29.03.2024

САХАБЫ — ЖИВОЕ ЧУДО ПРОРОКА

Почтенный Карафи — один из ведущих богословов, выработавших методологию исламского права, говорил: «Если бы у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не было бы никакого чуда для доказательства его пророчества, достаточно им воспитанных сахабов».

Нравственные законы, ниспосланные через Откровения, пребывание рядом с тем, кто впитал в себя высокую нравственность Корана — всё это сильнейшим образом повлияло на духовное состояние окружающих его людей. Таким образом, полудикие, жестокие, невежественные бедуины за очень короткий срок стали высокодуховными личностями, на которых до сих пор равняются мусульмане. Этих людей, воспитанных на уроках (сохбетах) Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), называют сахабами. А период их жизни нарекли Аср ас-Саадат, что означает эпоха благоденствия. Это время, когда был ниспослан Священный Коран, жил Пророк Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), дарованный «как милость для миров». Он говорил: «Самые благословенные из моей уммы — это те, кто жил в мою эпоху. Затем те, кто следовал за ними, а потом те, кто следовали за последними» (Бухари, «Асхабу Наби», 1).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабы за два десятилетия создали общество такой высокой нравственности и культуры, что их опыт и деяния стали незамутнённым источником духовной энергии для последующих поколений мусульман. Люди превращались из диких в воспитанных, из неграмотных и невежественных в образованных и душевных, становились спокойными, щедрыми, богобоязненными. Благодаря любви ко Всевышнему и страху перед Ним они укрепили свою веру и навсегда порвали связь с прошлым. Они обрели чуткость сердца и стали истинными праведниками. Хотя до этого человек джахилии мог без зазрения совести отнять у матери новорожденную дочь и безо всякого сожаления закопать в землю, столь окаменевшим было его сердце… Он мог так относиться к своему рабу, словно тот вещь или животное — настолько было сердце этого человека закрыто совести и сочувствию, настолько он был притеснителем, бесчеловечным и безжалостным.

И эти грубые и невежественные люди уверовали во Всевышнего, обрели истинный путь и стали изучать Ислам, улучшая свою нравственность и очищая совесть. В их сердцах появилось несгибаемое желание следовать Его завету, не останавливаясь ни перед какими трудностями и бедами. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) передал им знание о силе веры и подкрепил его личным примером. Он наполнил их жизнь красотой Ислама.

Появление выдающихся личностей

Из общества джахилии — невежества за многие столетия не вышло ни одной известной личности, ни одного лидера, ни одного человека, о добродетелях которого помнили бы потомки. Благодаря духовному воспитанию Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и передаче им Откровения от Всевышнего в обществе появились личности с исключительными нравственными качествами, с высоким уровнем самоорганизации и стремления к самосовершенствованию. И они, вобравшие в себя духовность Корана, обладатели искренней и незамутнённой веры, знаний и укреплённые в выборе жизненного пути благодаря примеру Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и любовью к нему, не оставались на месте. Они уходили в далёкие страны передавать то, что им посчастливилось обрести.

Сахабы призывали людей к вере, и они откликались на их призыв. Они рассказывали о Всевышнем, о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям), и на реальных примерах показывали справедливость и истинность божественных установлений. Поэтому люди не могли не потянуться к ним, стараясь строить жизнь в своей семье и в обществе согласно законам веры, нравственности и доброты.

Сахабы без устали распространяли свет знаний об Исламе и Коране, полученных от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Их воодушевлял его пример: сахабы приходили к Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям) за новыми сведениями, и он разъяснял им суть Откровений Всевышнего. При этом он давал уроки милосердия, правильного поведения как через свои беседы, так и через своё поведение. Это была эпоха таких людей, целью жизни которых стало постоянное получение знаний, размышления и стремление стать ближе к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и ко Всевышнему Аллаху.

В основе мировоззрения сахабов лежал таухид — учение о Единобожии, искренняя вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, и Пророк Его раб и Посланник. Страсть к обладанию земными богатствами, желание главенствовать в сознании людей отошли на второй план. Ибо в их сердцах отныне царила лишь любовь ко Всевышнему. Ведь материальные ценности необходимы только для того, чтобы поддерживать бытие человека. Для человека эпохи благоденствия имущество, богатство, статус, то есть всё мирское перестало быть целью, а стало средством постижения Всевышнего и приближения к Нему. После таких перемен люди почувствовали вкус Ислама: в их сердцах поселилась доброта, стремление помочь друг другу стало для них не временной эмоцией, а образом жизни. Борясь за свою веру, многим для неё жертвуя, они проявили лучшие качества личности мусульманина.

Вера и знания способствовали тому, что люди стали внимательней относиться к жизни, к окружающим, к деталям. Знание Корана и Сунны позволило им понять, насколько человек осведомлён о нравственных заповедях Ислама и воплощает их в своей жизни. К примеру, сахаб безо всякого сомнения мог выйти из дома и проделать долгий путь к другому сподвижнику, чтобы тот подтвердил хадис. Однако, если сахаб видел, что нравственность знатока далека от нравственности Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то он даже не заговаривал с ним о хадисе.

Один сахаб как-то раз пришёл к равию (передатчику хадисов) и стал свидетелем, как тот пытался приманить свою лошадь пустым мешком из-под зерна. Из-за такого нечестного отношения к животному сахаб не взял хадис у этого человека, несмотря на то, что целый месяц потратил на дорогу к нему.

Один из видных имамов эпохи табиинов Абу Алиа рассказывал: «Когда мы приходили к человеку, у которого можно было взять хадис, мы сначала смотрели на то, как он совершает намаз. Если он совершал намаз правильно и в состоянии хушу, то мы решали, что такой человек и в остальных своих делах порядочен и честен, поэтому доверяли ему. Если же он совершал намаз плохо, небрежно, быстро, то мы делали вывод, что и другие дела этот человек совершает безответственно, и отдалялись от него» (Дарими, «Мукаддима», 38 / 429).
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *