ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Пятничная хутба > ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА

ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА

ифтар00ГОСТЕПРИИМСТВО В ИСЛАМЕ

Прошли  2 недели Рамадана -половина благословенного месяца, и каждый из нас старался наполнить эти дни различными видами поклонений Творцу, совершением добра, проявлением щедрости и оказанием гостеприимства, приглашая к себе близких и друзей на ифтары и сухуры. И нашу лекцию сегодня я хочу посвятить очень важной теме – гостеприимству.
Одной из общих особенностей всех достигших высшей степени совершенства людей, начиная с Пророков, является гостеприимство.
Наш прекрасный Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) — пример для всего человечества, однажды сказал:
«Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть говорит только благо, либо молчит! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть не причиняет боли и обид своему соседу! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть оказывает почет своему гостю»
Ислам относит гостеприимство к наилучшим достоинствам человека, и это качество имеет немалую ценность. Приветливое отношение к ближним и гостям повышает сплоченность людей и способно объединить все общество. Бог завещал мусульманам привечать ближних и гостей; и важность гостеприимства подчеркивается тем, что за него обещана великая награда. Гостеприимство в исламе – многогранное понятие, и касается не только радушного приема гостей у себя дома.
О любви к гостям Пророка Ибрахима (алейхиссалям) слагались легенды: этот великий человек ни разу в жизни не садился за стол один. Всевышний Аллах сказал: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного телёнка» (сура «Худ», аят 69).
Аллах Всевышний сказал пророку Ибрагиму (Аврааму) (алейхи салям) в откровении: «Угощай своих гостей!». После этого Ибрагим стал жарить барашка для каждого приходящего к нему в гости. Аллах Всевышний повторно сказал: «Угощай своих гостей!». После этого Ибрагим (алейхи салям) стал резать теленка для каждого приходящего к нему в гости. Аллах Всевышний повторно сказал: «Угощай своих гостей!». После этого Ибрагим (алейхи салям) для каждого приходящего к нему в гости стал резать верблюда. Когда Аллах Всевышний снова сказал: «Угощай своих гостей!», Ибрагим (мир ему) был поражен, и стал сам лично прислуживать гостям.
Вслед за этим Аллах Всевышний сказал Ибрагиму (алейхи салям) в откровении: «Вот теперь, ты угостил гостей». (Рухуль-Байан 9/161)

Однажды один старый язычник постучался в дверь к пророку Ибрахиму (мир ему) и попросился к нему переночевать. Ибрахим (мир ему) отказался принять его, сказав: «Ты поклоняешься огню. Как же я могу принять тебя в гости, пока ты не отречешься от своей религии?»
И старый гость, сильно огорчившись, вынужден был уйти восвояси. Вслед за этим Аллах внушил Ибрахиму (а.с.) в откровении: «О Ибрахим! Почему ты не пустил в гости старого человека из-за того, что он не уверовал? Он не причинил бы тебе никакого вреда, если бы ты позволил ему переночевать всего одну ночь, как он просил. Мы же вот уже семьдесят лет даем ему пропитание, несмотря на его неверие».
Пророк Ибрахим (мир ему) понял, какую ошибку он совершил. И с трудом дождавшись утра, ни свет, ни заря помчался искать вчерашнего язычника. Когда наконец-то он нашел старика, ухватился за него и стал настойчиво приглашать его к себе вечером в гости. Увидев такую большую разницу между тем Ибрахимом, каким он был вечером, и вот этим утренним Ибрахимом, язычник воскликнул: «Я удивляюсь тебе, Ибрахим! Накануне ты прогнал меня, а сегодня приглашаешь к себе в гости. Скажи мне, в чем причина такой перемены?»
После того, как Ибрахим (мир ему) подробно рассказал ему, какое откровение он получил от Всевышнего Аллаха, многобожник задумался: «Стало быть, мой Господь так хорошо относится ко мне, несмотря на мое неверие». Он протянул Ибрахиму (мир ему) свои руки и воскликнул: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и ты раб Его и посланник». На глазах у старика сверкнули слезы радости от чувства обретенной веры.
С Исламом гостеприимство объединило в себе проявление щедрости и совершение добрых дел — что явилось одним из значимых принципов Исламской морали: «Верящий в Аллаха и Судный День должен оказывать почести своим гостям» (Бухари, Муслим).
Для тех же, кто не следует подобной традиции, имея для этого все возможности, из прекрасных уст Великого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) звучит такое предостережение: «Пусть не ждет добра тот, кто не оказывает гостям должного приёма» (Муснад).
Наш Посланник (мир ему и благословение) всегда отвечал на приглашения, в том числе на приглашения бедных, будь это на территории города или за городом, и говорил, что ответ на приглашение – это послушание Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). Особенно он отвечал на приглашение на свадьбу, когда режут акику и на другие важные угощения, которые человеку не следует оставлять без внимания.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы меня пригласили на бульон, то я ответил бы». Пророк (мир ему и благословение) сказал так из-за скромности. А некоторые люди, если их не приглашают на важное большое мероприятие, на подобные простые приглашения даже не отвечают.
Гостю, прежде чем войти, следует попросить разрешение и сесть там, где посадит его хозяин. Может случиться так, что если гость сядет самовольно, то сядет на какое-то место, а хозяину это не понравится, поэтому следует садиться туда, куда хозяин указал или вместе с джамаатом, если людей много. Когда гость войдёт, ему не следует садиться меж двух уже присутствующих гостей и тем самым разделять их, не следует перебивать их речь, но если увидел что-то порицаемое, то нужно покинуть это место, чтобы не быть соучастником порицаемого, которое присутствует в этом обществе.
Пророк (мир ему и благословение) с некоторыми сподвижниками ходил в гости к другому сподвижнику. И однажды, когда преподнесли еду, один из сподвижников отказался есть. У него спросили о причине, и он ответил, что соблюдает пост. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Твой брат старался для тебя, а ты говоришь, что постишься?» Поэтому учёные говорят, что человеку желательно удовлетворить желание брата, который пригласил его к себе, и нарушить желательный пост; однако если знаешь, что хозяин дома не расстроится твоему соблюдению поста, то в этом нет проблем.
Гостю рекомендуется кушать так, чтобы хозяин чувствовал, что гость радуется и ему приятна эта пища; также следует поблагодарить хозяина и сделать за него дуа.
Пророк (мир ему и благословение), когда покушал со сподвижниками в доме у другого сподвижника, сказал: «Поблагодарите хозяина». Они спросили: «Что и как сделать?» И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сделайте ему дуа».
Пророк (мир ему и благословение) читал такое дуа:
«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы. О Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй».
Любое дуа может прочитать гость для хозяина – всё это является сунной Посланника (мир ему и благословение).
Этикой гостя является не обременять хозяина. Всевышний Аллах сказал: «…Когда поедите, то расходитесь…» (сура «аль-Ахзаб», аят 53). Гостю после трапезы не стоит долго оставаться в доме хозяина, чтобы не обременять его.
Соблюдающим сунну Посланника (мир ему и благословение) уготовано очень великое гостеприимство в Судный день, когда люди посетят Пророка (мир ему и благословение) его источник. Если сегодня мы последуем смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31), то мы выпьем воду из источника, иншааллах, в Судный день.
Культуру гостеприимства Света всего сущего, Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), перенимали и сподвижники.
Гостеприимство Абу Талхи и его суруги Умм Сулайм стало причиной ниспослания одного из аятов Священного Корана. Абу Талха принял у себя в доме и накормил голодного странника, хотя у него самого было мало еды. Он велел своей жене принести все съестные припасы, которые найдутся в доме, и предложить гостю. Гость ел досыта, а богобоязненная чета, пользуясь полумраком, так как трапезу освещала лишь свеча, делала вид, что тоже ест. На следующий день Пророк Мухаммад поведал им, что Аллах явил ему аят:
«…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9)
Гости – благо от Всевышнего. Нужно использовать всё самое лучшее, что имеется в доме. Мусульманин должен встречать гостя в красивой чистой одежде, и, конечно же, одарять его своей улыбкой. Почёт и уважение должны оказываться всем, а не только богатым и знатным гостям. Не следует ограничиваться приглашением в гости только людей так называемого «своего круга» или вышестоящих. Нельзя забывать бедняков, сирот и одиноких людей, иначе трапезы превратятся в бесполезный обмен угощениями.
Великие люди, которые не только озвучивали нравственные нормы, но и претворяли их в жизнь, оставили нам прекрасные примеры своего отношения к гостям. Однажды Имам Малик (рахматуллахи алейху) поливая воду на руки пришедшему к нему в гости ученику — Имаму Шафии, который был младше его по возрасту, сказал: «Пусть тебя не удивляют и не смущают мои действия, ведь прислуживать своим гостям — наш долг!»
Один из мудрецов сказал: «Любому человеку, будь он даже султаном, не должно быть зазорно прислуживать своему гостю, отцу или мужу».
Если Аллах послал нам гостя, значит Он послал благо в наш дом.
В хадисе сказано: «Каждый гость приходит со своей долей хлеба насущного. Никто не сможет съесть чужое пропитание. Напротив, гость увеличивает достаток и средства гостеприимного дома». Поэтому гостей следует встречать приветливо. Используйте и угостите самым лучшим, что есть в вашем доме. Уделяйте внимание всем. Сироты и нуждающиеся тоже могут стать гостями вашего дома. Ибо они нуждаются во внимании и пропитании. За это вы получите большую награду от Всевышнего.
Относитесь с почтением и уважением к своим гостям. Наряжайтесь в красивые одежды для них, улыбайтесь им. Посланник Аллаха сказал об уважении к гостям: «Тот, кто проявил уважение и почести к своему гостю, словно проявил уважение к семидесяти пророкам. Тот, кто израсходовал на своего гостя один дирхам, словно израсходовал тысячи динаров на пути Аллаха». Таким образом, мы видим, что гости вовсе не отнимают у нас наш хлеб, а наоборот, приносят в наш дом благо. Дуа, которые сделают за вас гости, принимаются Всевышним.
Поэтому, самое лучшее, что мы можем пожелать от гостей — это мольба за нас Аллаху. Хочется упомянуть и о том, что не стоит быть чересчур расточительными в желании угодить своим гостям. Ведь расточительность порицается в Исламе. Сальман Фариси передает слова Посланника Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям), который говорил: «Мы не разрываемся на части, чтобы даровать гостю того, чего у нас нет. И мы не лишаем его того, что нам было даровано Господом». Не нужно впадать в крайности.
Не скупитесь дать то, что имеется в вашем доме, но и не выходите из себя, если у вас нет возможности на большее. Придерживайтесь в этом золотой середины, в свою очередь гости тоже не должны ждать от хозяев сверх того, что могут им предложить. Следует быть благодарными и довольствоваться тем, как встречают вас.
В хадисе сказано: «Верующий не стесняет своего брата по вере. Я не знаю, поступок кого из этих двух более удивителен – гостя, который, войдя в дом хозяина, доставляет ему излишние хлопоты, или хозяина, который, принимая гостей, изнуряет себя ненужной и лишней суетой».
В другом хадисе передается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям) сказал: «Гостеприимство – три дня на протяжении и дня и ночи. Не разрешается мужчине мусульманину жить у своего брата, пока не доведёт его до греха». Они спросили: «Посланник Аллаха, как он может довести его до греха?» Он ответил: «Он будет проживать у него, а у него не будет ничего, чем угощать его». Пусть Аллах сделает нас наилучшими хозяевами для своих гостей, о которых сказал Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям): «Лучшими из вас являются высоконравственные, благородные и гостеприимные. Они дружат и общаются с людьми, а люди в свою очередь искренне дружат и общаются с ними. И двери их домов всегда открыты для гостей».
Просим Всевышнего Аллаха принять наши посты и ифтары, просим Всевышнего причислить нас к числу его праведных рабов, дорожащих гостеприимством и, тем самым заслужить довольство Творца! О Всевышний Аллах, ниспошли нашим столам изобилие, а нашим душам гостеприимство Пророков Ибрахима (алейхиссалям) и Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)!
Аминь!»
.

Источник: fondihlas.ru


This post has been viewed 920 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пятничная хутба

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru