ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА

АДАБ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОРОКУ И УЧЕНЫМ

Ассаляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракятуh, дорогой джамаат! Сегодняшняя наша проповедь посвящена очень важной в Исламе теме: Адаб.

Адаб по отношению к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) со­блюдали адаб по отношению к нему. Когда они слушали его на­ставления, погружались в состояние такой трепетной любви и адаба ко Всевышнему и Его Пророку, что казалось, будто на их головы сели птицы, и если они шевельнутся, то птицы улетят (Ибн Маджа, «Джанаиз», 37).

Ученики Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) настоль­ко были преисполнены почтения к нему, что из-за адаба боялись даже задавать ему вопросы. Поэтому всегда ожидали, когда при­дёт какой-либо бедуин из пустыни, а они, таким образом, полу­чат знания и благодать от наставлений, уроков и духовных бе­сед Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). И даже те, кто по­стоянно находился рядом с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), не смотрели прямо в глаза из-за адаба по отношению к нему. Все сахабы, за исключением Абу Бакра и Умара (радыял­лаху анхума), опускали глаза при общении с ним. Сообщалось, что только эти два человека могли встречаться взглядом с Проро­ком (салляллаху алейхи ва саллям) (Тирмизи, «Манакыб», 16 / 3668).

Амр бин Ас (радыяллаху анху) в последние минуты своей жизни признался: «Я долгое время находился рядом с Пророком, но из-за почтения к нему и из-за стыдливости, которые меня охва­тывали в его присутствии, я не мог поднять головы и не мог досы­та насмотреться на его исполненное света лицо. И если сегодня меня попросят рассказать о нём и спросят, каким было его лицо, то поверьте мне, я не смогу его описать» (Муслим, «Иман», 192).

Всевышний Аллах велел произносить салават Своему По­сланнику. Несмотря на то, что в Коране упоминаются имена мно­гих пророков, последнего из них Создатель ни разу не называл «О, Мухаммад». Всевышний обращался к нему так: «О, Наби», «О, Расуль».

Всевышний Аллах и всем му’минам советует относиться к Своему Пророку с должным адабом. Об этом сказано в аяте: «Не равняйте обращение к Посланнику с тем, как вы обращае­тесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят [из собрания] украдкой, втихомолку. Пусть остерегаются те, ко­торые преступают Его волю: как бы их не постигла беда или мучительное наказание» (Сура «ан-Нур», 24 / 63).

Ибн Аббас так говорил об этом аяте: «Люди к Пророку Алла­ха обращались «О, Мухаммад» или «О, Абулькасым». Всевыш­ний запретил мусульманам это делать для того, чтобы подчер­кнуть уважительное отношение к Пророку. После этого они нача­ли обращаться к Пророку «О, Набиуллах», «О, Расулюллах» (Абу Нуайым, «Дельайыль», 1, 46). Поэтому взывать к Пророку (саллялла­ху алейхи ва саллям) подобает с адабом. Вместе с именем жела­тельно упоминать его высокие качества. Помимо этого, ко всему окружению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) нужно про­являть должный адаб.

Однажды султан Абдульазиз был сильно болен и лежал в постели. Владыке сообщили о том, что жители лучезарной Ме­дины прислали обращение к нему. Султан сказал помощникам: «Помогите мне встать на ноги. Я должен слышать послание из Харамейна стоя. Просьбы соседей Пророка Аллаха (саллялла­ху алейхи ва саллям) неприлично слушать лёжа, это противоре­чит адабу». И каждый раз, когда к нему приходила почта из Ме­дины, Абдульазиз совершал дополнительное омовение, брал в руки письма, целовал их и прикладывал ко лбу со словами: «На них пыль лучезарной Медины». И только после этого читал по­слание.

 

Адаб по отношению к приближенным Всевышнего

Проявление адаба к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) — это почтение и к его духовным наследникам, праведникам и приближенным Всевышнего. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Бойтесь проницательности му’мина, потому что он смотрит светом (нуром) Всевышнего» (Тирмизи, «Тафсир», 15).

Сказано: «Перед алимом возьми под контроль свой язык, а перед аулия возьми под контроль своё сердце». Поэтому к при­ближенным Всевышнего, Который проявляет к ним особую ми­лость, необходимо относиться с соблюдением адаба.

Пусть Всевышний Аллах поможет нам стать достойны­ми Его рабами, обладателями крепкой веры, понимающими суть происходящих событий, проявляющими адаб к Нему, к Его Пророку и к Его приближенным.
Аминь!
Источник: fondihlas.ru


This post has been viewed 1381 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пророк Мухаммад, Пятничная хутба

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru