20.04.2024

  О ДОСТОИНСТВАХ ПРОРОКА И ВОСХВАЛЕНИИ ЕГО ВСЕВЫШНИМ АЛЛАhОМ

Теперь обратите внимание на оценку, которую пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям) дает Всевышний Аллâћ, как Он его возвеличивает:

            Начиная с первых слов этой суры, упоминая истории и рассказы о предыдущих пророках и обо всем, что произошло между ними и их общинами, Всевышний Аллâћ говорит (смысл): «О пророк Мухаммад, Я послал тебя не иначе, как с законами, установлениями и другими велениями, от которых зависит счастье на этом и на том свете, милостью для миров». То есть Ислам, с которым послан Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), является средством достижения счастья на этом и на том свете для всех миров. И тот, кто высокомерно отказался от этого средства, то есть от Ислама, кто отрекся от него, тот сам навлек на себя беды в обоих мирах. Нет ему оправдания, и винить в этом ему некого.

            Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) является милостью и для неверующих на этом свете, поскольку их наказание отложено до Судного дня ради него (салляллаху аляйхи ва саллям). Их не подвергли, подобно предыдущим общинам, таким наказаниям, как превращение в обезьян и свиньей, поглощение землей, и все это из-за благодати пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил архангела Джабрāила (мир ему): «Аллâћ сказал обо мне: «Я послал тебя не иначе, как милостью для миров». Получил ли ты что-нибудь от этой милости?» Архангел Джабрāил (мир ему) ответил ему: «Да, получил. Я боялся, что конец мой будет плохим, но благодаря тебе у меня появилась надежда, ведь Аллâћ сказал обо мне…» – и прочитал следующий аят:

            В этом аяте Аллâћ говорит о высоком положении архангела Джабрāила (мир ему), о том, что все обитатели небес покорны ему, и о том, что ему, как заслуживающему доверия, поручено передавать откровения Всевышнего. А что касается силы архангела Джабрāила (мир ему), то он на своем крыле поднял на небо одновременно четыре города общины пророка Лута (мир ему) и опрокинул их на землю. Также от одного его крика все люди племени Самуд, испугавшись, погибли от разрыва сердца. Для архангела Джабрāила (мир ему) достаточно одного мгновения, чтобы спуститься на землю и вернуться обратно на небо.

            Далее в разъяснение смысла упомянутого аята говорится: «Милость пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) является абсолютной, полной, совершенной, общей, т. е. доходящей до всех созданий Аллâћа». Послание Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) милостью для всего сотворенного также говорит о том, что он ценнее всех.

            Пророк ‘Исā (мир ему) родился без отца, то есть Аллâћ поместил его в утробу матери посредством слова «Кун» (Будь!). Об этом Всевышний Аллâћ говорит так:

            Смысл: «Перед Аллâћом появление на свет пророка Исы без отца подобно тому, как без отца и матери из земли был сотворен Āдам». Там же, где рассказывается о рождении пророка Исы (мир ему), Всевышний Аллâћ говорит:

            Смысл: «Я сотворю его, то есть одарю Марйам сыном, чтобы он был знамением и назиданием для Бану Исраил, чтобы это рождение сына без отца, подобно рождению Āдама без отца и матери, послужило доказательством Моей совершенной силы и всемогущества и стало великой милостью и благом от Меня для тех, кто уверовал в Меня». Смысл слов Аллâћа о пророке Исе رحمة منا – «… милостью от Меня…» в том, что ‘Їсā (мир ему) будет милостью для всех, кто уверует в него и последует за ним, но до тех пор, пока не появится пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) и пока Коран не отменит Евангелие, то есть милость пророка Исы (мир ему) прекратится, когда Коран отменит Евангелие.

            А что касается ниспосланного о пророке Мухаммаде (салляллаху аляйхи ва саллям)

            – «Я послал тебя не иначе, как милостью для миров», то это означает, что он ниспослан милостью для всех, верующих и неверующих, на этом и на том свете. Его милость не прерывается, то есть не имеет конца, она вечна.

            То, что Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) является милостью в этом мире, означает, что религия Ислам, с которой он пришел, не будет отменена и сохранится до Судного дня. А то, что он является милостью и в Ахирате, означает, что все будут нуждаться в его заступничестве. И пророки Āдам, Нух, Ибрāҳим, Мусā, ‘Исā (мир им) будут посылать людей к Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям), чтобы просить у него заступничества.

            Всевышний Аллâћ прежде всего создал нур Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям). Затем из части его нура были созданы все творения от ‘Арша до седьмой земли. Затем его послали на землю милостью для всего созданного Аллâћом. Есть и хадис самого пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям):

            «Я – из нура Аллâћа, а верующие – из файза (свет познания Аллаха) моего нура». Таким образом, и жизнь Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) – это милость, и смерть его тоже милость. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)  сказал: «Моя жизнь для вас благо, и моя смерть благо», сподвижники его спросили: «Твоя жизнь для нас благо, но какое благо нам в твоей смерти?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил:

            «Каждый понедельник и четверг мне доставляют все хорошие и плохие деяния моей общины. Когда мне доставляют благие деяния, я благодарю Аллâћа, а когда доставляют плохие – умоляю Его простить их».

            Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) находился в Медине, к нему пришла группа самых известных христианских ученых из Наджрана. Их было четырнадцать человек. Это было время после предзакатного намаза. Они вошли в мечеть Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и собрались молиться, повернувшись к востоку – своей кибле. Сподвижники хотели запретить им молиться, но Посланник Аллâћа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Оставьте их». Джабрāил (мир ему) предупреждал Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) о том, что они придут.

            Затем их предводитель по имени Абу Харисат в сопровождении одного из них подошел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) тут же сказал ему:

            – Станьте мусульманами.

            Тот ответил:

            – Мы стали мусульманами раньше тебя.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) возразил:

            – Это ложь, от принятия Ислама вас удерживают три вещи: поклонение идолам, употребление свинины и утверждение, что у Аллâћа есть сын.

            – О Мухаммад, – сказали они, – почему ты наговариваешь на нашего господина ‘Ису?

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил:

            – Что я наговариваю на него?

            – Ты же говоришь, что ‘Исā является рабом, – ответили люди из Наджрана.

            Посланник Аллâћа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

            – Я говорю правду. ‘Исā (мир ему) является рабом Аллâћа, Его посланником, рожденным Марйам, которого Аллâћ поместил в ее утробу без отца.

            Наджранцы разозлились и спросили:

            – Видел ли ты когда-нибудь человека, который родился без отца? Если он рожден без отца из человеческого рода, как ты говоришь, не означает ли это, что отцом его является Аллâћ?!

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил:

            – У пророка Āдама (мир ему) не было ни матери, ни отца, но из этого не следует, что он является сыном Аллâћа. Так же и ‘Исā (мир ему) не приходится сыном Аллâћу.

            В подтверждение ответов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) наджранцам и был ниспослан упомянутый выше аят о том, что появление на свет пророка Исы (мир ему) подобно появлению на свет Āдама (мир ему).

            Таким образом, четыре аята в начале суры «Али ‘Имрāн» ниспосланы об этих наджранцах. Если кто интересуется, этот рассказ более подробно изложен в начале упомянутой суры.

Из книги  Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *