23.04.2024

БЛАГОНРАВИЕ — ОСНОВА РЕЛИГИИ

Знайте, основой религии являются благие нравы, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан, дабы их усовершенствовать. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я послан для усовершенствования благих нравов».

Сущность благих нравов заключается в том, чтобы человек был лёгким, деликатным и мягким со своими домочадцами, прислугой и всеми мусульманами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обитатели Рая – это люди мягкие, легкие и близкие по отношению к другим, а обитатели Ада – суровые и жестокие». Тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а как определить жестоких людей?». На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это люди, проявляющие суровость по отношению к домочадцам, друзьям и родственникам».

Наш великий Господь сказал (смысл): «И говорите людям приятное» (сура «Аль-Бакара», аят 83).

Также Всевышний сказал (смысл): «Скажи, о Пророк, Моим рабам, чтобы они вели свои речи наилучшим образом» (сура «Аль-Исра», аят 53).

А наилучшее вбирает в себя всё самое благое и приятное. В отношении других проявляй те качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, хорошие слова, благие и красивые поступки. А скверных речей, непристойных слов и дурных деяний старайся избегать и не совершай их по отношению к другим. Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим рабам Аллаха, ты должен помнить о том, что Всевышний воздаст тебе тем же, Всемогущ Аллах и Превелик. Знайте, что подобное воздаяние – есть самое соответствующее. То есть тот, кто будет для рабов Аллаха Раем, милостью и прохладной тенью, в которой отдыхают люди, получит соответствующее воздаяние от Всевышнего Аллаха. Ведь тот, кто оказал почёт рабу в знак уважения к его господину (саййид), тот на самом деле возвеличил самого господина.

Поэтому в хадисе от Всевышнего Аллаха говорится, что в Судный день Господь скажет Своему рабу: «Я испытывал голод, а ты не накормил Меня. Я просил тебя утолить Мою жажду, но ты не напоил Меня. Я был болен, а ты не навестил Меня». На что раб ответит: «Как же Ты можешь испытывать голод, в то время как Ты – Господь всех миров?! Как же Ты можешь болеть, будучи Господом всех миров?! Как же Ты можешь просить утолить жажду, в то время как Ты – Господь всех миров, Который и содержит их всех?!». Тогда Творец, пречист Он и Свят, разъяснит: «Поистине, болел Мой такой-то раб, и если бы ты навестил его, то обнаружил бы Меня возле него. Мой такой-то раб испытывал голод, если бы ты накормил его, то нашёл бы у Меня отданное ему. 

Такой-то Мой раб просил тебя утолить его жажду, если бы ты напоил его, то и это ты нашёл бы у Меня». То есть Свои слова Всевышний Аллах разъяснил Сам: «Я испытывал голод, Я болел, Я просил у тебя утолить Свою жажду» следующими выражениями: «Мой такой-то раб испытывал голод, Мой такой-то раб заболел, Мой такой-то раб просил у тебя утолить его жажду».

Благонравие приносит пользу своему обладателю в обоих мирах, об этом повествуется в хадисе об Абу Талибе. Однажды Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Абу Талиб ведь оберегал тебя и помогал тебе, принесёт ли это ему пользу на том свете?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, и если бы не я, то он оказался бы на самом нижнем уровне Ада».

Также рассказывают, что Абу Ляхаба видели во сне пьющим воду из своего большого пальца, а происходило это каждый раз в ночь на понедельник. И это благодаря тому, что Абу Ляхаб освободил свою рабыню в тот день, когда узнал от неё добрую весть о рождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Один из праведников сказал: «Кто из общины Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не смог увидеть его (мир ему и благословение), и искренне желает этого, тот пусть посмотрит на Коран. Ибо нет никакой разницы между взором, обращённым на Коран, и взором на любимого Пророка (мир ему и благословение). Коран подобен развернутому образу человека, имя которого Мухаммад (мир ему и благословение), сын Абдуллаха, сына Абдульмутталиба».

Другой праведник отмечал: «Кто желает созерцать Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пусть следует его Сунне, особенно в тех местах, где она предана забвению. Так как оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение) подобно оживлению самого Пророка (мир ему и благословение). И тот, кто оживил Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), подобен оживившему всё человечество, ибо Пророк (мир ему и благословение) вобрал в себя всё благое в совершенстве».

Также один из праведников сказал: «После того как Мухаммада (мир ему и благословение) послали пророком ко всему человечеству, для людей не осталось чего-либо неизвестного, касаемо дурных нравов, ибо Пророк (мир ему и благоловение) подробно разъяснил нам пути их происхождения». Это значит, что для человека не осталось ни малейшего повода для совершения дурного, так как Пророк (мир ему и благословение) разъяснил людям, что собой представляет благой и дурной нрав.

Учёные-богословы отмечали, что Всевышний Аллах предложил Пророку  (мир ему и благословение) ключи от всех земных благ, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не принял их. Тогда Творец вознёс Пророка (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса и показал ему всех ангелов, а также Рай. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил на всё это внимания. И Всевышний сказал (смысл): «Взор Пророка не отрывался от дозволенного и не переходил его границы» (сура «Ан-Наджм», аят 17). Он не смотрел налево и направо, и поэтому Всевышний сказал (смысл): «Поистине, ты обладатель великого нрава». Это означает, что ни беды, ни блага не могут заставить Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свернуть с истинного пути.

Известно, сколько невзгод и мучений перенёс Пророк (мир ему и благословение), проявляя терпение. Его благословенная голова была ранена, был сломан зуб, но, несмотря на это, он говорил: «О мой Господь, прости моему народу, ибо, поистине, он не ведает, что творит!» И в Судный День, когда каждый пророк будет переживать за себя, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет восклицать: «Моя община, моя община!».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *