ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА

МУСУЛЬМАНЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ -
БЛАГОНРАВИЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙН

Среди особенностей, которые отличают исламскую общину от других, выделяются благородное отношение и благонравие во время войн, проявление мягкости и сговорчивости по отношению к врагу, проявление милосердия к женщинам, детям и старикам, и снисходительности к проигравшим войну. Ислам установил такие правила, которым мусульманин обязан следовать по отношению к врагам, дабы не идти на войны, поддаваясь собственным инстинктам, и чтобы войну объявили только против тиранов и агрессоров.

Особенности благонравия во время войн в исламе

«Благонравие, проявление сговорчивости, милосердия по отношению к слабым, и снисходительности к соседям и родственникам…, все это делает в мирное время любая община, какая бы варварская она ни была. Однако, благородное поведение во время войн и сговорчивость по отношению к врагам, милосердие к женщинам, детям и старикам и снисходительность к проигравшим не каждая община может проявить, и не любой военный командир может это сделать, ибо пролитая кровь, естественно, вызывает побольше крови и разжигает ненависть и вражду, а победа опьяняет победителей. Под её влиянием они начинают совершать месть по отношению к своим врагам. Об этом рассказывают многие случаи древней и современной истории, с того момента, когда Кабил убил своего брата Хабиля. Всевышний Аллах сказал: 

«Поведай им в истине рассказ о двух сыновьях Адама, о том, как они оба принесли жертву и как у одного она была принята, а у другого — нет. И второй сказал: «Раз так, я убью тебя». [Хабил] ответил: «Воистину, Аллах приемлет [жертву] только от благочестивых мужей»» [Трапеза, 27].

Между тем, история прославляет руководителей и командиров– военных и гражданских – открывателей и правителей исламской цивилизации, которые отличались от других своим милосердием, гуманизмом и справедливостью даже во время самых страшных битв. И в самые трудные моменты, вызывающие у любого человека желание отомстить и пролить кровь. Я клянусь, что если бы история не рассказывала о благонравии мусульман во время войн правдиво, я бы думал, что это просто мифы»[1].

Так, мир, поистине, — это основа ислама. А если войны в исламе ведутся по определенным причинам, то они также ведутся согласно определенным правилам и ограничениям. Ислам установил правила, которые ограничивают страшные последствия войн. Таким образом, войны в исламе ведутся в рамках этических правил и норм, а не собственных инстинктов, и ведутся только против тиранов и агрессоров, а не против невинных и мирных людей. Среди этих правил и норм выделяются следующие:

1. Запрет убивать женщин, стариков и детей 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда завещал командирам войск бояться Аллаха и соблюдать благородные правила во время войн. Он, например, приказывал им не убивать детей. 

Передают, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Назначая кого-либо командовать войском или отрядом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лично ему давал наказ бояться Всемогущего и Великого Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, [которые отправляются в поход] вместе с ним… он говорил также «не убивайте детей»»[2].

В другой версии Абу Дауд передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «.. и не убивайте пожилых стариков, детей или женщин…»[3]

2. Запрет убивать поклоняющихся в своих кельях

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя свои войска в походы, завещал им «не убивайте поклоняющихся в своих кельях людей». 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал войскам отправляющимся на сражение при Муте следующее наставление: «Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не обманывайте[3], не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых [врагов] и не убивайте детей, стариков, женщин, людей, поклоняющихся в своих кельях»[4]

3. Запрет вероломства и предательства 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал своим войскам: «..не поступайте вероломно»[5]. А это не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к врагам, на сражение с которыми он отправлял войска. Дело даже достигло той степени, что посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) отрекся от предателя, даже если он был мусульманином. 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я буду непричастен к тому, кто даст человеку гарантию безопасности, а затем убьет его, даже если убитый оказался неверным!». Такие ценности, как искренность, закреплялись у сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует). 

Сообщается, что Умар ибн ал-Хаттаб, когда он был халифом узнал, что один мусульманин сказал дал одному персидскому воину гарантию безопасности, затем убил его. Умар сразу написал командующему войсками: «Я слышал, что одни ваши люди встречают неверного, а тот укрывается в горе, и говорят ему «не бойся» (дают ему гарантию безопасности), а когда неверный появится, его убивают. Клянусь Тем, в чьей Власти моя душа, если до меня дойдет, что любой из вас такое сделает, ему я отрублю голову».

4. Запрет портить землю и окружающую среду

Войны, которые вели мусульмане, не были такие уничижительные, какие есть современные войны, в результате которых воины пытаются уничтожить все виды жизни на территориях врагов. Мусульманские воины, наоборот, пытались сохранить города и все сооружения целыми и невредимыми на тех землях, которые они открывали. Это ясно проявляется в словах Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах), дающего следующее наставление своим войскам, отправляя их в Шам: «Не портьте землю в целом, а также не рубите пальмы, и не сжигайте их, и не срубайте дерево с плодами, и не режьте ни животного (овцу, верблюда), и не разрушайте здание» – этим он объясняет, что такое «не портьте землю», чтобы командир войск понял, что враждебность к какому-либо народу не дозволяет нам портить или уничтожить его землю.

5. Кормить пленника 

Кормить пленника и помогать ему – это один из поступков, за совершение которого Аллах вознаграждает мусульманина. В Коране даже забота о пленнике сравнивается с заботой о сиротах и бедняках. Всевышний Аллах сказал: 

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней». (Человек. 8)

6. Запрет глумиться над телами убитых 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал обезображивать тела убитых глумиться над трупами. Абдуллах ибн Зайд сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил грабёж и глумление над телами убитых». 

Имран ибн Ал-Хасин сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал нас давать садака и запрещал нам обезображивать тела убитых». 

Несмотря на то, что неверные глумились над трупом Хамзы – дяди посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на битве при Ухуде, однако он, не изменяя свой принцип, категорически запрещал мусульманам глумиться над телами убитых врагов. 

Передаются, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое страшное наказание в Судный день ожидает человека, которого убил пророк, или который убил пророка, а также вождя заблуждения и того, кто глумится над телами». 

В истории пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было ни одного случая, когда мусульмане глумились бы над телами своих врагов. Таким было благонравие мусульман во время войн, на которых они соблюдали такие ценности, как честь, справедливость и гуманизм во время битвы и после нее.

Примечание

[1] Мустафа ас-Сибаи: «Из шедевров нашей цивилизации» стр. 73

[2] Сахих Муслима: Книга джихада и походов. Глава: «Назначение имамом командиров походов и завещание им соблюдать правила войн» (1731).

[3] См. Абу Дауд: Книга Джихада. Глава: «Призыв врага» (2614), ибн Аби Шиба (6/483), Аль-Байхаки, «Великие Сунаны» (17932)

[4] Хадис передает Муслим в своем «Сахихе», книге джихада и походов, не приведя рассказа о народе Мута. Глава: «Назначение имамом командиров походов и завещание им соблюдать правила войн» (1731). См. Абу Дауд (2613), Тирмизи (1408), Аль-Байхаки (17935)

[5] См. Сахих Муслима: книга джихада и походов, глава: назначение имамом командиров походов и завещание им соблюдать правила войн (1731), Абу Дауд (2613), Термизи (1408), Ибн Маджа (2857)

Автор: Профессор Рагиб ас-Сирджани аль-Ханафи
Источник: Azan.kz


This post has been viewed 201 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пророк Мухаммад, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru