29.03.2024

КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ ОХВАТЫВАЕТ ГНЕВ?

Когда раба Всевышнего Аллаха охватывает состояние гнева, ему ни в коем случае нельзя выходить за рамки истины и справедливости, напротив, необходимо следовать указанию Пророка (мир ему и благословение): «Если один из вас начинает гневаться, то пусть он хранит молчание».

Гневающемуся необходимо совершить малое ритуальное омовение, ибо гнев подобен огню, а вода способна погасить его, на это также указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Человек, которым начинает овладевать ярость, должен остерегаться того, чтобы это состояние не подтолкнуло его к порицаемому. Ведь подобное может привести к печальным последствиям, к нарушению границ истины и справедливости.

И пусть он помнит слова Пророка (мир ему и благословение): «Есть три качества, которые спасают человека, и столько же качеств, которые влекут за собой погибель. Спасающие – это богобоязненность скрытая и явная (то есть среди людей и в одиночестве); следование слову истины, как в состоянии умиротворенности, так и в гневе, а также умеренность и в богатстве, и в бедности. Губящие же качества – это скупость, которой человек подчиняется; страсть, за которой он следует, и восхищение своим мнением» (по другой версии «восхищение самим собой»).

Подытоживая вышесказанное, отметим, что рабам Аллаха необходимо формировать свой нрав в соответствии с нравами Всевышнего. Об этом также сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Перенимайте нравы Аллаха». Подобно тому как Всевышний Аллах не гневается ради Себя, так и человеку не следует гневаться и мстить ради себя самого. Так, если бы Всевышний Создатель гневался бы ради Себя, то тогда Он в одно мгновение погубил бы все творения.

 

ХУЛА ХУЖЕ, ЧЕМ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

 

1.Сущность хулы и сплетен

Знай, да одарит Аллах тебя Своей помощью, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хула (гиба) – это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится». Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а если то, что я говорю, действительно есть в человеке?», он ответил: «Если то, что ты говоришь, присуще ему, то ты совершил хулу, а если оное отсутствует в нём, то ты возвёл на человека клевету». (Клевета, наговор или поклёп (бухтан) – это великий грех, который по своей тяжести хуже, чем хула (гиба)).

Что же касается сплетен (намима), то это распространение информации между людьми, вызывающей смуту и раздор. Пречистый шариат строго запретил сплетни, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Наиболее ненавистные из вас Всемогущему и Великому Аллаху те, кто распространяют сплетни, тем самым вносят раздор и смуту (фитна) среди людей».

2. Опасность хулы и сплетен

Поистине, хула и сплетни – порицаемые качества. Это духовная скверна, при наличии которой человеку невозможно приблизиться к Всевышнему Аллаху, подобно тому как невозможно приблизиться к Нему при наличии физической нечистоты в совершении поклонения. И чтобы обрести спасение и довольство Аллаха, мюриду, вступившему на путь познания Господа, крайне необходимо избавиться от порицаемых качеств.

Об этом Всевышний Аллах сказал: (смысл)

«Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Поистине, хула и сплетни – это одно из самых опасных препятствий, которое не даёт мюриду достичь довольство Всевышнего Аллаха. Учёные-богословы обращают особое внимание на то, что хула, замечание недостатков людей и унижение их достоинства вызовет гнев Создателя на мюрида, делая все деяния раба тщетными.

Именно поэтому наставники тариката (муршиды) предостерегают от распространения слухов о проступках своих братьев. Ведь, возможно, что совершённый мюридом осуждаемый проступок был предопределён Всевышним Аллахом для того, чтобы заполнить брешь в религии этого раба, возникшую из-за самодовольства или высокомерия. И, быть может, благодаря искреннему покаянию в содеянном мюрид достигнет совершенства.

Это подтверждают и слова Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа):

«Ослушание, которое привело к смиренности и состоянию надломленности нафса, лучше, чем поклонение, вызывающее у человека чувства горделивости и высокомерия».

3.Высказывания о хуле и сплетнях

От приближённых рабов Аллаха до нас дошли ценные высказывания, предостерегающие и разъясняющие мюриду весь вред, опасность и мерзость хулы. Вот некоторые из этих высказываний, дабы беспечный опомнился, а невежественный знал:

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Из всего вреда человеку достаточно будет уже того, что он презирает и унижает своего брата по вере. Потому как мусульманин является неприкосновенным: его кровь, имущество и честь!».

2. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь хулы, воистину, она хуже прелюбодеяния (зина). Ведь человек, совершивший прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Аллах, Пречист Он и Велик, может принять его раскаяние. А что касается сплетника, то Аллах не простит его до тех пор, пока не простит тот, кого он порицал».

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сплетник не войдёт в Рай».

4. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?». Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

5. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить правду о бессовестном человеке (открыто предающемся большим грехам) не является злословием».

6. Он также говорил: «Сказать правду о нечестивце (явно совершающем тяжкие грехи) не является хулой».

7. Один из праведников отмечал: «Тот, кто возводит хулу на людей, подобен тому, кто установил катапульту и разбрасывает посредством неё свои благие дела на запад и восток».

8. У Суфьяна ас-Саври (да будет доволен им Аллах) спросили о смысле хадиса Пророка (мир ему и благословение): «Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Он разъяснил эти слова следующим образом: «Это те, кто позволяют себе возводить хулу на других людей, тем самым поедая их плоть».

9. Хасану аль-Басри (да будет свята его душа) сообщили: «Некто из людей плохо отзывался о тебе». Тогда праведник отправил хулителю поднос со сладостями, передав следующие слова: «Мне стало известно, что ты подарил мне свои хорошие деяния, поэтому я решил отблагодарить тебя тем, чем смог».

10. Когда при Ибн Мубараке (да будет свята его душа) упомянули о хуле, то он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше всех заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

11. Имам Ибн Атаиллах (да будет свята его душа) сказал: «Если ты хочешь испытать разум человека, то обрати внимание на то, как он поведёт себя при упоминании кого-либо. Так, если обнаружишь, что его привлекают недостатки, о которых он говорит примерно так: «Да оставь его, он сделал то-то и то-то плохое», то знай, что у такого человека отсутствуют знания и внутренний мир его погублен. Потому как верующий должен стараться сохранять честь своего брата по вере.

12. Один из арабских поэтов сказал:

«Быстро заживают раны от ножа,

А порез от слова – рана навсегда».

4.Как поступить если совершил хулу

Знайте, тому, кто совершил хулу необходимо прочесть суры «аль-Фатиха», «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» и отдать своё вознаграждение за прочитанное тому, кого он порицал. К одному из праведников во сне пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с подобным наставлением.

Праведник рассказывал: «Поистине, в Судный день человек встанет перед Всевышним Аллахом с грехом за хулу и вознаграждением за чтение этих сур и мы надеемся, что это вознаграждение и станет неким возмещением за содеянное».

Мудрому человеку не следует расстраиваться из-за возведённой на него хулы. Ведь тому, кто стал объектом хулы, Аллах прощает половину его грехов.

Мюриду не подобает дружить с теми, кто хвалит свои деяния и при этом порицает суфиев. Воистину, нафс и внутренний мир таких людей погублены, так об этом говорили праведные люди.

Да и вообще, ставшему свидетелем возведения хулы в адрес отсутствующего брата по вере, нельзя оставаться равнодушным. Напротив, необходимо поддержать и защитить порицаемого людьми человека, потому что в этом случае молчание – это тоже унижение брата-мусульманина. Ведь одной из основных обязанностей мусульманина является защита брата по вере от сплетен и хулы.

Яхъя бин Муаз ар-Рази (да будет свята его душа) сказал: «Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай, и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай».

Рассказывают, что однажды Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) пришёл по приглашению людей на угощение и там услышал, как некто из гостей сказал об одном из приглашённых такие слова: «Он тучный человек и поэтому идёт медленно». Услышав это, Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) тут же покинул этот дом и три дня ничего не ел. По истечении времени он сказал: «Я никогда не присутствую там, где кто-то позволяет себе хулить верующего».

В другой же раз Ибн Адхам (да будет свята его душа) сам пригласил людей к себе в гости. И когда все приступили к трапезе, то некоторые приглашённые начали кого-то хулить. Тогда Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) сказал: «Народы, которые жили до нас, сначала ели хлеб, а потом мясо. Что же касается вас, то вы сначала едите мясо (В Коране Всевышний Аллах уподобил занимающегося хулой поедающему плоть своего брата, указывая на мерзость этого греха. Это и подразумевает Ибрахим ибн Адхам – Ред.) и только потом хлеб». После чего он отказался принимать пищу вместе с ними.

Одной из добрых традиций всех праведников было отвечать за братьев по вере, если они становились объектом хулы. Стремящиеся к довольству Аллаха не допускали никаких упрёков в адрес братьев по вере до тех пор, пока находили хоть какое-нибудь оправдание их поступкам. К примеру, если кто-то говорил в адрес ученых-богословов или суфиев такие слова: «Какой же он горделивый человек! Никогда ни на одно торжество не принимает приглашения, даже на свадьбу!», праведники оправдывали это так: «Поистине, он отказывается от приглашения только потому, что намерен принизить свой нафс или же из-за стеснения».

Обладатели счастья когда видят человека, совершающего предосудительный поступок, то они выражают внешне несогласие с ним, тогда как сердцем они обращаются к Аллаху с мольбой о нём.

Несчастные люди, в таких случаях из-за злорадства своего осуждают оступившегося человека, стараясь при этом запятнать его честь. А верующий наставляет своего брата по вере в уединении и делает это так, чтобы другие не слышали, продолжая скрывать его недостатки от людей. И никак иначе.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *