18.04.2024

ЛУЧШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Единственный человек и единственный пророк, история жизни которого зафиксирована до мельчайших подробностей – это Досточтимый Мухаммад Мустафа – саллаллаху алейхи ва саллям. Сведения о делах и поступках других пророков, которые могут служить примером для призыва человечества к Истине и добру, дошли до нас лишь частично. Но все деяния и слова Последнего Пророка, Пророка, предшествующего Судному дню, ― от самых простых до самых выдающихся, Его внутренний мир, отраженный в словах и фразах, каждую секунду отслеживались и были зафиксированы в истории как факты, достойные почтения. Кроме того, Аллах своей милостью наделил эти воспоминания таким свойством, что они будут передаваться через века до последнего человека перед Концом света.

Чтобы не потерять себя перед соблазнами, проблемами, бедами и сюрпризами этой жизни, мы должны следовать таким нравственным принципам, как благодарность, упование на Всевышнего Аллаха, согласие с судьбой, терпение в бедах, решительность, твердость, самоотверженность, довольствование тем, что имеешь, высота духа, забота о ближних, скромность, сохранение душевного равновесия в различных жизненных ситуациях и т.п. И чтобы мы имели пример во всех этих отношениях, Истинно Сущий подарил всему человечеству самый великий и совершенный маяк – Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям, прожившего чистую, благородную, образцовую жизнь.

Жизнь Пророка Аллаха – это пример для всех поколений до окончания мира. Священный Кор’ан говорит о Нем:

(И воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая. И поистине, ты — человек превосходного нрава) (Аль-Калям, 3-4)

Жизнь и благородная личность Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – даже в своих явных, доступных человеческому пониманию проявлениях составляет вершину в системе человеческих отношений и поступков. Он – образцовая личность и великий пророк, исполнивший миссию призыва примером собственной жизни среди людей. Всевышний Аллах представляет Его благородную сущность всему человечеству в выражении Кор’ана “усватун хасана” (совершенная образцовая личность).

В священном аяте говорится:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

(Клянусь, для тех (му’минов) из вас, которые уповают на встречу с Аллахом и с днем воскрешения и часто поминают Аллаха, есть самый совершенный пример в лице Посланника) (Аль-Ахзаб, 21)

Каждая страница жизни Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – наполнена исключительной во всех отношениях красотой и совершенством. В Нем мы увидим всю возвышенность человеческих отношений и поступков, будь то в великом или в малом.

Поэтому, в благородной жизни и сунне Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям — каждый человек может найти самый совершенный и прекрасный пример поведения именно для себя.

Он – саллаллаху алейхи ва саллям – является примером для нас:

Как религиозный лидер. Как государственный деятель. В проявлении любви к Аллаху. В благодарности Господу за милость. В скромности.

В терпении и преданности Аллаху в трудные времена. В щедрости и нестяжательстве. В нежном и ласковом отношении к своей семье. В милосердии к слабым, сиротам, рабам. В снисхождении и прощении к провинившимся.

Если ты человек богатый и владеющий имуществом, подумай о скромности и щедрости этого великого Пророка, который владел всей Аравией, перед которым преклонились с любовью все почтенные люди Аравии!

Если ты беден и слаб, бери пример с жизни Посланника, когда он жил в Мекке, управляемой жестокими и безжалостными  язычниками!

Если ты победитель, одерживающий одну победу за другой, бери пример с храброго и вручившего себя Аллаху Пророка, одержавшего победы при Бадре и Хунайне!

Да сохранит Аллах, но если ты потерпел поражение, вспомни терпеливого и стойкого Пророка, находящегося среди своих погибших и раненых сахабов после поражения в битве при Ухуде!

Если ты учитель, вспомни о Пророке, обучающем в мечети своих сахабов божественным повелениям, изливающим богатство своей тонкой и чувствительной души!

Если ты ученик, представь Пророка, с желанием, уважением и вниманием сидящего перед Верным Джибрилем, принесшим откровение от Аллаха!

Если ты наставник, призывающий к верному пути, послушай Пророка, рассыпающего алмазы мудрости в беседе со своими последователями в мечети! Внемли всем слухом и сердцем Его сладкому голосу!

Если ты хочешь защитить справедливость и призвать к истине, и в этом деле у тебя нет помощников и поддержки, посмотри на жизнь Пророка, объясняющего истину и призывающего к праведной жизни злодеев в Мекке, будучи лишенным всякой помощи и поддержки!

Если ты одержал победу над врагом и сломал его хребет, сломил упрямство противника и одержал над ним верх, уничтожил заблуждение и объявил истину, оживи в своем воображении благодарного Пророка в день взятия Мекки впереди победившего войска, с великой скромностью въезжающего в священный город, склонившись к холке своего верблюде!

Если ты владелец хозяйства и хочешь привести дела в порядок, бери пример с Пророка, который, став владельцем имений Бани Надр, Хайбар и Федек, во главе их поставил людей, способных реформировать и наилучшим образом управлять ими!

Если у тебя никого нет, подумай о единственном сыне Абдуллаха и Амины, бывшем их зеницей ока и ставшем светлым Сиротой!

Если ты созревший молодой человек, обрати внимание на жизнь молодого юноши, будущего пророка, пасущего стада своего дяди Абу Талиба в Мекке!

Если ты торговец, вышедший в путь с торговым караваном, изучи состояние руководителя группы людей, направляющихся из Сирии в Басру!

Если же ты судья и арбитр, подумай о Его справедливых действиях, когда в вопросе о привилегии  установки черного камня на место в Каабе старейшины родов Мекки чуть не передрались между собой!

И снова обрати свой взор на историю и взгляни на Этого Пророка, вершащего самый справедливый суд в Мечети Пророка в Медине, равно относящегося как к бедняку, терпящему нужду, так и к богачу, обладающему достатком!

Если ты супруг или супруга, обрати внимание на высокую нравственность, глубокие чувства и доброту этого благородного человека, который был супругом Досточтимой Хадиджы и Досточтимой Айши!

Если ты отец ребенка, учись у отца Пречистой Фатимы и деда Досточтимого Хасана и Досточтимого Хусейна, на примере Его отношения к ним!

Кем бы ты ни был, и в каком бы ты ни был состоянии, в любое время дня и ночи ты найдешь в Мухаммаде – саллаллаху алейхи ва саллям – для себя самого совершенного наставника и самого прекрасного вожатого.

Он такой наставник, что с помощью Его сунны ты можешь исправить все ошибки… Можешь улучшить свою жизнь, направить в русло дела, выбившиеся из колеи… Благодаря Его свету и руководству сможешь спастись от ловушек этой жизни и обрести настоящее счастье.

В самом деле, Его нравственность похожа на букет, составленный из изящных благородных цветов и благоухающих роз.

Как можно видеть, жизнь Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – является примером даже для людей из совершенно противоположных социальных слоев. Например, жизнь узника не может служить примером для судьи, также как и жизнь судьи – для узника. Также и жизнь бедняка, проводящего свою жизнь в нужде и борьбе за выживание, не может служить образцом для богатого человека, живущего в достатке. А жизнь Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – может служить примером для обеих сторон. Потому что Всевышний Аллах, поместив Его в начале жизни в человеческом окружении на низшую степень с точки зрения материального богатства и общественного положения – сиротство, и проведя через все периоды жизни, возвел Его на высшую ступень с позиций могущества и власти – к правлению государством (халифатом) и пророчеству. Периоды жизни нашего Господина представляют идеальные примеры поведения в любых проявлениях человеческой судьбы. Дабы каждый, находясь на любом из этапов развития человечества, брал для себя пример с его совершеннейших поступков, пытался претворять их в жизнь по своим возможностям и способностям.

l

Не считая пророков и идущих по их следам праведников, все те, кто претендовал быть примером и проводником для человечества и указать ему путь к спасению, особенно философы, пытающиеся найти объяснение всему, исходя из ограниченных возможностей собственного разума и понимания, вынуждены терпеть неудачу. Ведь пророки опираются на божественное откровение и приходят в этот мир как светочи праведности, подтверждая миссию друг друга. В то время как философы, пытающиеся быть проводниками для людей в деле поиска истины, не имели поддержки в виде божественного откровения, находились во власти своих страстей и предпочтений, опирались только на доводы некомпетентного в этой области знаний разума. А потому, каждая философская система опровергала и разрушала предыдущую. По этой причине, они не смогли наставить на путь истины ни себя, ни общество.

К примеру, несмотря на то, что Аристотель заложил основные положения и правила этики, мы не можем найти ни одного человека, который, поверив его философии и следуя ей, обрел бы счастье, так как философия его не имеет опоры на божественное откровение. Ведь душа и нафс философов не прошли очищения, а их мысли и деяния не совершенствовались необыкновенной помощью божественного откровения.

Единственное средство спасения от заблуждений и несчастий, к которым могут привести деятельность разума и пристрастий сердца, не прошедших воспитания божественным откровением ― это данная человечеству через Последнего Пророка “Хаблун Метин”, самая надежная спасительная нить – Священный Кор’ан. Самым реальным и живым воплощением истин, содержащихся в Кор’ане, является высокая нравственность Досточтимого Господина Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. В этом случае, самым необходимым делом для человека, который обязан следовать цели своего творения, является движение по пути, указанному Священным Кор’аном и Сунной.

Ведь Священный Кор’ан и Сунна являются рецептами счастья в этой жизни и будущей, вечным напоминанием о Свете Сущего. Нам, своей умме, Он оставил два великих проводника ― Кор’ан и Сунну.

С другой стороны, еще до начала своей пророческой миссии Господин Досточтимый Пророк пользовался всеобщей любовью, обладал такой праведностью, что народ прозвал Его “ас-Садык” (Верный) и “аль-Амин” (Надежный), и миссию свою начал, находясь на этом уровне.

Намного раньше, чем Он стал пророком, народ узнал Его прекрасный характер, доброту, правдивость, и отвечал Ему любовью. Соплеменники, прозвавшие Его “ас-Садык”, без возражений приняли Его решение, когда возник спор о том, старейшины какого рода водрузят на свое место Черный камень во время ремонта Каабы.

Потому что Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – был настольно надежным и правдивым, что Абу Суфьян, явный враг Пророка, не поверивший в Его пророчество, на вопрос византийского императора Ираклия:

― Было ли такое, что он не сдержал своего слова? – не смог ничего ответить, кроме как:

― Нет! Он верен каждому своему слову! (Buhârî, Bed’ü’l-vahy 6, Salât 1, Sadakât 28; Müslim, Cihâd 74).

Более того, бывший немилосердным врагом Господина Пророка Абу Джахиль и его друзья однажды сказали Ему:

“Мухаммад! Мы тебя не считаем лжецом, мы знаем тебя как верного и правдивого человека. Но мы считаем ложью то, что ты нам принес”. Это показывает, насколько доверяли нашему Господину арабы-язычники.

По этому случаю был ниспослан следующий священный аят:

(Мы знаем [о Мухаммад], что тебя огорчают их речи. Воистину, не твои [слова] они считают ложью, — нечестивцы эти отрицают знамения Аллаха) (Аль-Ан’ам, 33)9

То есть, даже самые непримиримые враги, по критериям совести признавая правоту Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям, только из-за своих страстей отвергли Его.

Причины, по которым Султана Миров даже язычники звали «Мухаммад-уль-Амин» (человек, который ни действием, ни словом никому не причинит вреда), раскрывает следующий случай:

В дни битвы при Хайбаре один человек из иудеев, пастух по имени Йасар, пришел к Пророку – саллаллаху алейхи ва саллям. После длительной беседы он принял Ислам и захотел присоединиться к мусульманам. Но Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – велел ему сначала вернуть всех овец их хозяевам и только после этого присоединиться к ним10. И это в то время, когда бои затянулись, и мусульмане начали испытывать недостаток провианта… Без сомнения, это веский пример, показывающий значение ответственности, сознания долга и ревностного отношения к сохранению чужой собственности, переданной на хранение, даже в самых трудных ситуациях.

А  по-настоящему извлечь пользу из высокой нравственности Господина Пророка можно, достигнув состояния преданности, выраженной в словах Досточтимого Абу Бакра – радыйаллаху анху – по случаю Ми’раджа11:

“ Если Он так сказал, значит, это правда”.

Бесчисленные проявления справедливости, милосердия и доброты Посланника – саллаллаху алейхи ва саллям – являются примером для всех народов до конца миров. Ни один глаз, видящий свет, исходящий от этого бесподобного светильника, не сможет отрицать Его истинность, по меньшей мере, наедине со своей совестью. Поэтому, столько западных ученых, хотя и не приняли Ислам, но, как неизбежный вывод здравого смысла и следование собственной совести, подтверждали достоинства и успехи Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. Один из них – Томас Карлайл, сказал:

“Его рождение – это отделение света от мрака”.

В “Британской энциклопедии” тоже признаются достоинства нашего Господина Пророка:

“Таких успехов, которых добился Мухаммад, не смог достичь ни один пророк и ни один религиозный реформатор за всю историю человечества”.

Б. Смит:

“Безусловно, безоговорочно и общепризнанно: Мухаммад – самый великий из реформаторов”.

Писатель Стэнли Лэйн-Поло признает следующую истину:

“Тот день, когда Мухаммад одержал победу над врагами, явился и днем, когда он завоевал самое великое достоинство и уважение в отношении себя. В этот день он без всяких компенсаций простил курайшитов, и это было всеобщим прощением для всех жителей Мекки”.

Ему вторит писатель Артур Гильман:

“Во время завоевания Мекки мы наблюдаем Его величие. Причиненные ими в прошлом обиды могли подвигнуть Его сполна отомстить им. Но Досточтимый Мухаммад запретил своему войску всякое кровопролитие. Оказал великое милосердие и возблагодарил Аллаха”.

Один из идеологов Великой Французской революции 1789 года, философ Ла Файетт, перед изданием знаменитой “Декларации Прав Человека” изучил все правовые системы и, признав превосходство исламского права, воскликнул:

“О, славный Мухаммад! Ты достиг таких высот в справедливости, которых никто не смог достичь до сегодняшнего дня и не достигнет после!”12

Вот так, настоящая добродетель такова, что даже враги вынуждены признать и подтвердить ее! Достоинства и добродетели Господина Пророка всегда находили признание даже у тех, кто не верил в Него.

Истинно, что исключительная нравственность Досточтимого Мухаммада – саллаллаху алейхи ва саллям – представляет собой духовное богатство, способное дать конкретные ответы на множество различных вопросов. Он является фундаментом для просвещения всех людей на земле. Он является лучом для тех, кто ищет свет. Его праведность ― это свет, озаряющий дорогу тем, кто ищет путь истины. Он – единственный проводник праведного пути для всего человечества.

Круг людей, последовавших Его призыву, составил единое целое, включающее все группы и все слои человечества. Все народы, несмотря на различия языка, цвета кожи, культуры, общественного устройства и уровня развития, собирались и объединялись в этот круг. Не существовало ни одного обстоятельства, которое препятствовало бы кому бы то ни было войти в него.

Это был центр знания и просвещения, присущий не какому-либо определенному племени, но рассматривающий любого человека, прежде всего как человека, и только как человека. Там не делалось различия между сильным и слабым…

Взгляните на последователей Досточтимого Господина Пророка! Среди них вы увидите таких наделенных властью и положением в обществе персон, как король Эфиопии Наджаши, один из знатных людей Меана — Ферва,  правители Химияра – Зулькилу и Фирузи Дайлами, один из знатных людей Йемена – Маракабуда, правители Оммана – Убейд и Джафар. Также увидите среди них безродных Билала, Ясира, Сухайба, Хаббаба, Аммара, Абу Фукейха и других подобных им; рабынь и одиноких женщин, таких как Сумайя, Лубейна, Зиннира, Нахдия и Умму Абис.

Среди Его великих последователей были как наделенные блестящим умом, ясным сознанием и высокой мыслью, так и способные к любому деликатному делу, владеющие искусством решать сложные мирские проблемы, разумно и умело правившие народами.

Последователи Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям правили городами. Управляли областями. Благодаря их стараниям люди обрели счастье. Почувствовали вкус справедливости. Они установили в обществе мир и покой. Сблизили людей друг с другом, как братьев.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *