19.03.2024

Часть 25. Преследования мусульман (часть 7)БИОГРАФИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА
(мир ему и благословение Аллаhа)
Часть 25

Преследования мусульман
(часть 7)

Среди тех, кто подвергся преследованиям из-за своей веры, была Хамама, мать Биляля, и Амир ибн Фухайра, которого пытали до тех пор, пока он не терял сознание[1]. Также пострадал от неверующих и Абу Фукайха, он был рабом Сафвана, сына Умайи ибн Халяфа[2].
 
Среди пострадавших была и женщина по имени Зунайра, которую пытали, пока она не теряла сознание, но вера ее только укреплялась[3].
 
Абу Джахль говорил: «Неужели вас не удивляет положение таких людей?! Если бы в том, что принес Мухаммад было бы хоть что-то хорошее, они не получили бы это раньше нас. Неужели вот эта Зунайра раньше нас получила бы наставление от Аллаха?!».
 
Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят суры «аль-Ахкаф»:
 

وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِلَّذِينَ آمَنُوا لَوْ كَانَ خَيْرًا مَّا سَبَقُونَا إِلَيْهِ ۚ وَإِذْ لَمْ يَهْتَدُوا بِهِ فَسَيَقُولُونَ هَـٰذَا إِفْكٌ قَدِيمٌ
 
Смысл: «Неверующие сказали о верующих: «Если бы это было благом, то они не опередили бы нас в этом». А раз они не приняли его (Корана) руководство, то говорят: «Это (Коран) — древняя выдумка»» (сура «аль-Ахкаф», аят 11).
 
Среди тех, кого купил и освободил Абу Бакр, была Умм ʼУнайс.[4] Она была рабыней рода бану Захра, и к ее пыткам причастен аль-Асвад ибн Абду-Ягус.
 
Язычники мучали и пытали огнем семью ʼАммара ибн Ясира: его самого, его брата, мать и отца. Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, проходя мимо, увидел их и сказал:
 
— Потерпите, семья Ясира! Поистине, вам обещан Рай! О Аллах, прости грехи семьи Ясира!
 
И действительно, спустя короткое время, муки родителей ʼАммара закончились: они умерли под пытками, да помилует их Всевышний Аллах!
 
Сам же ʼАммар подвергся таким жутким мучениям, что произнес под пыткой слова неверия. Абу Джахль велел изготовить металлический панцирь, который надевал на него в нестерпимо жаркие дни. И мусульмане начали говорить: «ʼАммар стал вероотступником». А Пророк, мир ему и благословение Аллаха ответил им: «ʼАммар наполнен верой от макушки до пят». И Всевышний Аллах подтвердил, что его случай является исключением в теме вероотступничества. Господь говорит в суре «ан-Нахль»:
 

مَن كَفَرَ بِاللَّـهِ مِن بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَـٰكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللَّـهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
 
Смысл: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, но не на тех, кого вынудили к этому, хотя в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (сура «ан-Нахль», аят 106).
 
И среди тех, кто принял муки ради Аллаха, был и Хаббаб ибн аль-Арат. Его взяли в плен в эпоху джахилии, и он стал рабом Умм Анмар. Хаббаб был кузнецом, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, еще до начала пророческой миссии выказывал ему симпатию. Когда же Аллах оказал Пророку такую необычайную милость, Хаббаб принял Ислам. Его хозяйка пытала его огнем, прикладывала к его спине раскаленное железо, требуя отречься от Ислама. Но вера Хаббаба только укреплялась от этого.
 
Однажды Хаббаб подошел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, когда тот лежал в тени Каабы, подложив под голову свернутый плащ. Хаббаб сказал:
 
— О Посланник Аллаха, не попросишь ли ты у Аллаха помощи для нас?
 
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тут же сел и лицо его покраснело. Он сказал:
 
— Среди тех, кто жил прежде вас, были люди, которым железными гребнями отрывали мясо от костей, которым ставили на голову пилу и распиливали ею голову на две части. Но это не могло заставить их отвернуться от истинной веры. Клянусь Аллахом, Он обязательно даст победу Исламу, и всадник, отправившись из Саны в Хадрамаут[5], будет бояться лишь Аллаха и нападения волка на своих овец!.[6]
 
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал это, когда мусульмане находились в таком бедственном положении, что мало кто мог даже в самых смелых мечтах представить, какое счастье и процветание их ожидает!
 
Это не могло быть ничем иным, кроме откровения от Аллаха. Затем Всевышний Аллах ниспослал эти аяты для укрепления решимости мусульман:
 

أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّـهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
 
Смысл: «Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»? Мы уже испытали тех, кто был до них. Аллах знает, кто  искренен, а кто лжет» (сура «аль-Анкабут», аяты 2 – 3).
 
[1] Амир ибн Фухайра был вольноотпущенником Туфайля ибн Абдулллаха (его также называют Туфайль ибн аль-Харис). Амир проявил необычайную стойкость: выдержал все мучения и не отрекся от истинной веры. Он сыграл важную роль при переселении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, и Абу Бакра в Медину, сопровождая их, прислуживая им в пути и помогая скрываться от преследователей. Затем участвовал в сражениях при Бадре и Ухуде. Пал шахидом в битве у колодца Маʼуна в четвертом году по хиджре в возрасте сорока лет.
 
[2] Абу Фукайха тоже стал жертвой бесчеловечных издевательств  Умаййи ибн Халяфа – он привязывал веревку к ноге раба, тащил его на ней в пустыню, там душил, пока Абу Фукайха не терял сознание. Его спас Абу Бакр ас-Сыддик, который однажды, проходя мимо, стал свидетелем пытки, выкупил Абу Фукайху и освободил.
 
[3] Она была одним из семи человек, которых выкупил и освободил Абу Бакр, да будет Аллах им доволен.
 
[4] В «Сире» Ибн Хишама она названа «Умм ʼУбайс».
 
[5] Сана – нынешняя столица Йемена. Хадрамаут – историческая область Йемена, находится примерно в 500 -700 км. от столицы.
 
[6] Привел аль-Бухари.


Часть 26

Преследования мусульман
(часть 8)

 

Среди тех, кто вытерпел ради Аллаха преследования язычников, был и Абу Бакр ас-Сыддик. Когда притеснения стали совсем невыносимыми, он решил переселиться из Мекки в Эфиопию. Выйдя в путь и дойдя до Барк аль-Гимад,[1] он встретил Ибн ад-Дуганну, предводителя могущественного племени аль-Карра, который спросил его:
 
— Куда держишь путь, Абу Бакр?
 
Он ответил:
 
— Мой народ изгнал меня. Я странствую по земле и поклоняюсь моему Господу.
 
Тогда Ибн ад-Дуганна сказал ему:

— Такие, как ты, Абу Бакр, не должны уходить. Ведь ты даешь работу беднякам, поддерживаешь родственные связи, помогаешь всем, оказываешь почет гостю. Я стану твоим покровителем. Возвращайся домой, и поклоняйся своему Господу там.
 
После этого они вместе отправились в Мекку. Ибн ад-Дуганна посетил всех влиятельных курайшитов, сказав каждому из них:
 
— Таких, как Абу Бакр, нельзя изгонять! Он дает заработок бедным, поддерживает родственные связи, всем помогает, оказывает почет гостю.
 
Курайшиты позволили Ибн ад-Дуганне взять Абу Бакра под свое покровительство, но с одним условием:
 
— Скажи Абу Бакру, пусть поклоняется своему Богу у себя дома. Там он может молиться, сколько пожелает, читать, что захочет. Но только пусть не вредит нам, занимаясь этим прилюдно, ведь мы боимся, что наши жены и дети попадут под его влияние и последуют за ним.
 
Ибн ад-Дуганна передал слова язычников Абу Бакру, и тот стал поклоняться Аллаху дома, не совершал намаз и не читал Коран на людях. Через некоторое время ему пришла в голову мысль построить у себя во дворе мечеть, где он совершал намаз и читал Коран открыто. Жены и дети язычников, увидев это, стали собираться и с изумлением наблюдать за ним. У Абу Бакра было мягкое сердце и, читая Коран, он всегда плакал.
 
Узнав об  этом, предводители курайшитов пришли в ужас. Они послали людей к Ибн ад-Дуганне, велев передать ему следующее:
 
— Мы позволили тебе взять Абу Бакра под свою защиту с условием, что он будет поклоняться своему Богу у себя дома, а он нарушил условие и построил мечеть во дворе, где у всех на виду молится и читает Коран! И мы боимся, что он собьет с пути истинного наших женщин и детей! Приди и скажи ему, что, если он хочет молиться и читать, что читает, то пусть делает это в доме, а если он откажется и продолжить делать это на людях, то пусть  вернет тебе твое обещание защищать его. Мы не хотим нарушать договор с тобой, но и допустить, чтобы Абу Бакр делал все это прилюдно, мы не можем.
 
Ибн ад-Дуганна пришел к Абу Бакру и сказал ему:
 
— Ты знаешь условия, на которых я обещал тебе свое покровительство. Так что либо выполняй эти условия, либо верни мне мое слово. Мне не нравится, что арабы говорят, что я дал обет защищать человека, который не считается с этим.
 
На это Абу Бакр ответил ему:
 
— Я возвращаю тебе твое слово. Я не нуждаюсь в твоей защите, ибо нахожусь под защитой Аллаха.[2]
 
После этого Абу Бакр перенес еще много тяжелейших испытаний.
 
В целом каждый из первых мусульман так или иначе пострадал от язычников, однако это лишь укрепило их веру. Они приняли Ислам не ради получения земных благ, Аллах дал им тауфик постичь истинную суть имана, что сделало все земные испытания для них легкими.
 
Когда же курайшиты-язычники осознали, что преследование мусульман не приносит желаемых результатов, наоборот, убежденность мусульман лишь крепнет, они собрали совет[3]. Утба ибн Рабиʼа из рода Абду-Шамса, сына Абду-Манафа, один из авторитетных предводителей курайшитов, сказал:
 
— О курайшиты! Давайте я пойду к Мухаммаду, поговорю с ним и предложу ему что-нибудь с условием, что он откажется распространять то, что распространяет.
 
Курайшиты в ответ сказали:
 
— Абуль-Валид, пойди и поговори с ним!
 
Утба пошел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, и застал его в мечети.
 
[1] Или «аль-Бирк». Местность примерно в 500 км. к югу от Мекки.
 
[2] Передал аль-Бухари.
 
[3] В других книгах по сире приводится объяснение, почему курайшиты-язычники собрали свой совет именно в этот момент: «После принятия Ислама двумя героями — Хамзой ибн Абдуль-Мутталибом и Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен ими Аллах, тучи над мусульманами стали немного рассеиваться. Язычники, опьянённые своей безнаказанностью, пытавшие и преследовавшие мусульман, стали осознавать, что к чему, и поняли, что будет благоразумнее заключить с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, соглашение, предложив ему что угодно в обмен на отказ от призыва к Исламу» («ар-Рахик аль-Махтум»).
Источник: Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *