29.03.2024

ма1019ПРАВДИВОСТЬ

Приверженность правде — в cyти пророчества. Пророчество движется по орбите правдивости. Все, что слетает с уст пророков, уже несет в себе зерно истины. Ибо они никогда не говорят что-либо противоречащее реальности. Повествуя о величии некоторых пророков, Священный Коран отмечает эти их качества (смысл) : «В книге упомяни и об Ибрахиме. Он был пророком великоправдивым» (Св. Коран, 19:41).

То есть упомяни в Лавхуль-махфузе — Скрижали Хранимой, или Коране, о великом пророке Ибрахиме (мир ему), который в делах и мыслях своих был истинно правдивым пророком.

«Упомяни в книге и об Исмаиле. Он был верен слову и был пророком и посланником» (Св. Коран, 19:54).

«И вcпoмни в книгe Идpиca: пoиcтинe, oн был пpaвeдникoм, пpopoкoм. И вoзнecли Mы eгo нa выcoкoe мecтo» (Св. Коран, 19: 56-57).

Коран, говоря нам об обращении к высокочтимому Юсуфу (мир ему) его товарища по заключению, подчеркивает ту же черту: «О Юсуф! Честный и правдивый!» (Св. Коран, 12:46).

Как же им не быть таковыми, если Аллах хочет, чтобы и простые люди были правдивы и честны, и в Коране славит тех, кто честен и искренен: «О те, что уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте теми, кто верен и правдив» (Св. Коран, 9:119).

«Bepyющиe — тoлькo тe, кoтopыe yвepoвaли в Aллaxa и Eгo пocлaнникa, пoтoм нe иcпытывaли coмнeний и бopoлиcь cвoими имyщecтвaми и cвoими дyшaми нa пyти Aллaxa. Oни — иcкpeнниe» (Св. Коран, 49:15).

И тем, кто верны слову, в Коране воздаются хвалы: «Среди верующих есть те, кто верен договору с Ним. Кто-то из них во имя данного слова отдал жизнь, а кто-то ждет своего часа. Они никогда не изменяли своему слову» (Св. Коран, 33:23).

Хочу немного остановиться на этом аяте:

Анас ибн Малик — помощник Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Когда Предводитель наш вступил в Медину, мать десятилетнего Анаса, взяв его за руку, привела к Посланнику Аллаха и, сказав: «О Посланник Аллаха! Пусть мой сын всю свою жизнь служит тебе», — оставила его. Так вот, Анас говорит: «Человек, на которого указывает этот аят,- мой дядя, Анас ибн Надр и ему подобные»[1].

Увидев в Акабе[2] Посланника Аллаха, Анас ибн Надр был настолько очарован им, что сильно привязался к нему и полюбил. Но так случилось, что ему не довелось участвовать в знаменитой битве при Бадре, которая занимала особое место среди других сражений. И как принимавшие в нем участие сахабы отличались от прочих, так и ангелы, которые принимали в ней участие, были особенными в глазах всех остальных обитателей небесного мира. Так говорил Джабраил, который при Бадре командовал небесным воинством[3]. Именно такую возможность и упустил Анас ибн Надр, о чем потом отчаянно жалел и страдал, лишившись сна. Он пришел к Посланнику Аллаха и поведал ему о своей боли:

«О Посланник Аллаха! Уж я покажу этим врагам веры, если доведется нам встретиться с ними еще раз!» Эта искренняя мольба Анаса была услышана и принята, и при Ухуде он столкнулся-таки с ними.

«Ухуд»… Произносишь это слово, и сердце сжимается. Ибо там пали семьдесят сахабов. Кто знает, может быть, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) , проходя однажды мимо Ухуда не только, чтобы высказать определенную истину, но и дабы во время горьких воспоминаний не появилась неприязнь к этой горе, сказал: «Ухуд — гора, которая любит нас и которую любим мы»[4].

Ухуд — гора труднодоступная, и битва при ней была нелегкой. Случилось так, что некоторые сподвижники Пророка в какой-то момент не сумели сохранить свои позиции и даже покинули их, выйдя за установленную Посланником Аллаха линию обороны. Это было лишь поиском новой тактики, и неверно называть случившееся бегством. Таково наше почтительное отношение и к сподвижникам Пророка.

В этом сражении был ранен и Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) : ему сломали зуб, осколок от шлема вонзился в лицо, и все тело было в крови. И все же Пророк просил Всевышнего проявить к ним милосердие. Он непрестанно молился: «О мой Аллах! Прости народ мой, ведь они не ведают!»[5].

Анас ибн Надр старался сдержать слово, которое дал Посланнику Аллаха годом ранее. Все тело его было изранено, он доживал последние мгновения. С прощальной улыбкой на устах он сказал подошедшему к нему Са’ду ибн Муазу: «Передайте Салям от меня Посланнику Аллаха. Клянусь Аллахом, я чувствую, как доносятся из-за Ухуда благоухания Рая».

Сколько шахидов так и не было опознано в тот день! Трудно было узнать Хамзу, Мус’аба ибн Умайру. Абдуллаха ибн Джахша узнали только после того, как собрали воедино его расчлененное тело. В таком же состоянии находился и Анас ибн Надр. Пришла его сестра, и лишь взглянув на его руку, держащую меч (возможно, это было единственное неповрежденное место), узнала его и со слезами на глазах выговорила: «О Посланник Аллаха, вот Анас ибн Надр».[6]

Вот о каком герое говорил аят. Он остался верен своему слову. «Буду драться насмерть!» — сказал он и дрался до последнего вздоха. И сдержал данное им слово.

Аят говорит о нем, чтобы он стал примером для верующих. Да, после того, как он скажет: «Ла илаха иллаллах», — каждый должен в такой же степени хранить свою верность этим словам, дабы не разрушилось здание веры, дабы не обратилась вера в мираж, а символы и атрибуты Ислама не были попраны.

Анас ибн Надр и ему подобные сдержали свое обещание. Они доказали, что остались верны своему слову и честны. Ибо они брали уроки у самого Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям). Насколько правдив и честен был он, настолько же правдивы и честны были его сподвижники.

При обращении к Посланнику Аллаха мекканцы прибавляли к его имени сочетание «аль-Амин», что в переводе означало «надежный». И это не было случайностью. Все знали, что в большей степени Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)  обладал именно этим качеством. Как же мы счастливы, называя его так в наших утренних и вечерних молитвах: «Нет Бога, кроме Аллаха — Владыки Истинного и Явного, Мухаммад — Посланник Аллаха, верный слову, надежный и честный».

Когда обветшавшая Кааба была отстроена заново, то установление на место священного камня Хаджаруль-асвада (мы скажем «Хаджаруль-асада», то есть «Счастливого», а не «Черного камня») превратилось в большую проблему. Племена уже почти обнажили мечи и сабли, и каждое из них хотело, чтобы эта честь принадлежала ему. В итоге они пришли к следующему решению: подчиниться слову того, кто первым войдет на территорию храма. Все обратились в ожидание. Будущий Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) об этом ничего не ведал. Когда же присутствующие увидели его, внушающего доверие и другу, и недругу, все возликовали: «Надежный» идет!» — и обещали непременно согласиться с его решением[7], ибо полностью доверяли ему. Хотя Посланник Аллаха в то время еще не был Пророком, но снискал всеобщее доверие, обладая всеми качествами, присущими Пророку.

Абу Суфьян был одним из самых лютых врагов Пророка. Но и он подтвердил его честность и достоинство.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) посылал письма правителям соседних стран. Одно из посланий он адресовал византийскому императору Ираклию. Тот прочитал его от начала до конца и позвал к себе Абу Суфьяна, находившегося в ту пору в Сирии. Между ними состоялся следующий диалог:

— Кто более следуют за ним, богатые или бедные?
— Бедные.
— Были ли среди уверовавших в него такие, кто потом отвернулся от него?
— Доселе — нет.
— Увеличивается ли их число или их становится меньше?
— С каждым днем их становится все больше и больше.
— Слышали ли вы, чтобы он когда-нибудь солгал?
— Нет, никто из нас о таком не ведает.
И тогда Ираклий сказал:
— Невозможно представить себе, чтобы человек, столь долгое время не лгавший людям, мог бы возвести ложь на Господа[8].

Здесь приведены два доказательства честности и надежности Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Во-первых, слова византийского императора Ираклия. Во-вторых, ответы в то время еще не удостоившегося принятия Ислама Абу Суфьяна, который согласился подтвердить лучшие качества Посланника Всевышнего. Но, к сожалению, Ираклий не сумел преодолеть своего честолюбия и властолюбия, не смог обрести подлинного и вечного богатства, упавшего прямо к его ногам; не смог принять мусульманство и войти в число «счастливых». Но то, что он признал истинность миссии Пророка и отнесся к нему с уважением, говорит о его проницательности, а вместе с тем есть признание правоты и честности Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

По сути, сказанное Ираклием несет в себе глубокий смысл. Действительно, как человек, до сорока лет даже в шутку не лгавший ни одному человеку, перед смертью мог бы оболгать самого Господа?

Ясир, еще не будучи мусульманином, спросил как-то своего сына Аммара, куда тот идет. Аммар ответил:

— К Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям).
Этого Ясиру оказалось достаточно.
— Он человек честный, надежный. Таким знает его вся Мекка. Если он говорит, что он — Пророк, значит, это так. Ибо никто не слышал от него лжи.
Подобные слова исходили от многих. Во все времена люди, знавшие его, подтверждали и признавали его правдивость.
Будучи сам честным и правдивым, он и всех остальных призывал к честности. В подтверждение этого приведу здесь несколько примеров:
«Обещайте мне исполнение сих шести, и я обещаю вам Рай:
— Когда говорите, то говорите только правду!
— Когда обещаете, то непременно исполняйте!
— До конца храните верность, когда кто-то вам доверился!
— Берегите чресла ваши!
— Сомкните очи ваши пред запретным!
— Держите руки ваши подальше от греха!»[9]

В своей жизни он был честен и прям, как стрела, и всем проповедовал такую честность. В верности своей и честности он словно достиг высшей точки между возможным и абсолютом, точки, за которой уже существует только верность Самого Аллаха. То есть и в правдивости Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был от Него «на расстоянии двух луков или ближе» (Св. Коран, 53:9).

С одной стороны, он был в границах мира возможного, а с другой — переступил его пределы. Как сказал по поводу чудесного вознесения Пророка Мухаммада на небеса (мираджа) Кадий Ияз[10], Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи ва саллям) достиг такой высоты, что уже не знал, куда поставить ногу. Ему было сказано: «Поставь одну ногу на другую».

Конечно, он во всех отношениях был простым смертным, но правдивость подняла его на этот высокий уровень. Того же самого он ждет и от нас, говоря: «Обещайте, что всегда будете говорить правду, и никогда не примешивайте к жизни вашей ложь, и я обещаю вам Рай».

В другом же своем изречении он говорит: «Откажись от того, в чем сомневаешься. Правдивость принесет в сердце человека покой и стабильность. Что до лжи, это — печаль и беспокойство»[11]. И еще он говорит: «Ищите правдивость! Даже если увидите вы в ней конец свой, несомненно, в ней все же ваше спасение»[12].

А в другом хадисе изрекает: «Не отлучайтесь от правдивости. Правдивость приведет вас к благочестию, а оно — в Рай. Если человек правдив и всегда ищет правды, то будет он записан при Господе в число самых праведных.

Остерегайтесь лжи. Ложь приведет человека ко греху, а грех — в Ад. Если будет человек постоянно лгать и искать лжи, то будет причислен пред Господом к числу великих лжецов»[13].

Спасение лишь в правдивости. Правдивый, если и умрет от правды, то один раз, тогда как каждая ложь — это отдельная смерть. Ка’аб ибн Малик (р.а.) говорит: «Я спасся благодаря правдивости своей». Да, когда заходит речь о правдивости, о нем нельзя не вспомнить.

Кааб ибн Малик был человеком столь же острого, как его меч, слова, а меч его был так же остер, как его слово. Он был поэтом, который своими стихами мог морально уничтожить безбожников.

В Акабе он подошел к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и, признав истинность его пророческой миссии, присягнул ему на верность. Таким образом, он стал одним из первых мединцев, принявших Ислам, но, к сожалению, ему не удалось принять участие в Табукском походе. Этот поход был очень тяжелым. Горстка людей шла против многочисленного войска огромной Римской империи, да еще и в смертоносном пекле пустыни. Воины Мухаммада проявили доблесть и приобрели награду свыше за свое благодеяние … Но ожидавшаяся битва не состоялась.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), проводивший все военные действия и операции тайно, на этот раз открыто призвал всех к участию в предстоящем походе. Но Ка’абу так и не удалось принять участие в этой войне.

А теперь вкратце приведем то, что записано с его слов в жизнеописаниях:

«Все были призваны пойти на битву, а она предстояла тяжкая. Однако сражение не состоялось, и все окончилось лишь чем-то вроде маневров. Был ли о том возвещен Пророк или нет, но он придавал этой битве особое значение.

Как и все, я тоже хорошо подготовился. Ни к какой из предыдущих войн я так не готовился. Предводитель обоих миров отдал приказ, и войско тронулось в путь. «Я все равно их настигну», — подумал я и не пошел вместе с другими. И не было у меня никаких дел, просто самонадеянность моя не давала отправиться в дорогу сегодня, завтра, послезавтра. Так шел день за днем. Я уже не мог догнать Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Оставалось только ждать… и я ждал, и каждый час казался мне вечностью.

И вот до нас стали доходить вести о возвращении Посланника Всевышнего (салляллаху аляйхи ва саллям) из похода. Так было всегда. К его приходу Медина словно оживала. И теперь все лица светились радостью. Посланник Аллаха возвращался…

Пришел долгожданный час. Войско вернулось в Медину. И Господин наш, как всегда, сначала посетил мечеть, совершил два раката намаза и вышел к народу. Люди группами приходили в мечеть и приветствовали его, а те, кто не участвовал в походе, объяснял свои причины, и Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) принимал их. Я мог поступить точно так же. Ибо среди них был одним из сильнейших в слове и умении убедить. Но мог ли я, не имея никаких оправданий, обмануть Посланника Аллаха? Нет, я не сделал этого, не смог. Когда я подошел к нему, Предводитель обоих миpoв встретил меня с печальной улыбкой, глубоко ранившей мое сердце. «Где ты был?» — спросил он. Я рассказал всю правду. Он отвернулся и лишь промолвил: «Встань, ступай».

Я вышел наружу. Родичи, обступив меня, стали советовать: «И ты придумай какой-нибудь предлог, и дело с концом». Их слова в какой-то миг пришлись мне по душе. Но я опомнился и спросил: «Есть ли кто-либо в похожей ситуации?» — «Есть»- сказали они и назвали два имени. Оба были из числа славных, доблестных участников бадрской битвы: Мурара ибн Раби и Хилал ибн Умайя. Конечно же, и они, не ища никаких оправданий, сказали правду и попали в мое положение. Для меня они были людьми, с которых я должен был брать пример… И я решил, подобно им, не искать оправданий.

Относительно нас троих был издан указ. Отныне никто из мусульман не должен был встречаться и разговаривать с нами. Те два моих товарища закрылись в своих домах и плакали денно и нощно. Я был самым молодым и сильным из нас. Мог выходить на улицу, на рынок, в часы молитвы — в мечеть. Но никто не разговаривал со мной. Большую часть времени я проводил в мечети. Мне подолгу приходилось ждать, чтобы поймать на лице Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)  хоть одну улыбку. Увы, каждый день я возвращался домой, полный тоски и печали. Этот человек, который не скупился на улыбки, ни разу не улыбнулся мне. Я здоровался с ним и в надежде устремлял взгляд к его губам, не пошевелятся ли они в ответ. Но они молчали.

Много раз во время намаза я краешком глаза поглядывал в его сторону. Когда я приступал к намазу, он смотрел на меня. Но когда завершал его, он сразу отводил от меня взор. Так продолжалось много дней. Люди и родные места, где я находился, стали так чужды мне, что ощущались как далекие и чужие.

Абу Катада приходился мне двоюродным братом. Он очень любил меня. Однажды я, перепрыгнув через забор, поздоровался с ним, но он не ответил мне. Я спросил: «Ради Аллаха, скажи, веришь ли ты, что я люблю Аллаха и Его Посланника?» Он ничего не ответил. Я трижды повторил свои слова. На третий раз он сказал: «Это ведомо Аллаху и Его Посланнику» и удалился. На меня словно мир обрушился. Я не ожидал от Абу Катады таких слов. Глаза мои наполнились слезами, я зарыдал.

Однажды, бродя в полном одиночестве по улицам Медины, я услышал, как какой-то человек расспрашивает обо мне. Люди, к которым он обратился, указали на меня. Он подошел. В руках у него было письмо от гассанидского[14] правителя – приглашение в свой край. В нем были такие слова: «До меня дошли слухи, что твой покровитель оставил тебя. Приходи к нам. Таким, как ты, у нас великий почет…» — «И это тоже испытание», — сказал я себе и, порвав письмо, бросил его в огонь.

Шел сороковой день. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) прислал к нам человека. Он сказал, что на какое-то время нам следует отстраниться от наших жен. «Что же делать, расторгнуть ли нам брак?» — спросил я. (Ах, да буду я жертвой ему, как же он верен Пророку!) — «Нет, просто не будьте с ними»,-сказал тот и удалился. Я отправил свою жену в дом ее родителей. В это время супруга Хилала попросила разрешения остаться служить своему мужу. Хилал был человек пожилой, он не смог бы ухаживать за собой. И Посланник Аллаха дал разрешение его жене. Некоторые предложили мне сделать то же самое. Но я отказался, ибо не знал, как отреагирует на это Посланник Аллаха 9салляллаху аляйхи ва саллям).

Так прошло еще немного времени, и миновали пятьдесят дней. Терпение мое было уже на исходе. Дом мой погрузился во тьму и казался тесен, как могила. Исполнив, как всегда, утренний намаз на крыше своего дома, я присел на корточки. И вдруг услышал, что кто-то громко произносит мое имя. «Радуйся, Кааб!» — говорил этот голос. Я понял, в чем дело. Тут же пал я ниц пред Всевышним. В тот день, после утренней молитвы, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) объявил о нашем помиловании. Я бросился в мечеть, все стали поздравлять меня. Талха обнимал и беспрестанно целовал меня. Я был объят теми же чувствами, что в Акабе. Я предстал перед Посланником Аллаха, взял его за руку, и он взял мою руку. (Я думаю, он не обрадовался бы так, если бы ему сказали, что он попадет в Рай).- «Аллах простил вас», — сказал Посланник Аллаха. И прочитал аят о нас: «И к тем трем, которые были оставлены. А когда стеснилась земля для них со всем, что широко, и стеснились у них души, и думали они, что нет убежища от Аллаха иначе, как у Него, потом Он обратился к ним, чтобы они раскаялись: ведь Аллах – принимающий покаяния, милостивый!» (Св. Коран, 9:118).

После прочтения аята я обратился к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) : «О Посланник Аллаха! Я спасся благодаря правдивости. Даю слово, что отныне и до скончания дней моих не буду говорить ничего, кроме правды»[15].

Да, суть пророчества держится на правдивости, верности. Всякий пророк говорит только правду. И это необходимо. Ибо, если кто-либо из этих людей, приносящих Божьи веления, допустит хоть малейшую неточность, все пойдет прахом. Все истины, кои нам как людям следует познать, приходят к нам через пророков. А это дело столь тонкое и щепетильное, что не терпит неточности. Вот почему Аллах говорит: «Если бы Пророк возвел на Нас что-либо вымышленное им самим, Мы, несомненно, схватили бы его и лишили жизни, и никто из вас не смог бы воспрепятствовать этому» (Св. Коран, 69:44-47).

Относительно велений и заповедей Аллаха Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) был схож с покойником, обмываемым гассалом (человеком, обмывающим покойников). Откровение правит им. Посланник же всегда идет в указанном направлении. Даже достигая наивысшей близости к Аллаху, он ничего не утрачивает от этой особенности. Напротив, достигает в том еще большей глубины и почти недосягаемой чувствительности.

Он от рождения был по-настоящему избранным («Мустафа»). И поэтому, став Пророком, он увидел, как люди всей душой поверили ему и подтвердили сказанное им. Да, весь мир устремился к нему со словами признания: «Правду говоришь, о Посланник Аллаха!» Не только люди, но все сущее языком чудес послали к нему от себя представителя. И, точно признав его, присягнул ему на верность.

Здесь, между слов, считаю полезным отметить следующее. Яркое изложение Корана, а также изречения Пророка столь возвышенны и совершенны, что никто из последующих авлия, ученых и философов не смог (да и не сможет) достичь такого уровня понимания и изложения.

Да, сегодня все его слова о божественноcти подтверждаются специалистами в этой области и принимаются за основу. Наряду с этим Пророк говорил о таких тончайших вопросах, как воскресение из мертвых, Суд и предопределение; при этом он умело сохранял равновесие между темами. Многие поколения людей были не способны полностью постичь все это. И не будь его светлых речений, вряд ли кто мог бы сказать по этим вопросам хоть одно важное слово.

Рассказывает высокочтимый Омар (да будет доволен им Аллаh): «Однажды Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) после утренней молитвы поднялся на минбар. Он долго говорил. Прозвучал азан (призыв) к полуденной молитве, он исполнил молитву и опять взошел на минбар, и опять говорил, вплоть до послеполуденного намаза. Исполнив послеполуденную молитву, он вновь начал говорить и проговорил до вечерней молитвы». С чем Посланец обращался ко Всевышнему?

Он начал с самого первого творения: рассказал, как было брошено в объятья бытия первое семя сотворения, как образовалось мироздание, вплоть до сотворения человека И после — одно за другим — перечислил события, которые произойдут с человеком, вплоть до Судного Дня[16].

Он погрузился в глубины прошлого, до самого высокочтимого Адама (а.с.), и описал всех пророков. Обратив же свой взор в будущее, рассказал обо всем, что случится, вплоть до Судного Дня, Рая и Ада.

Между тем он не прочел ни одной книги и ни у кого не брал уроков. Как же мог он знать обо всем этом? Да, был тот, кто обучил его всему — Всевышний Аллах, Всеведущий… Всему, о чем бы он ни говорил, начиная от седьмого неба и кончая земной поверхностью и глубинами земными, учил его Аллах — Говорящий Изначально (Мутакаллимуль-азалий)[17]. Невозможность иным способом постичь все это подтверждается и нашими современниками, что является еще одним доказательством правдивости Посланника Аллаха.

Да, он говорил о пророках: деталь за деталью описывал их лица. Христиане и иудеи, не возражая ничему из сказанного, говорили: «Да, именно так сказано о них и в наших книгах»[18]. Не является ли это описание, произведенное человеком, не читавшим ни Торы, ни Евангелия, никакой другой книги, свидетельством истинности Пророка и доказательством его честности?

Представить вам все эти моменты, которые мы пытаемся предложить «в скобках», выше моих сил. И, видимо, положение читателя схоже с моим положением, ибо он находится в том же духовном состоянии, что и я. Для того чтобы понять и суметь объяснить другим подобное, надо сначала достичь определенного уровня. И мы, доверяя людям, которые, по нашему убеждению, достигли этого уровня, говорим: «Многочисленные святые и пречистые люди, и просветившие умы свои знанием философы и мудрецы, каждый раз, встречаясь с речениями Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), соглашаются с тем, что сказанному им слову присуща совершенно особая глубина верности и правдивости. Да, и эти подтверждения самых избранных из людей показывают, что он никогда не говорил ничего, что противоречило бы реальности. Да и не от него же слова его… Он всегда произносил Откровения, был их толкователем и потому звался Султаном слова везде и во все времена[19].

Здесь мы хотим коснуться того, что сам факт свершения тех событий, которые были предсказаны Пророком Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) четырнадцать веков назад, являет собой доказательство его честности и правдивости. Но прежде полезно прояснить один вопрос, суть которого сводится к разъяснению «гайба» — сокровенного. Вопрос этот тонкий, деликатный и требует особого внимания.

[1] Муслим, Фазаилус-сахаба, 143.
[2] Акаба – место в окрестностях Мекки.
[3] Бухари, Магази, 11.
[4] Бухари, Закят, 54.
[5] Муслим, Джихад, 101, 105; Бухари, Анбия, 54.
[6] Муслим, Имара, 148.
[7] Муснад, 3/425; Ибн Хишам, 1/209.
[8] Бухари, Бадуль-вахий, 6.
[9] Муснад, 5/323.
[10] Кадий Ияз бин Муса бин Умран ас-Сабти (1083-1149) – выдающийся знаток мусульманского права и науки о хадисах. Был кадием Гренады (Испания). Автор свыше двадцати научных трудов.
[11] Тирмизи, Кыяма, 60; Муснад, 1/200.
[12] Канзуль-уммаль, 3/344.
[13] Бухари, Адаб, 69; Муслим, Бирр, 105.
[14] Гассаниды – династия правителей в Сирии, исповедовавшая христианскую веру.
[15] Бухари, Магази, 79; Муслим, Тавба, 53.
[16] Муслим, Фитан, 25; Муснад, 5/341.
[17] Говорящий Изначально (Мутакаллимуль-азалий) – т.е. Аллах (Поистине Всевышний, как и Его речь, не имеет начала и конца).
[18] Муслим, Иман, 271.
[19] См.: Св. Коран, 53:3-4.
Источник: fgulen.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *