25.04.2024

АБДУЛЛА ИБН МАСУД
(да будет доволен им Аллаh)

Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов Укбы ибн Муайта. Люди называли его «ибн Умм Абд» (сын матери раба). Настоящее же его имя — Абдулла, а отца его звали Масуд.

Мальчик услышал новость о появлении в его народе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), однако из-за своего возраста и удаленности от городской жизни не придал этому особого значения. Обычно он уходил со стадом Укбы ранним утром, а возвращался, когда уже темнело.

Однажды, занимаясь выпасом стада, Абдулла (радиаллаху анху) увидел двух идущих к нему мужчин среднего возраста и благородной наружности. Их изнуряла жажда, и они были очень уставшими. Они приблизились к нему и, поздоровавшись, сказали:
— Мальчик, подои для нас одну из этих овец, чтобы мы утолили жажду и восстановили силы.
— Я не могу, — ответил мальчик. — Овцы принадлежат не мне. Я только присматриваю за ними.

Двое взрослых не стали с ним спорить. Более того, несмотря на жажду их очень порадовал честный ответ мальчика. Этими двумя были сам благословенный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник Абу Бакр Сиддик (радиаллаху анху). В тот день они ушли в горы Мекки, спасаясь от жестоких гонений курайшитов.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник произвели на молодого Абдуллу (радиаллаху анху) большое впечатление, и вскоре он очень привязался к ним.

Принятие Ислама
Через некоторое время Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) стал мусульманином и предложил свои услуги Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) согласился, и с того самого дня счастливчик Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) променял свои пастушеские дела на служение благословенному Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он стал шестым человеком, из числа мужчин, принявшим Ислам. Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) оставался очень привязан к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он помогал ему как по дому, так и вне его стен; сопровождал его в поездках и походах; будил его, когда тот спал; прикрывал его, когда тот умывался. Он носил его вещи и мисвак (зубную щетку), помогал ему в других делах. Именно по этой причине сподвижники называли его «сахиби сивак» (носитель мисвака), «сахиби наляин» (носитель сандалей), «сахиби мутахара» (носитель воды) и «сахиби висада» (носитель постели).

Оценка Абдуллы (радиаллаху анху) Пророком (салляллаху алейхи уа саллям)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) получил уникальное обучение в доме Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абдулла (радиаллаху анху) получал ценные наставления, перенимал манеры Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и следовал каждой черте его характера так усердно, что об Абдулле (радиаллаху анху) было сказано, что он «по своему характеру больше всех похож на Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)». Часто люди думали, что Абдулла (радиаллаху анху) принадлежит благословенному семейству Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абу Муса Ашари (радиаллаху анху) рассказывает: «Когда мы приехали из Йемена, некоторое время мы думали, что Абдулла (радиаллаху анху) — один из членов благословенного семейства, потому что он и его мать постоянно сновали туда-сюда в присутствии Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Кроме того, однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал Абдулле (радиаллаху анху): «Абдулла, тебе не нужно спрашивать разрешения войти в мой дом. Тебе здесь всегда рады».

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) и Коран
Абдулла (радиаллаху анху) читал и понимал Коран лучше, чем все остальные сподвижники. Поэтому он был наиболее сведущим в шариате. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере истории одного человека, пришедшего к Умару ибн аль-Хаттабу (радиаллаху анху), когда тот стоял в долине Арафат. Подошедший человек сказал:
— О правитель правоверных, я пришел из Куфы, где оставил человека, записывающего копии Корана по памяти. — Услышав это, Умар (радиаллаху анху) очень разозлился и начал яростно ходить взад и вперед около своего верблюда.
— Кто он? — спросил Умар (радиаллаху анху).
— Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху), — последовал ответ. Ярость Умара (радиаллаху анху) сошла на нет, и он успокоился.
— Горе тебе, — сказал он своему собеседнику. — Клянусь Аллахом, я не знаю человека среди оставшихся в живых людей, кто был бы более знающим в этом, чем он. Позволь мне рассказать тебе об этом. 
Умар (радиаллаху анху) продолжил:
— Однажды ночью Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) разговаривал с Абу Бакром (радиаллаху анху) о положении мусульман. Я был вместе с ними. Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) вышел, мы вышли вместе с ним, и когда мы проходили мечеть, мы заметили молящегося, которого мы не узнали. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) постоял, прислушиваясь к нему, потом повернулся к нам и сказал: «Если кто-то захочет читать Коран так, как он был ниспослан, то пусть читает его так, как читает его ибн Умм Абд (радиаллаху анху)». После молитвы, когда Абдулла (радиаллаху анху) присел и стал обращаться к Аллаху с просьбами, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Проси — и тебе будет дано. Проси — и тебе будет дано». Я сказал себе, что должен как можно быстрее сообщить Абдулле ибн Масуду (радиаллаху анху) радостную весть о том, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) гарантировал принятие его просьб Аллахом. Я пошел к нему и сказал ему об этом, но оказалось, что Абу Бакр (радиаллаху анху) уже был у него и успел сообщил ему эту новость. Клянусь Аллахом, мне так ни разу и не удалось победить Абу Бакра (радиаллаху анху) в совершении благого.

В другом хадисе говорится, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Изучайте Коран у четырех людей: Абдуллы ибн Масуда, Салима Маулы Аби Хузайфы, Убая ибн Кааба и Муаза ибн Джабаля». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал: «Читайте Коран так, как учит Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху)».

Примечание: Самым распространенным кираатом является кираат имама Хафсы. Он обучался ему у имама Асима Куфи, а тот — у Абу Абдуррахмана Абдуллы ибн Хабиба Ас-Сульмии, который обучался у Усмана ибн Аффана, Али ибн Талиба, Абдуллы ибн Масуда, Убая ибн Кааба и Зайда ибн Сабита (радиаллаху анху). Все они, в свою очередь, обучались Корану непосредственно у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) достиг такого высокого уровня знаний по Корану, что он даже говорил: «Клянусь Тем, помимо Которого нет Бога, нет ни одного ниспосланного аята из Книги Аллаха, о котором бы я не знал, где и при каких обстоятельствах он был ниспослан. Клянусь Аллахом, если бы я знал, что существует человек, знающий больше о Книге Аллаха, я бы сделал все что в моих силах, чтобы быть рядом с этим человеком».

Абдулла (радиаллаху анху) не преувеличивал в том, что он о себе говорил. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) во время одной из своих поездок в качестве халифа встретил караван. Была темная ночь, и было очень трудно разглядеть караванщиков, среди которых был Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху). Умар (радиаллаху анху) повелел поприветствовать караван.

— Откуда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).
— Из глубокой долины, — последовал ответ с использованием коранического выражения «фадж амик».
— И куда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).
— В старинный дом, — последовал ответ с использованием коранического выражения «аль-байт аль-атик».
— Среди них находится ученый человек (алим), — сказал Умар (радиаллаху анху) и попросил одного из своих людей спросить человека из каравана:
— Какая часть Корана самая величественная?
— «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон», — ответил караванщик, цитируя Аят-уль-Курси (аят Трона).
— Какая из частей Корана наиболее ясно говорит о справедливости?
— «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников».
— Какое утверждение в Коране самое всеобъемлющее? 
— «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его.»
— Какая из частей Корана самая обнадеживающая?
— «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный».
После этого Умар (радиаллаху анху) спросил:
— Нет ли среди вас Абдуллы ибн Масуда [радиаллаху анху]?!
— Есть, клянемся Аллахом! — ответили ему.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) всегда хотел сделать ибн Масуда (радиаллаху анху) предводителем людей, о чем свидетельствуют следующие слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Если б мне было нужно назначить кого-нибудь руководителем над кем-то без обсуждения этого с кем бы то ни было, я бы назначил ибн Масуда (радиаллаху анху)».

Знания Абдуллы (радиаллаху анху)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) воздерживался от передачи хадисов, боясь ошибиться. Когда же он все-таки передавал хадис, то был крайне осторожен и точен в том, что он приписывал Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он становился бледным и начинал дрожать от страха, что он может сказать о Пророке (салляллаху алейхи уа саллям) что-то неправильное, даже несмотря на то, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Что бы ни рассказывал вам ибн Масуд (радиаллаху анху), верьте ему». Всегда, когда он выдавал то или иное решение, он приписывал его себе и говорил, что это его личное мнение, и что оно от Аллаха в том случае, если оно верно, и что оно от него самого и от шайтана, если оно неверно. Из-за этого многие фетвы приписывались Абдулле (радиаллаху анху) вместо Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). 

Имам Насаи в своем труде «Сунан» писал: «Один мужчина женился на женщине, а потом внезапно умер, так и не вступив с ней в близость и не успев отдать ей махр. Когда об этом спросили сподвижников, они посоветовали обратиться к Абдулле (радиаллаху анху). Когда люди пришли к Абдулле (радиаллаху анху), он старался уйти от ответа и просил их обратиться к кому-нибудь другому. В конце концов он уступил их просьбам, сказав: «Женщина получит махр-мисль. Если это решение правильно, то оно от Аллаха. Если же оно неправильно, то оно от шайтана и от меня. Ни Аллах, ни Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не несут за него ответственности». Сподвижник по имени Макаль ибн аль-Ашджай (радиаллаху анху), присутствовавший в этот момент, сказал: «Клянусь Аллахом, ты вынес такое же решение, что и Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) в пользу Броан бинт Вашили аль-Ашджай. Твое решение соответствует решению Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)». Услышав это, Абдулла (радиаллаху анху) обрадовался как никогда ранее».

Большинство иракских и ханафитских фетв основаны на фетвах Абдуллы ибн Масуда (радиаллаху анху). Его авторитет в фикхе был настолько высок, что другие сподвижники отказывались выносить свои фетвы при его жизни. Они всегда направляли людей к нему. К нему постоянно стремились примкнуть студенты, которые хотели получить у него знания и служить ему.

Хатима ибн Абу Субра направился однажды в Медину и молил Аллаха о набожном товарище. Абу Хурайра — таков был ответ Аллаха. Абу Хурайра (радиаллаху анху) спросил Хатиму, откуда он приехал, на что тот ответил, что ехал в течение двух дней из Куфы. Абу Хурайра (радиаллаху анху) сказал Хатиме: «Разве Саад ибн Малик (радиаллаху анху), мустаджаб-уд-дават (тот, чьи дуа принимаются), не среди вас? Разве ибн Масуд (радиаллаху анху), носитель сандалий Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и воды для его омовения, не среди вас? Разве Хузайфа (радиаллаху анху), с которым Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) делился своими мыслями, не среди вас? Разве не среди вас Амар (радиаллаху анху), которого Аллах защитил от шайтана посредством языка Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)? Разве не с вами тот, кто знает две Божественные Книги (Коран и Новый Завет), — Салман Фарси (радиаллаху анху)?» Так вышло, что в то время в Куфе были все те сахабы, которых перечислил хазрат Абу Хурайра (радиаллаху анху).

Рассказывает хазрат Саад (радиаллаху анху): «Однажды шестеро из нас находились при Пророке (салляллаху алейхи уа саллям). Кроме меня были еще Абдулла ибн Масуд и Биляль Хабши (радиаллаху анху). Несколько мекканских язычников пришли к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и стали говорить: «Пусть сначала выйдут эти люди, потом мы поговорим». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) все продолжал думать, завоюет ли их сердца и станут ли язычники больше склоняться к Исламу, если он попросит нас выйти, когда был ниспослан следующий аят: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику» (Священный Коран, 6:52)

Саад (радиаллаху анху) с гордостью говорил: «Этот аят был ниспослан для нас». Кто может сравниться с теми, кто восхваляется Аллахом? Весь смысл служения Аллаху — в Его довольстве. Эти шестеро еще при своей жизни получили благие вести о том, что Аллах ими доволен.

Любой, кто глубоко и всесторонне изучил жизни сподвижников, скажет, что самого высокого уровня знаний среди них достигли двое: Али и Абдулла (радиаллаху анху). 

С одной стороны есть слова Аллаха, Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников, восхвалявших высокий уровень знаний и прекраснейший характер Абдуллы ибн Масуда (радиаллаху анху). С другой стороны — слова группы узкомыслящих и совершенно некомпетентных людей, которые, словно в насмешку, называют себя Ахль-Хадис (люди хадисов), хотя более известны как гайр-мукалиды (безмазхабники), и говорят, что Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) не был осведомлен о намазе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Разве не Абдуллу ибн Масуда (радиаллаху анху) сподвижники ошибочно принимали за члена благословенного семейства Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)? Разве не был он постоянным сподвижником Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) на протяжении более чем двадцати лет? Если верить гайр-мукалидам, получается, что Али и Саад (радиаллаху анху) тоже мало что знали о намазе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), и что все трое этих великих сподвижников были никем и ничем.

Храбрость Абдуллы (радиаллаху анху)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) был первым, кто прочитал вслух слова из Корана перед собравшимися курайшитами. Однажды сподвижники Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), которых по-прежнему было очень мало, которые все еще были слабы и угнетаемы, сказали:
— Курайшиты еще не слышали, как читается Коран открыто и громко. Кто же сможет прочитать его им?
— Я сделаю это, — вызвался Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху).
— Мы боимся за тебя, — сказали сподвижники, — нужен тот, за кем стоит его род, который мог бы защитить его от зла курайшитов.
— Позвольте мне, — настаивал Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху), — Аллах защитит меня и огородит меня от их зла.

Потом он направился в сторону мечети, пока не дошел до макама Ибрахима (место в нескольких метрах от Каабы). Был рассвет, и курайшиты сидели вокруг Каабы. Абдулла (радиаллаху анху) начал читать суру «Рахман». Курайшиты пристально посмотрели на него, и некоторые из них заголосили: «Что такое говорит ибн Умм Абд? Будь он проклят! Он читает из того, с чем пришел Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям)!» 

Они начали бить его по лицу, но он продолжал читать. Когда он закончил чтение, его лицо было покрыто следами от ударов и кровью. 
— Клянусь Аллахом, — сказал Абдулла (радиаллаху анху), — враги Аллаха сейчас чувствуют себя хуже, чем я. Если хотите, я вернусь завтра и сделаю то же самое.
— Ты сделал достаточно, — сказали сподвижники. — Ты заставил их услышать то, что им  ненавистно.

Переселение Абдуллы (радиаллаху анху)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) трижды совершал хиджру: два раза в Эфиопию и один раз в Медину. Он участвовал во всех битвах, в которых участвовал Пророк (салляллаху алейхи уа саллям). Именно он обезглавил Абу Джахля в битве при Бадре. Именно ему Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) отдал меч Абу Джахля в качестве доли военных трофеев. Халиф Умар (радиаллаху анху) отправил Абдуллу ибн Масуда (радиаллаху анху) в Куфу, чтобы тот обучал там людей и распоряжался казной. Когда Умар (радиаллаху анху) назначал жалование сподвижникам, он предложил определенную сумму и Абдулле (радиаллаху анху). Абдулла (радиаллаху анху) отказался, сказав: «Зачем ты стараешься привязать меня к этому миру?»  

Смерть Абдуллы (радиаллаху анху)
Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) дожил до эпохи правления халифа Усмана (радиаллаху анху). Именно в этот период он оставил свой пост и вернулся в Медину. Когда он был болен, находившись при смерти, Усман (радиаллаху анху) пришел навестить его и спросил:
— Чем ты болен? 
— Моими грехами. 
— А чего ты желаешь?
— Милости моего Господа. 
— Не выдать ли мне тебе сейчас жалование, от которого ты отказывался все эти годы?
— Мне оно не нужно. 
— Пусть оно останется после тебя для твоих дочерей.
— Ты боишься, что мои дети будут бедными? Я поручил им читать каждую ночь суру «Аль-Вакиа», ибо я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто будет чиать «Аль-Вакиа» каждую ночь, тот никогда не окажется в бедности».

В ту ночь, в 33 или 34 году после хиджры, Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) ушел из этой жизни к своему Господу, его язык был занят поминанием Аллаха и чтением аятов Книги Аллаха.
Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *