ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки > СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

а) Духовное воспитание детей начинается в их семьях

Как уже было сказано выше, семья – это ядро человеческого общества. А самый драгоценный ее плод – это дитя, которое является зеркалом семьи и общества. Недаром социологи говорят:

«Общество формируется в тесной зависимости от того, как воспитывались в юности индивидуумы, являющиеся членами этого общества». (Самуэль Смилес, «Характер», с. 27)

Самой главной нашей обязанностью является воспитание поколения трудолюбивого, свободолюбивого, толерантного, шагающего в ногу со временем, уважительного и придерживающегося обычаев, традиций и веры своего народа. Несомненно, ответственность за воспитание положительных людей, которые будут составлять завтрашнее общество, лежит, прежде всего, на семье. Поэтому мне бы хотелось эту главу посвятить религиозному воспитанию детей в семье.

Как известно, дитя приходит в этот мир в семье. Первыми людьми, которых он видит, являются его мать и отец. При их поддержке и заботе он растет, подражая поведению, поступкам своих родителей. Ребенок подобен губке: он впитывает в себя буквально всё, увиденное им. Вскоре в нем, как в зеркале, найдет отражение всё, что он видел и слышал. Поэтому ребенка с самого раннего возраста необходимо обучать не только правильным, благим делам, но и учить познавать мир на собственных ошибках. Обучение усиливает веру ребенка в себя, вызывает желание изменить себя.

Человек – это существо, находящееся в процессе постоянного, непрерывного изменения. Поэтому обучение охватывает всю его жизнь, возникая из сути самого индивидуума. Одной из задач религиозного семейного воспитания является пробуждение сознания человека, а также развитие того, что в человеке неизменно и свято. (Карим Явуз, «Оценка религиозного воспитания в свете религиозной психологии и некоторые методические предложения», с. 183)

Фундамент личности ребенка закладывается в его духовной сфере. Психологи утверждают, что в ребенке есть неугасимое чувство любознательности в религиозной сфере и несокрушимая сила поиска.

«Сколько бы ни услышал ребенок, столько же ему хочется видеть и слышать еще». (То же произведение, с. 184). Поэтому вера для ребенка – это естественное его состояние. «Определенно следует развивать внутренние силы, заставляющие ребенка верить, путем его воспитания и обучения». (То же произведение, с. 184). И наш дорогой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) еще четырнадцать веков назад сказал:

«Каждый ребенок рождается мусульманином. Это потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Таджриди-Сарих, 2-ое издание, т. 4, с. 592)

Из этого совершенно очевидно, что влияние родителей на религиозное воспитание ребенка и на формирование его мировоззрения чрезвычайно велико.

б) Как следует осуществлять подход к религиозному наставлению?

Во время духовных наставлений родителям не следует забывать о психологических особенностях своего ребенка. Нельзя забывать и о том, что неправильный подход и метод – без учета уровня развития ребенка – не только не будут способствовать ориентированию его на путь истины, но даже напротив, могут вызвать у него обратную реакцию, подобно неправильно подобранному лекарству. Поэтому коротко напомним родителям об особенностях, присущих различным периодам развития ребенка, и о самих периодах.

Первый период развития ребенка начинается с момента его рождения. Проявляющиеся в большинстве случаев на втором году жизни попытки ребенка к самостоятельному хождению, его умение отличать одни предметы от других, развитие у него речи свидетельствуют о деятельности и развитии его умственных способностей. Зачатки характера ребенка начинают проявляться именно в этот период.

Второй период длится с трех до шестилетнего возраста. Это очень важный период дошкольного воспитания, когда тело и душа ребенка находятся в согласии.

Третий период включает в себя время до наступления половой зрелости (пубертатного возраста). (Саиме Инал Сави, «Первый религиозный семинар», с. 252-253). Очень важный период в обучении и воспитании детей – это период между семью и двенадцатью годами жизни ребенка. Согласно общему мнению современных педагогов и психологов, с семилетнего возраста у ребенка начинает развиваться способность различать, объяснять, выражать свои мысли. (Карим Явуз, «Религиозное чувство у ребенка и развитие у него суждений», с. 3). Недаром наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) еще четырнадцать столетий назад повелел:

«Когда вашему ребёнку исполнится семь лет, научите его молиться». (Кашфуль-Хафа, Аджлуни, т. 2, с. 169)

Для того чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходимо, чтобы он жил в духовной, религиозной атмосфере. Эту атмосферу должны создать его родители. Особенно важна тут роль и позиция матери. «Мусульманка должна знать, что вера означает превосходство духа над материей, что цель воспитания заключается в развитии духовной личности ребенка. Также ей следует понимать, что там, где есть человек, там должна быть любовь, и осознавать свою высокую ответственность за воспитание ребенка». (Саиме Инал Сави, «Религиозное воспитание в семье», с. 254).

Обучая ребенка религиозным правилам, всегда следует помнить о его возрасте и ни в коем случае не применять насилия по отношению к нему. Попытки насильно обучать ребенка без учета его эмоций, желания поиграть, его потребности в отдыхе не увенчаются успехом. Тем более, если родители захотят, чтобы их ребенок выполнял все религиозные предписания, которые сами не выполняют, то положительного результата не будет. От давления, нажима у ребенка возникает скука и пропадает интерес. Я знаю людей, которых в детстве отцы заставляли ходить в мечеть и которые убегали оттуда. Повзрослев, они вообще не посещают богослужения. Именно поэтому следует быть чрезвычайно осторожными и деликатными в подходе к религиозному воспитанию детей.

Лейтмотивом в духовном наставлении должна быть любовь, но не нажим. Невозможно как приобретение духовных ценностей, так и обретение психического здоровья детьми, выросшими в атмосфере, лишенной любви, понимания и поддержки со стороны взрослых. Только в сердечной обстановке, беря пример со своих родителей, ребенку будет гораздо легче развить свою личность и усвоить духовные приоритеты. Родители, не умеющие давать ни ласки, ни любви своему ребенку, не являющиеся образцом для подражания, не смогут дать и религиозного воспитания своему потомству. Только любовь делает людей добродетельными. (Аталай, «Психическое здоровье, моральные ценности и религиозное воспитание. Первый семинар по религиозному воспитанию в Турции», с. 213). Нельзя пренебрегать этим обстоятельством ни в коем случае.

Нельзя позволять себе говорить ребенку: «Если не вымоешь рук, то Аллах тебя накажет». Или же: «Если ты скажешь неправду, то у тебя отсохнет язык». Или: «Не поступай так, не то Аллах на тебя разгневается». А в некоторых семьях, где толком не знают, что правильно, а что ошибочно, прежде чем объяснить ребенку в нужной форме, что считается греховным поступком, начинают каждый неверный его поступок называть грехом. Так ребенок теряет истинные ориентиры и воспитывается в страхе перед любыми действиями. С точки зрения религиозного воспитания – это неверно. В такого рода наставлениях и внушениях взрослые пытаются представить Аллаха, словно служащего полиции, обеспечивающего порядок и дисциплину в доме. Это величайшая ошибка и заблуждение, ибо при таком подходе ребенок начинает воспринимать Аллаха не как Любящего, Прощающего, а как страшного, наказывающего Своих рабов за каждый их проступок тем, что сжигает их в пламени Ада, при каждом удобном случае.

Воспитанный в таком духе ребёнок становится беспокойным, переживающим чувство страха из-за боязни совершить какую-нибудь ошибку. В результате из такого ребёнка вырастает человек, который ощущает себя игрушкой, зажатой в угол своей судьбы. Он не может пользоваться свободой волеизъявления и не может нести никакой ответственности, поскольку он уверен в том, что все, плохое и хорошее, совершается помимо него, без его участия. Но это люди категоричные, лишенные гибкости и терпимости. Они считают всех, включая и себя, греховными. Они могут быть безжалостными, фанатичными как к самим себе, так и к другим людям. (Ибрахим Джанан, «Воспитание в Сунне Пророка Мухаммада», т. 5, с. 138).

Поэтому, рассказывая об Аллахе маленькому ребенку, надо больше говорить не о Гневе, а о любви Аллаха к людям. Им следует больше говорить о том, что Аллах доволен их хорошим поведением и хорошими поступками, о том, что Аллах будет заботиться о нас тем больше, чем больше мы будем Его любить и слушаться. Мы должны говорить детям, что все, что мы имеем, нам дал Всевышний Аллах. Что нам Аллах поможет во всех наших добрых и хороших делах. Только так нам удастся подготовить почву для здоровой, крепкой веры в Аллаха в сердце у маленького мусульманина, опирающейся на чувства любви и доверия.

Согласно проведенным исследованиям среди детей от трех до девяти лет, стремление к совершению намаза, соблюдению поста, благодарной молитве Аллаху после еды и совершению других видов поклонения Аллаху переходит к нашим детям от нас. Ребят нужно только приохотить, увлечь, но не принуждать совершать богослужения. (Доктор Хайрани, см. то же произведение, с. 127).

Рассказы, сказки, наставления очень влияют на духовную жизнь малышей. Я вспоминаю, как моя покойная матушка, когда мне было лет пять-семь, укладывала меня в постель, садилась у изголовья, и мы вдвоем произносили вот эту молитву, похожую на стихи:

Я лег в кроватку, мой Аллах, А утром встану, инша Аллах…

Вера моя – Ислам, книга моя – Коран,

А Пророк – Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям).

Ашхаду алля иляха илляллах, уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх.

Как было уже сказано ранее, роль матери в приобщении ребенка к религии очень велика. Поэтому мать должна обладать хотя бы минимумом знаний о религии, о нравственности. Мы говорили и о том, что линия поведения в семье влияет на становление личности ребенка: поступки, поведение членов семьи отражаются на ребенке и переходят к нему. Например, когда ребенок видит взаимопомощь членов семьи, ему легче приобрести привычку помогать людям. А это порождает чувство единения с людьми, облагораживает его отношения с ними. (Саиме Инал Сави, «Первый семинар по духовному воспитанию в Турции», с. 256).

Когда ребенок видит, что родители моют руки, чистят зубы до и после еды, а, приступая к еде, произносят «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного), то и они начинают совершать эти действия. Позже они узнают, что это является этикой Ислама.

Ребенок приобретает привычку молиться, также подражая членам семьи. Он вначале пристраивается к ним, вместе с ними встает, совершает поклоны. Однако с течением времени он узнает, что это форма совершения богослужения мусульман. Точно также ребенок проявляет живой интерес к священным дням и ночам, таким, например, как Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества), Ляйлятуль-Мирадж (Ночь вознесения), Маулид (день рождения Посланника Аллаха, саллаллаху алейхи уа саллям, к приготовлению пищи для разговения во время Рамадана, к праздникам и богослужениям, связанным с ними, к обмену подарками между членами семьи.

Все это приводит ребенка в волнение и восторг. Ребенок обдумывает всё увиденное им, часто задает вопросы. Пытается выяснить и понять суть происходящего. Родители должны рассказывать ему о значении и смысле мусульманских праздников в доступной для детей форме, с учетом их возраста и уровня развития. (Хайрани. См. то же произведение, с. 261).

Объяснения родителей должны быть простыми и сопровождаться конкретными реальными примерами, далекими от мифов, небылиц и выдумок, ибо в этом возрасте дети легко усваивают полученные знания. В противном же случае, если полученные знания не будут отражать действительности, в будущем у этих детей может возникнуть недоверие к религии. Поэтому следует быть чрезвычайно осторожными и внимательными.

В связи с этим, я хотел бы предложить вашему вниманию два примера. Когда Анасу (радыйаллаху анху) было лет семь-восемь, его отдали в обучение нашему Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям). Анас рассказывает следующее: «Однажды наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорит мне:

«Учись хранить тайну, доверенную тебе, старайся поступать так, чтобы тебе доверяли, ритуальное омовение (уду) совершай полностью и тщательно, выполняй пятикратные намазы, никогда не держи на сердце зла против кого бы то ни было». (Ибрахим Джанан, «Воспитание в Сунне Пророка», с. 138).

А Хасан (радыйаллаху анху) говорит, что в его детстве Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) давал ему следующие наставления:

«Оставь всё, что вызывает у тебя сомнения, держись того, что не вызывает сомнений. Ибо человеку приносит удовлетворение и покой только честность, прямота и правдивость. Ложь и сомнения пробуждают в человеке беспокойство».

Еще один пример. Рафии бин Амр рассказывает: «В детстве я сбивал камнями финики у одного ансара (ансары — коренные жители Медины, принявшие, мусульман совершивших хиджру из Мекки). Однажды он схватил меня и повел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям). Пророк Мухаммад спросил у меня:

– Дитя моё, зачем ты бросал камни в дерево?

– О Посланник Аллаха, я был голоден и хотел сбить финики.

Ты больше не сбивай финики с дерева, а бери и ешь те, что лежат под ним. Аллах не даст тебе умереть с голоду.

Затем Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) погладил меня по голове и помолился, сказав: «О мой Аллах, накорми его досыта». (Халис Айхан, «Духовное воспитание в семье. Духовный журнал», т. 10,
№ 114,115).

Эти хадисы демонстрируют нам весьма ценный метод воспитания детей. Наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) вначале справляется у ребенка, совершил или не совершил он проступок. Выяснив, что тот его совершил, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дает ребенку совет впредь так не поступать. Затем наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорит ребенку, как он должен поступать, прибегая к помощи Аллаха посредством своей молитвы. При этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) говорит ребенку, что Аллах станет любить его еще больше, если он будет вести себя подобным образом. Словом, наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) учит нас руководить поступками детей, сначала выслушав их и выяснив истину, затем, объяснив им, как следует поступать в тех или иных случаях. К тому же, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дает нам пример стимулирования у детей хорошего поведения. Ведь если они будут вести себя хорошо и обращаться к помощи Аллаха, к Его защите, то Аллах их полюбит еще больше.

Нельзя ни в коем случае предоставлять ребенка самому себе в вопросах религии. Без усилий со стороны родителей невозможно развивать и совершенствовать религиозное чувство, присущее ребенку от рождения. Точно так же, как мы, выяснив наклонность ребенка к математике, рисованию или к музыке, стараемся развивать в нем эту наклонность, мы должны, признав наличие у ребенка от рождения и религиозного чувства, трудиться над развитием и совершенствованием этого чувства. Если же мы этого не сделаем, то религиозное воспитание ребенка будет пущего на самотек. Ребенок, сам того не желая, может оказаться под посторонним влиянием и ступить на неправильный путь. (Хайрани, см. то же произведение, с. 269).

Семьи, понимая это, обязаны охранять своих детей от влияния некомпетентных, имеющих низкий уровень духовного развития людей.

в) Влияние богослужений на развитие ребенка

Если ребенок стал выполнять богослужения с охотой, то это начинает отражаться на его поведении и поступках. Например, прежде чем приступить к молитве, он совершает омовение. Он привыкает к тому, что следует быть аккуратным, чистить зубы и мыть руки. А необходимость совершать намаз в определенное время помогает ему стать дисциплинированным и учит действовать своевременно. Это предотвращает у него возникновение дурных привычек. Заучивание наизусть сур из Корана укрепляет память ребенка и повышает его стремление к учебе. Кроме того, обучение без принуждения совершению полезных, благих, красивых поступков вкупе с внушениями о том, что есть хорошо, а что – плохо, помогает ребенку развивать добродетельные качества личности.

Пост настолько сильно влияет на формирование характера ребенка, что трудно переоценить его значение. К примеру, ребенок, испытывая во время поста чувство жажды и голода, не притрагивается ни к пище, ни к воде, несмотря на то, что они находятся под рукой. Он дорастает до осознания того, что существует запрет до наступления определенного времени принимать пищу. Позже это вырабатывает у ребенка привычку не протягивать руку к тому, что ему не принадлежит по праву. Таким образом, он будет остерегаться совершать поступки против морали и закона, ибо в его сознании укрепился запрет на совершение противоправных действий.

Закят и милостыня развивают стремление к взаимопомощи. Ребенок осознанно станет спешить на помощь, в случае надобности, своим сверстникам. Он даже может начать давать милостыню нищим из своих карманных денег, урезая свои расходы.

Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.

Наши предки, столетиями оставаясь преданными национальным, религиозным и нравственным ценностям, сохранили религиозный уклад жизни в своих семьях. Исламские традиции и обычаи – крепкие родственные отношения, поддержка, взаимопомощь членов семьи – были всегда с ними. Так они сумели сохранить до наших дней основу мусульманской семьи. Мы также сможем с бóльшей уверенностью смотреть в будущее, если сохраним структуру семьи с её нравственными ценностями и сумеем воспитать наших детей в таком же духе.

Автор: Шейх Кемаледдин Эрдиль ат-Турки
Из книги: «Семейная педагогика в Исламе», стр. 61-69
islamdinr.ru


This post has been viewed 52 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru