ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Пророк Мухаммад, Читальный зал > ОПОРА РЕЛИГИИ ИСЛАМ

ОПОРА РЕЛИГИИ ИСЛАМ

ПРАВДА ЛИ, ЧТО НАМАЗ СУЩЕСТВОВАЛ ДО ПРОРОКА МУХАММАДА ﷺ ?

Намаз является одной из важнейших форм поклонения верующего. Для нашей уммы пятикратный намаз – это один из пяти столпов религии. Помимо пяти обязательных каждодневных намазов мусульманин также совершает множество дополнительных, желательных молитв.

В арабском языке намаз называют словом «салят», что означает благословение, благопожелание, мольба (дуа). А в религиозной терминологии «салят», то есть намаз, обозначает определённый вид поклонения, который начинается с вступительного такбира (Аллаху Акбар) вместе с намерением и завершается таслимом (ас-саляму ‘аляйкум).

Намаз является самым достойным действием, совершаемым человеком. Он смывает его грехи, очищает от прегрешений, оберегает от зла, а в мире ином вводит его в Рай. Тот, кто полноценно совершает намаз, считается поклоняющимся, праведником.

Если в День большого отчёта намаз верующего будет принят, то будут приняты и другие его благодеяния. Намаз в Судный день превращается в сияние, а за каждый поклон в намазе Всевышний повышает степень верующего и смывает его прегрешения.

Во время земного поклона (суджуда) в намазе раб больше всего приближается к Всевышнему Аллаху, и в это время принимаются его дуа. Тот, кто искренне, со смирением и с присутствием сердца совершил полноценный намаз, очищается от грехов.

Пророк Мухаммад ﷺ научил своих последователей совершать намаз. Подражая во всём Пророку ﷺ, сподвижники и научились правильно молиться, ведь Посланник Аллаха ﷺ велел им совершать намаз так же, как на их глазах совершал его он.

От Абу Сулаймана Малика ибн Аль-Хувайрис (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

ارْجِعُوا إِلَى أَهْلِيكُمْ فَعَلِّمُوهُمْ وَمُرُوهُمْ وَصَلُّوا كَمَا ‌رَأَيْتُمُونِي ‌أُصَلِّي، وَإِذَا حَضَرَتِ الصَّلَاةُ فَلْيُؤَذِّنْ لَكُمْ أَحَدُكُمْ، ثُمَّ لِيَؤُمَّكُمْ أَكْبَرُكُمْ

«Возвращайтесь к своим семьям, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте намаз так же, как на ваших глазах совершал его я, а когда настанет время намаза, пусть один из вас оглашает азан, а старший из вас пусть руководит вашей молитвой (то есть пусть старший будет имамом в джамаат-намазе)». (Бухари, 6008; Муслим, 674; Ибн Хиббан, 1658)

Намаз мусульман состоит из ракаатов, определённых поз, движений, чтения суры Аль-Фатиха и других молитвенных формул на арабском языке. Намаз необходимо выполнять в строго определённом порядке, иначе он будет считаться недействительным.

Однако существовал ли намаз как поклонение до Пророка Мухаммада ﷺ? Совершали ли намаз представители предыдущих общин? Ответ на этом вопрос мы можем найти непосредственно в Священном Коране:

يَا مَرْيَمُ اقْنُتِي لِرَبِّكِ وَاسْجُدِي وَارْكَعِي مَعَ الرَّاكِعِينَ

(смысл): «О Марьям! Всецело подчинись Господу твоему (упорствуй в поклонении Ему в благодарность за то, что избрал тебя пред женщинами миров), падай ниц (совершай земные поклоны) и кланяйся (совершай поясные поклоны) вместе с кланяющимися (то есть соверши намаз вместе с молящимся)». («Сафват ат-тафасир», сура Али ‘Имран: 43)

Всевышний Аллах, рассказывая о пророке Исмаиле (мир ему) в Священном Коране, сказал:

 وَكَانَ يَأْمُرُ أَهْلَهُ بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ

(смысл): «Он (пророк Исмаил) побуждал свою семью совершать поклонение, особенно намаз, который является опорой религии, и выплачивать закят (обязательную милостыню), благодаря которому поддерживается благополучие общества». («Сафват ат-тафасир», сура Марьям: 55)

Из смысла этих аятов вытекает, что намаз существовал до появления Ислама, то есть до начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ, и намаз был вменён в обязанность предыдущим общинам. Однако у разных общин форма, метод, способ и условия совершения намаза были различны. 

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

أُعْطِيتُ خَمْسًا لَمْ يُعْطَهُنَّ أَحَدٌ قَبْلِي: نُصِرْتُ بِالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ، وَجُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا، فَأَيُّمَا رَجُلٍ مِنْ أُمَّتِي أَدْرَكَتْهُ الصَّلَاةُ فَلْيُصَلِّ

«Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом, который охватил сердца моих врагов вдали от меня, на расстоянии месяца пути; вся земля была сделана для меня местом совершения намаза и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, время намаза, пусть молится на этом месте…» (Бухари, 335; Муслим, 521)

Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:

«»Вся земля была сделана для меня местом совершения намаза«, то есть вся земля является местом для совершения земного поклона (намаза), даже если это место не является мечетью, переданной в качестве вакфа для совершения в ней намаза. Следовательно, намаз не ограничивается определённым местом, как это было у предыдущих общин. У них молитва считалась действительной, только если была совершена в специально отведённом месте, например, в синагоге или церкви. Нашей же умме разрешается совершать намаз в любом чистом месте, если оно не является одним из таких мест, где молиться запрещается или нежелательно».

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فُضِّلْنَا عَلَى النَّاسِ بِثَلَاثٍ جُعِلَتْ صُفُوفُنَا كَصُفُوفِ الْمَلَائِكَةِ، وَجُعِلَتْ لَنَا الْأَرْضُ كُلُّهَا مَسْجِدًا، وَجُعِلَتْ تُرْبَتُهَا لَنَا طَهُورًا، إِذَا لَمْ نَجِدِ الْمَاء وَذَكَرَ خَصْلَةً أُخْرَى

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нам были даны три достоинства, отличающие нас от других людей: наши ряды были сделаны подобными рядам ангелов; вся земля была сделана местом молитвы для нас, и поверхность её была сделана средством очищения для нас, когда мы не можем найти воду». И он упомянул ещё одно достоинство». (Муслим 522)

Учёный маликитского мазхаба Абульхасан аль-‘Адави в своей книге «Хашия Аль-‘Адави ‘аля Шарх Кифая ат-талиб ар-Раббани», комментируя слова Пророка ﷺ: «Наши ряды были сделаны подобными рядам ангелов…», пишет следующее:

«То есть наши ряды в мечетях были сделаны подобными рядам ангелов на небесах, когда они совершают намаз. Аль-Халяби сказал, что предыдущие общины совершали намаз вразнобой, каждый отдельно».

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что намаз был вменён в обязанность общинам других пророков (мир им), но мы не можем с точностью сказать, как именно они его совершали. Следовательно, намаз как важнейшая форма поклонения Всевышнему Аллаху существовал и до Пророка Мухаммада ﷺ.

Муслим Абдулаев
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 53 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пророк Мухаммад, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru