

В Его благородном теле сошлись вместе бодрость, исключительная стыдливость и чрезвычайная решительность. А глубину доброты Его сердца невозможно выразить словами.

В лице Его была лучезарная красота, в словах – глубокий смысл, в движениях – изящество, в речи – стройность, в предложениях – красноречие, в обращении – мощь и сила.

Он не говорил пустых слов, и каждая сказанная Им фраза была полна назидания и мудрости. В своих речах Он никогда не опускался до сплетен и абсурда. К каждому обращался, исходя из его ума и уровня понимания. В обращении с людьми был мягок и скромен. Смех Его никогда не перерастал в хохот. Он был улыбчив.

Тех, кто вдруг внезапно встречался с Ним, охватывал почтительный страх. Сердца тех, кто беседовал с Ним, наполнялись любовью к Нему. Уважительно обращался с достойными людьми. Поддерживал тесные и доброжелательные связи с родственниками. Был в добрых отношениях со своими домочадцами и сахабами, и с другими людьми был мягок и любезен.

Заботился о своих слугах. Кормил и одевал их так же, как питался и одевался сам. Был щедрым, добрым, гостеприимным. Когда было необходимо, был решительным и проявлял твердость характера или, наоборот, был мягким и сострадательным. Оценить степень Его щедрости и бескорыстия в полной мере невозможно. Его щедрость была больше, чем щедрость человека, не боящегося обеднеть.

По выражению Досточтимого Джабира – радыйаллаху анху:

“Когда у Него что-нибудь просили, не было случая, чтобы Он сказал: «Нет»” (Müslim, Fedâil, 56).

Он больше всех навещал родственников, больше всех проявлял милость и милосердие к народу, самым наилучшим образом обращался с людьми, сильнее всех сторонился злонравия, был самым вежливым и обладал самым прекрасным характером.

Он говорил:

“В Судный день на весах добрых и злых дел раба Аллаха – мусульманина не будет ничего тяжелее, чем добрый нрав. Аллах ненавидит людей, совершающих отвратительные поступки и говорящих отвратительные слова” (Tirmizî, Birr, 62/2002).

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – всегда сдерживал обещания и был верен своему слову. С точки зрения нравственности, интеллекта и мышления был выше всех людей и достоин всяческих похвал.

Печаль Его была постоянной, размышления – непрерывными. Он не разговаривал без необходимости. Подолгу хранил молчание. Если начинал говорить, не останавливался на полуслове, всегда завершал свою речь. Излагал так, что в нескольких словах заключался огромный смысл. Слова произносил отчетливо. Говорил ни больше, ни меньше, чем необходимо. Несмотря на то, что по природе своей был очень мягким в обращении с людьми человеком, обладал сильной волей и величественностью. Не был обидчивым, кроме случаев, когда отвергалась истина или нарушались чьи-то права. Гневался, когда нарушалась справедливость, и гнев Его продолжался до того момента, пока справедливость не восстанавливалась. Когда справедливость восстанавливалась, Он вновь обретал мир и спокойствие. Никогда не гневался, когда дело касалось Его. Если что-либо задевало только лично Его, не защищал себя, не спорил и не ссорился ни с кем.

Ни в один чужой дом Он не входил без разрешения. Время, что Он проводил в своем доме, делилось на три части: одну часть Он посвящал служению Аллаху, другую – своей семье, третью – личным делам. Во время, отведенное для себя, Он часто принимал людей, независимо от того, были они простыми или знатными. Он никому не отвечал отказом, чем завоевывал их сердца.

Чтобы не укоренилась традиция занимать в мечети постоянное место, Он каждый раз старался сидеть в разных местах. Также Он не желал, чтобы отдавалось предпочтение и придавался ореол привилегированности какому-либо месту за столом во время трапезы, чтобы сидение на “почетном месте” не стало предметом чьей-либо гордости. Поэтому, приходя в гости, садился там, где было свободное место, и высказывал пожелание, чтобы так поступали все.

Если кто-либо о чем-то просил Его, будь это важная вещь или незначительная, Он не находил покоя, пока не выполнял эту просьбу; если не мог удовлетворить потребность просящего, то старался ободрить его хотя бы добрым словом. Каждый обращался к Нему со своими заботами и печалями. Люди, независимо от своего положения в обществе, богатые и бедные, ученые и невежественные, находили в нем человеческое участие. В каком бы собрании людей Он ни сидел, оно становилось местом, где правили такие добродетели, как вежливость, знание, деликатность, терпение, таваккуль (вручение себя Всевышнему Аллаху), надежность.

Он никого не порицал за плохие поступки или недостатки; когда возникала необходимость предупредить и предостеречь, Он это делал тонким намеком, чтобы не обидеть этого человека. Он никогда не занимался выведыванием ничьих тайных грехов и недостатков и категорически запрещал делать это другим. Наш Господин, Гордость Миров, говорил не иначе, как только в тех случаях, когда надеялся на саваб17 за это. Когда Он говорил, окружающие, словно зачарованные, всей душой внимали Ему. То состояние мира и покоя, та атмосфера благоговения и уважительности, в которую они погружались во время бесед с Посланником  Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, передается в этом высказывании:

“Мы сидели так тихо, словно держа на голове птичку, которая, если пошевелиться ― упорхнет” (Ebû Dâvûd, Sün­net, 23-24/4753).

Вежливость и учтивость в такой степени была перенята от Него сахабами18, что даже задать вопрос, в большинстве случаев, считалось за смелость.

Поэтому, часто в мыслях своих они лелеяли надежду: “Ах, если бы сейчас приехал какой-нибудь бедуин из пустыни, и, задав вопрос Посланнику Аллаха, начал беседу, мы воспользовались бы этим благоприятным случаем”.

На протяжении всей своей жизни Он являлся монолитом искренности. Не говорил ничего, что не чувствовал в своем сердце. Своей нравственностью стал воплощением, живым Кор’аном. Не призывал к совершению того, чего не делал сам19.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *