ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов, Светочи Уммы > «БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ». УРОК 27, 28

«БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ». УРОК 27, 28

СЕМЬ ТИПОВ СТЫДЛИВОСТИ, ЕЕ ВАЖНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

Знайте, что лексическое значение слова «хая» – это застенчивость и смущение души от осознания предосудительности поступка. А в суфийской терминологии «хая» – это смущение, стеснение сердца.

Сущность стыдливости

Имам суфиев Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) дал стыдливости следующее определение: «Это осознание благ Всевышнего, а также признание своей нерадивости в поклонении, благодаря чему и возникает такое состояние, как стыдливость. К тому же стыдливость – это ещё и отказ от притязаний на то, что ты выполняешь все обязанности перед Всевышним».

Стыдливость бывает нескольких типов:

1. Стыд из-за ослушания.

Рассказывают, что когда пророк Адам (мир ему) съел запретный плод, то стал бегать в Раю. Тогда Всевышний Аллах спросил его: «Ты делаешь это, желая убежать от Меня?». Адам (мир ему) ответил: «Нет, из-за стыда перед Тобой».

2. Стыд из-за своей нерадивости и упущений.

Так ангелы обращаются к Аллаху: «Мы не поклонялисьТебе достойным образом».

3. Стыд из-за возвеличивания.

Подобно ангелу Исрафилю, который накрыл себя крыльями, стыдясь Всевышнего Аллаха.

4. Стыд из-за благородства.

После женитьбы на Зайнаб Пророк ﷺ организовал свадебное угощение, на котором сподвижники засиделись до поздней ночи, а ему было стыдно попросить их уйти. Именно тогда и был ниспослан следующий аят (смысл):

«О уверовавшие! Не входите в дом Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, и не приходите к нему с тем, чтобы дожидаться её. Однако входите в его дом тогда, когда вас пригласят, а когда же поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры ради забавы. Ведь такое поведение может стеснить, навредить Пророку (мир ему и благословение), и он будет стесняться сказать об этом вам, но Аллах не стыдится истины…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).

Этот аят указывает на то, что необходимо проявлять учтивость и уважение по отношению к Пророку (мир ему и благословение), ведь посещение Посланника Аллаха (мир ему и благословение)требует особой этики и выбора подходящего времени. В этом аяте говорится, что угощение становится разрешенным только после приглашения. То есть, когда вам разрешат входить в дом Пророка (мир ему и благословение)и пригласят к трапезе, то заходите в его (мир ему и благословение)дом с пристойностью, соблюдая необходимые требования и нормы шариата по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ.

В книге «Ат-Тавила ан-наджмийя» сказано: «Когда вы исполните всё необходимое для вас, то выходите, не проявляя небрежность. И пусть же благой нрав Пророка ﷺ не помешает вам проявлять учтивость по отношению к Посланнику ﷺ, а его чувство сильной застенчивости пусть не подтолкнёт вас на обременение Посланника Господа ﷺ. Вероятно, благонравие Пророка ﷺ побудило пришедших к нему в гости нарушить такт по отношению к Божьему Посланнику ﷺ. Вот поэтому Всевышний и ниспослал указанный аят».

Говорят, что обязанностью разумного человека, который посещает уважаемых людей, является немногословность и быстрый уход, а признаком глупца – пребывание в гостях больше необходимого и несвоевременный, неуместный приход.

О стыде из-за благородства Всевышний сказал (смысл): «И к нему подошла стеснительной поступью одна из двух» (сура «Аль-Касас», аят 25).

В этом аяте речь идёт о стыдливости одной из двух дочерей пророка Шуайба (мир ему) в отношении пророка Мусы (мир ему), потому как та звала его в гости и стеснялась того, что Муса (мир ему) не ответит на её приглашение. А ведь стыдливость – это обязательное качество для принимающего у себя гостей. Такой стыд тоже относится к стыду из-за благородства.

5. Стыд из-за благопристойности.

Али ибн Абу Талиб (да будет Господь доволен им), будучи мужем Фатимы, дочери Пророка ﷺ, из-за своей стыдливости не смог задать Посланнику Всевышнего ﷺ вопрос, касающийся решения шариата относительно выделений из полового органа при возбуждении, и попросил об этом Микдада ибн аль-Асвада (да будет Господь доволен им).

6. Стыд из-за бессилия.

Однажды пророк Муса (мир ему) обратился к Богу со словами: «Воистину, когда уменя возникает какая-либо мирская нужда, то мнестыдно просить у Тебя что-либо, о Господь!». И тогда Всевышний сказал: «Проси у Меня и соль длятеста, и даже корм для овец».

7. Стыд Пречистого Господа, выражающийся в милости.

Когда раб перейдет через мост Сират, ему вручат запечатанное письмо, в котором будет написано: «Ты сделал то, что сделал, но Мне стыдно позорить тебя, выявляя твои деяния. Так ступай же в Рай, поистине, Я простил тебя!».

Пророк ﷺ так разъяснил сущность стыда: «О люди, стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью!». Люди ответили: «Поистине, мы стыдимся Аллаха, о Пророк! И хвала Ему – Всевышнему Аллаху!».

Пророк ﷺ промолвил: «Одно только произнесение этих слов не является истинной стыдливостью. Так пусть же тот, кто стыдится Всевышнего Аллаха истинной стыдливостью, оберегает свою голову и все её составляющие: глаза, уши, язык и так далее – а также своё чрево и то, что связано с ним: сердце, ноги, руки, половые органы и так далее. И пусть истинно стыдящийся часто вспоминает о смерти и тленности своего тела. А кто предпочтёт земной жизни вечную жизнь, тот поступит так, как истинно стыдящийся Всевышнего Аллаха».

Один мудрец сказал: «Оживляйте свой стыд, пребывая рядом с теми, кого стыдятся».

 

СТЫДЛИВОСТЬ ИСХОДИТ ОТ ВЕРЫ. УРОК 28

Одним из основных условий, необходимых для мюрида, является постоянное жжение сердца от стыда из-за упущений в выполнении обязательств перед Аллахом. Фудайль ибн Ияд (да будет свята его душа) сказал: «Есть пять признаков несчастья человека: чёрствость сердца, сухость глаз (из-за отсутствия страха перед Всевышним человек не проливает слёз), а также бесстыдство, стремление к мирским благам и надежда на долгую жизнь».

Мудрецы также сказали, что когда человека покидают чувства благоговения и стыда, то в нём не остается никаких благ. Степень стыда раба перед Всевышним Аллахом, соразмерна его вере и отрешенности от мирской жизни.

Великие праведники отмечали: «Стыдливость и утешение (унс*) стучатся в сердце человека, и если они находят в нем отрешенность от мирского (зухд) и набожность (вара**), то поселяются там, в противном случае – покидают его вовсе».

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Она возжелала его, и он возжелал бы её, если бы прежде не увидел знамение от Господа своего» (сура «Юсуф», аят 24). Относительно этого знамения сказано: Зулейха бросила одежду на идола, который стоял в углу комнаты. Увидев это, Юсуф (мир ему) спросил её: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Я стесняюсь совершить грех перед ним». Тогда Юсуф (мир ему) сказал: «Мне больше подобает стыдиться Всевышнего Аллаха, чем тебе этого истукана».

Примеры проявления стыдливости суфиев.

Из жизнеописаний прежних праведников до нас дошло много великих примеров их стыдливости перед Всевышним Аллахом, которые исходили от них естественным образом и без притворства. Некоторые из праведников из-за своего стыда перед Всевышним Аллахом не могли входить в мечеть, дом Аллаха, после какого-либо ослушания Всевышнего.

Однажды люди увидели человека, совершающего намаз вне мечети. Когда они его спросили: «Почему не заходишь в мечеть для совершения намаза?», он ответил: «Мне стыдно перед Аллахом заходить в Его дом, ибо я ослушался Его».

Среди подобных праведников были и такие, кому было стыдно бояться кого-либо помимо Всевышнего. Один из них рассказывает: «Однажды ночью мы шли по густому лесу и наткнулись на спящего человека, рядом с которым паслась его лошадь. Мы разбудили его и спросили: «Не боишься ли ты спать в таком опасном месте, ведь здесь водится много хищников?». Этот человек поднял голову и ответил: «Мне стыдно перед Аллахом бояться кого-либо, кроме Него», и, отвернувшись, снова уснул.

Абу Бакр аль-Варрак сказал: «Иногда я совершаю два ракаата намаза и покидаю место молитвы, стыдясь будто я что-то украл».

Стыд Аллаха за Своего раба

Знайте, что Всевышний Аллах стыдится Своих рабов. В Таврате (Тора) написано: «Стыдись совершать греховное, поистине, Мне стыдно наказывать тебя».

В одной из божественных книг также сказано: «Мой раб несправедлив ко Мне: когда он просит Меня, то Мне стыдно ему отказать, когда ослушивается Меня, то даже не стыдится Меня».

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Поистине, Аллах самый стыдливый и самый щедрый, и когда Его раб поднимает руки в мольбе, прося чего-либо, то Всевышнему Аллаху стыдно не отвечать на эту мольбу».

* Любовь и чувство сладости и утешения в поминании Всевышнего. – Ред.

** Скурпулезность в соблюдении предписаний религии даже в мелочах, избегание дозволенного из-за страха впасть в сомнительное. – Ред.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru


This post has been viewed 59 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Светочи Уммы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2022 — Madrasah2.ru