20.04.2024

ВАЖНОСТЬ ХАДЖА В ИСЛАМЕ

Уважаемые братья мусульмане, одним из основных предписаний нашей великой религии Ислам является хадж. Хадж, который стал обязательным для каждого мусульманина в девятом году хиджры, включает «стояние в долине Арафат и посещение Кааба-Муаззама, с целью поклонения, мусульманином, облаченным в ихрам, в определенное время года»[1].

Обязательность хаджа в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, хадисами Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и мнением алимов, поэтому отрицать его или пренебрежительно относиться к этому виду поклонения является куфром.

Хадж, являющийся как духовным, так и телесным видом поклонения, сделан фардом один раз в жизни для каждого мусульманина, мужчины и женщины, совершеннолетнего, находящегося в здравом уме, свободного, здорового. Поэтому каждый мусульманин, имеющий средства на все свои дорожные расходы и на проживание его семьи во время его пребывания в хадже, должен стараться без промедления совершить это поклонение, ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто имеет намерение совершить хадж, не должен откладывать выполнение этого»[2]. О тех, кто имеет все возможности для совершения хаджа, но не совершает его, ссылаясь на свою молодость, занятость или какую-то другую причину, и уходит из этой жизни, так и не совершив хадж, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тот, кто при наличии возможности ни разу за свою жизнь так и не посетил Каабу, уходит из нее иудеем или христианином»[3].

В этом хадисе говорится о том, чему мусульмане должны уделить особое внимание, поэтому каждый верующий должен прислушаться к этому предупреждению.

Уважаемые братья мусульмане,

Милостивый и Милосердный Господь, говоря в Священном Коране об обязательности хаджа, повелевает нам следующее:

 «Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], – это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров»[4].

Последний Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорил:

«О люди, Аллах сделал хадж для вас обязательным. Поэтому старайтесь совершить его при первой представившейся вам возможности». Один из присутствующих при этом спросил:

– Следует ли нам совершать его каждый год, о Посланник Аллаха?

На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: Если бы я ответил “да”, то хадж стал бы для вас обязательным каждый год, на что у вас никогда не хватило бы сил[5].

Как мы видим, посещение Запретной Земли, над которой некогда взошло солнце Корана, Каабу – единственный центр религии Единобожия и первое место поклонения на земле, с целью паломничества, для каждого имеющего на это возможности и силы мусульманина является обязательным хотя бы один раз в жизни, и это – повеление Всевышнего Аллаха.

Уважаемые братья мусульмане, насколько потрясает картина, когда верующие, последовавшие повелению Всевышнего Аллаха, съезжаются со всех концов земли на Запретную Землю, в благоговейном трепете плечом к плечу совершают обряды хаджа со своими братьями по вере, говорящими на разных языках и имеющими разный цвет кожи.

Только в хадже человек при жизни может пережить подобие Судного Дня, когда он так же предстанет перед Всевышним Аллахом, не взяв с собой ничего, кроме двух кусков  белой ткани.

Вера, наполняющая сердца тысяч азиатов, африканцев, европейцев и американцев, выраженная в тальбии – гимне хаджа: «Ляббейка, Аллахумма, ляббейк. Ляббейка ля шарика ляка, ляббейк…», смешиваясь с благословенным воздухом и пылью Мекки, благоухая ароматами роз и благовоний, наполняет всю землю. Об этом сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Мусульманину, который произносит тальбию, вторят каждый клочок земли, каждый камень на нем, каждое дерево и даже высохшее растение»[6].

Уважаемые братья мусульмане, мы должны с особой серьезностью отнестись к такому поклонению как хадж, который способствует укреплению единства и сплоченности мусульман мира, призывает мусульман к образовательному, общественному, экономическому и культурному единению и выполняет роль своеобразного Исламского конгресса. Нужно хорошо знать, какой вид хаджа мы собираемся выполнить: аль-ифрад, ат-таматту’ или аль-киран, сделать соответствующее намерение и постараться выполнить это поклонение наилучшим образом.

Нужно хорошо знать что такое «ихрам», «стояние в Арафате» и «таваф Каабы», которые являются фардами хаджа, а также – когда и каким образом выполняется каждый из этих обрядов. Нужно хорошо знать такие ваджибы хаджа, как са’й между холмами Сафа и Марва, стоянка в Муздалифа, побивание камнями шайтана, сбривание и укорачивание волос и прощальный таваф. Нужно хорошо знать, что разрешено и что запрещено вошедшему в состояние «ихрам», какие действия требуют совершения искупительного жертвоприношения и искупительного садака. Нужно знать все это достаточно хорошо, чтобы выполнить свой хадж без изъянов.

Во время хаджа желательно посетить могилу посланного милостью мирам Досточтимого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находящуюся в Медине. Так как Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Мое заступничество станет обязательным для того, кто посетит мою могилу»[7].

Хутбу свою заканчиваю хадисом, который передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху). В нем говорится, что, когда Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о самом лучшем из деяний, он сказал:

«Покорность Аллаху и Его посланнику». Когда его спросили, что следует после этого, он ответил:

«Джихад на пути Аллаха». Когда его спросили, что следует после этого, он сказал:

«Без изъянов и ошибок выполненный хадж»[8].


[1] 9 и 10 дни месяца Зульхиджа (день Арафа и праздничные дни).

[2] Абу Дауд «ат-Тадж» том 2: 109.

[3] Тирмизи, Ахмад «ат-Тадж» том 2: 109

[4] Али Имран, 3/96-97.

[5] Муслим, Насаи, Тирмизи «ат-Тадж» том 2: 108.

[6] Тирмизи «ат-Тадж» том 2: 121

[7] Кады Ийад «ат-Тадж» том 2: 190.

[8] Бухари, Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 2: 521 № 1278.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *