19.03.2024

БРАТСТВО И ЕДИНСТВО В ИСЛАМЕ

Каждый мусульманин должен свято хранить и оберегать единство, братство и взаимную любовь между верующими, в противном случае его вера не будет совершенной, а умма никогда не сможет быть единой.

Давайте остановимся на одном из завещаний Пророка (мир ему и благословение), в кото­ром он призывает всех мусульман к братству: «Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозво­ляется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней». Этот хадис передал аль-Бухари, а также Муслим со следующим дополнением: «Они встречаются и отво­рачиваются друг от друга, но лучший из них тот, кто первым поприветствует другого, а тот, кто приветству­ет первым, раньше войдёт в Рай». Давайте же вникнем в слова этого великого завеща­ния, смысл которых заключается в том, что Ислам не­мыслим и его существование невозможно, пока между его последователями не будет милосердия и состра­дания и пока они не оставят ссор и взаимных обид. Только с любовью в сердцах друг к другу они смогут вкусить истинную сладость веры. Поэтому здесь будет полезным раскрыть суть и цель этого пророческого завещания, являющегося стержнем Ислама и имана. В начале своего священного завещания Пророк (мир ему и благословение) обращает наше внимание: «… вы не порывайте друг с другом». Это означает, что мы должны всегда ос­таваться крепкой и несокрушимой силой, неподвлас­тной сатане в его стремлении столкнуть мусульман друг с другом и управлять ими посредством своих козней, которые были и остаются с первых времён человечества, когда Кабил (Каин) убил своего бра­та Хабила (Авеля). Это убийство стало основой всех смут и преступлений, очевидцами которых мы сегодня являемся, когда видим, с какой жестокостью некото­рые мусульмане относятся к своим братьям, стремясь овладеть их имуществом и попрать их права. Это и предсказывал Пророк (мир ему и благословение) в своём хадисе: «Поистине, сатана потерял надежду на то, что ему будут покло­няться на Аравийском полуострове, но он не потерял надежды на то, что ему удастся натравить их друг на друга». Поэтому Всевышний повелевает нам сохра­нять единство: «И держитесь крепко все за религию Аллаха, и не разделяйтесь, и вспомните о Его милости к вам, когда вы были врагами друг другу, а он объединил ваши сердца, и вы стали братьями». Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всячески препятствовал разжиганию розни и смут. Он говорил: «Пусть каждый вас поддержит другого, будь он притеснителем притесненным. Если он притесняет, то пусть запретит ему это, и это будет для него поддержкой. А если он угнетенный, то пусть поможет ему». Таким образом Пророк (мир ему и благословение) объясняет нам, чтобы мы не давали сатане ни малейшего шанса расколоть наши ряды, дабы не стать врагами друг другу и не потерять то милосердие, о котором он сказал: «Мусульмане подобны единому телу: если у него болит какой-то один орган, то болит и всё тело».

Далее в завещании Пророка (мир ему и благословение) говорится «…вы не отворачивайтесь друг от друга…». Это означает, что нельзя говорить что-либо за спиной братьев, клеветать и поносить их. В хадисе сказано: «Каждый понедельник и четверг поступки рабов представляют Аллаху, и прощает Аллах в эти дни всех, за исключением тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей, и тех, кто находится ссоре друг с другом. Всевышний говорит о них: «Оставьте этих двоих, пока они не помирятся»». В хадисе, приведённом ат-Табарани, говорится: «В серединную ночь месяца шабан Аллах обращает взор на Своих рабов и прощает всем, кроме лицемеров и тех, кто враждует». Далее Пророк (мир ему и благословение) говорит: «…и не гневайтесь, друг на друга…», т.е. не вызывайте друг в друге причин, приводящих к гневу и злобе. Гнев и ненависть запретны, если они не ради Аллаха. Если же гнев ради Аллаха, т.е. если он вызван неподчинением Аллаху, если совершается запретное, то такой гнев даже обязателен, и он из признаков совершенной веры! Об этом сказано в хадисе: «Кто полюбит ради Аллаха и возненавидит ради Аллаха, и даст ради Аллаха, лишит ради Аллаха, тот усовершенствовал свою веру». Однако из этого не следует, что можно унижать людей, совершивших грех. Необходимо только порицать и запрещать то, что противоречит Шариату. Али аль-Хаввас сказал: «Наша неприязнь к тем, к кому нам повелел проявлять её Аллах, является шариатской, a личная неприязнь является природной, но счастье первой, а не в последней неприязни».

Абдуль Кадыр аль-Гилани сказал: «Когда ты находишь в своём сердце неприязнь к кому-либо или любовь, то сверь его поступки с Кораном и сунной. Если эти поступки порицаемы в них, то ты прояви неприязнь к нему, а если они будут похвальными в них, то полюби его, чтобы любовь твоя и неприязнь не определялись твоей страстью, ведь Всевышний сказал: «И не следуй своей страсти, ибо она собьёт тебя с пути Аллаха». По словам аш-Шаарани: «сущность любви ради Аллаха заключается в том, чтобы она не увеличивалась от добра и не уменьшалась от грубости», т. е. наша лю­бовь всегда должна быть ради Аллаха, а не зависеть от материальных благ.

А имам аль-Газали говорил: «Кто возлюбит алима, или праведника, или человека, стремящегося к знаниям, поклонению или добру, то, поистине, он полюбил его ради Аллаха, и чем сильнее его любовь, тем больше награда и воздаяние». В своём призыве Пророк (мир ему и благословение) запрещает нам распро­странение сплетен, ибо они вносят в общество смуту и озлобляют людей. Сплетни относятся к тяжким грехам, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не войдёт в Рай сплетник». Абу аль-Хасан аш-Шазали сказал: «Если кто-то доносит до вас какие-то разговоры, затрагивающие вашу честь, то предостерегите его, даже если он ваш лучший друг, и скажите: «Если ты и сам веришь этому, то ты и тот, от кого ты это доносишь, одинаковы. Более того, ты хуже него, потому что не он, а ты донес до нас эти сплетни. А если ты убежден, что это ложь и что мы далеки от этого, то зачем доносить их до нас?» В этом завещании Пророк (мир ему и благословение) также запрещает нам зависть, требуя от нас не завидовать друг другу. За­висть относится к тяжким грехам и порицаема все­ми людьми. В одном из хадисов сказано, что зависть пожирает благие деяния завистника подобно огню, пожирающему дрова. Некоторые мусульманские бо­гословы считают, что нет ничего вреднее зависти, ибо она подвергает завистника пяти наказаниям: беско­нечной скорби, беде, за которую он не получит ни­какого вознаграждения, упрекам, гневу Господа и отсутствию Божьей помощи.

Рассказывают, что однажды сатана постучался в дверь Фараона.

– Кто там? – спросил он.

– Я, – ответил сатана. – Если бы ты был Богом, то ты бы знал, кто я.

– Войди, проклятый, – сказал Фараон.

Когда тот вошёл, Фараон спросил его:

Знаешь ли ты того, кто хуже нас с тобой?

Да, ответил сатана.

– Кто же он?

Завистник, сказал сатана, ибо зависть сделала меня таким.

Далее в завещании Пророк (мир ему и благословение) говорит: «…и будьте, о рабы Аллаха, братьями…», т.е. стремитесь к тому, что сделает вас братьями, сохраняя добрые отношения друг с другом. Аль-Куртуби сказал: «В сострадании и милосердии, в любви и равенстве, и в добром совете будьте как кровные братья»

Фудайл ибн Ияд сказал: «Проявлением истинного братства является почитание своего брата, ставшего бедным, после того, как он был богат». Умар передал слова Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, среди рабов Аллаха есть такие, кто не является пророками и шахидами, однако им будут завидовать ангелы и шахиды из-за их степени перед Аллахом». Сподвиж­ники спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение), кто же они. Он ответил, что это люди, которые полюбили друг друга ради Аллаха и которых не связывают родственные отношения и имущество. Их лица будут излучать свет. Они не будут страшиться тогда, когда остальные будут испытывать страх, и не будут опечалены тогда, когда другие будут в печали. Затем Пророк (мир ему и благословение) прочёл аят из Корана: «Поистине, приближённые рабы Аллаха (в Судный День) не будут испытывать страха и печали». И в конце своего завещания Пророк (мир ему и благословение) говорит: «И не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней». Это означает, что без допус­тимой по Шариату причины в течение трёх дней ссора является нежелательной, а более трёх дней – запрет­ной. Поскольку Пророк (мир ему и благословение) завершает своё завещание словами: «… но лучший из них тот, кто первым поприветствует другого, а тот, кто приветствует первым, раньше войдёт в Рай».

Надеюсь, что каждый, кто прочтёт это завещание Про­рока (мир ему и благословение), извлечёт пользу и будет стремиться быть пер­вым в Раю.
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *