ГНЕВ И ЕГО ПРИЧИНЫ
Знайте, о, мусульмане, что пробуждает гнев непонимание сути мироздания: есть только один Всевышний, Создатель всего происходящего во вселенной, а люди ошибочно полагают, что всякое их деяние сотворено ими самими. Нафс человека обладает двумя неотъемлемыми качествами, присущими ему с рождения: первое – страсть, второе – гнев.
Страсть порождает домогательство, похоть, алчность, долгие чаяния, любовь к мирской жизни и другие подобные им качества. А гнев порождает высокомерие, себялюбие, вражду, зависть, ненависть и другие подобные им скверные качества.
Однако именно страсть и гнев берегут человека.
Потому как страсть заставляет человека стремиться к тому, что приносит ему прибыль, а гнев ограждает человека от окружающих его опасностей. Поэтому полное избавление нафса от этих характерных его проявлений не приведёт человека к совершенству, напротив, укоренит в нём ущербность.
Но и преобладание этих двух качеств в душе непременно ей навредит, взрастив ущербность в разуме и вере (иман). Поэтому необходимо воспитывать человеческий нафс так, чтобы добиться соразмерности между этими двумя крайностями, – это и есть основная методика и суть суфийского пути, который исходит от Благословенного Ахмада (мир ему и благословение) (прим. одно из имён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Ведь, следуя этому пути, человеческий нафс замещает в себе порицаемые качества восхваляемыми: вместо страсти появляется любовь к Аллаху, на смену похоти приходит благочестие, а гнев перерастает в ревность по отношению к предписаниям Всевышнего. Такое происходит со всеми порицаемыми качествами нафса.
КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ НАШИМИ ПОСТУПКАМИ И СНАМИ?
Все деяния и духовные состояния человека сосредоточены в его нафсе и сердце, составляя суть внутреннего мира. Они проявляются в аль-Барзахе (Аль-Барзах — потусторонний, невидимый мир, где после смерти пребывают души верующих до наступления Судного Дня. – Ред.) в виде различных образов, которые могут исходить и от Божест венного Нура (света), и от мрака. Нужно уметь различать их происхождение. Есть несколько способов распознать эти образы.
Итак, если в человеке преобладает сильная любовь к Всевышнему Аллаху и стремление к Его довольству, то во сне это проявляется в виде славословия (тасбих), поминания Всевышнего (зикр), поклонения, покорности Создателю, справедливости, искренности, богобоязненности, а может быть и в образе приятных на вкус плодов (яблоко, виноград, тыква) или драгоценных камней, райских дев, слуг – то есть в виде красивых и возвышенных образов.
В случае же, если человек охвачен гордыней, то это находит своё отражение во снах в виде таких животных, как лев, тигр, гепард и других хищников.
А когда человек охвачен алчностью и скупостью, то это отображается в его снах в виде скорпионов, пауков и других тварей. Все эти образы человек может увидеть и во сне, и наяву.
Человек, вступивший на путь самосовершенствования (салик), на первых этапах борьбы со своим нафсом видит во сне себя противостоящим зверям, животным и насекомым огромных размеров. Но по мере работы человека над собой они уменьшаются и становятся ничтожно малы, подобно мухам и комарам.
Из этого следует, что необходимо бороться со своим нафсом, подавлять его путём постоянного самовоспитания, уничтожая сначала наиболее губительную его часть, и только потом приступать к устранению менее разрушительного.
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Источник: islam.ru