28.03.2024

СУЩНОСТЬ ОТРЕШЕННОСТИ ОТ МИРСКОЙ ЖИЗНИ

Прежние праведники доподлинно осознали сущность отрешённости от мирского (зухд) и установили его различные степени. Рассказывают, что когда уАбуЯзида аль-Бастами (да будет свята его душа) спросили об аскетизме и о том, как он начал отрекаться от мирского имущества, великий праведник ответил: «У аскетизма нет какой-либо одной степени». А когда аль-Бастами (да будет свята душа) попросили разъяснить, что он имел ввиду, тот ответил: «Потому что я три дня был в аскетизме, а на четвёртый день вышел из него. В первый день я отрёкся от этого мира и всего, что есть в нём. На второй день я отрёкся от вечного мира и всего, что в нём. А на третий день я отрёкся от всего, кроме Всевышнего Аллаха».

Аскетизм не означает отсутствия у тебя мирского имущества. Однако смысл отречения в том, чтобы ты обладая мирскими благами не оставлял в сердце места для них.

Так понимали праведные предшественники сущность отречения от мирской жизни. Они говорили: «Омюрид, оставь для себя из мирского имущества столько, сколько будет достаточно для того, чтобы не пришлось тебе просить людей о чём-либо, но не переходи границ, отказываясь от мирского всецело».

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) говорил: «С нас взяли обет, чтобы мы не отрекались от мирского путём полного отказа. Наш аскетизм должен быть таким же, как и у истинно познавших рабов Всевышнего Аллаха. Мы должны стремиться направлять своё наполненное любовью сердце лишь к Господу нашему, и только потом брать какие-либо мирские блага. И всё это потому, что Всевышний Аллах оказал большую милость, подчинив нам всё, что находится на небесах и на земле. А если бы мы не нуждались в том, что на небесах и на земле, то не было бы смысла в оказании милости, подчиняющей нам все блага».

Праведники часто обращали внимание на то, что присутствие в сердце раба чего-либо из мирского, представляет опасность. Поэтому они проявляли невероятное усердие, чтобы предостеречь мюридов от последствий любви к мирскому. В качестве примера приведем несколько глубокомысленных высказываний праведников.

Абуль-Хасан Али ибн аль-Мазин (да будет свята его душа) сказал: «Если вы будете восхвалять какого-либо человека и станете считать его из числа особых праведников (сиддик.Человек, достигший высокой степени познания Всевышнего Аллаха. – Ред.), то для Аллаха это не будет значить ничего, пока в сердце этого человека будет хотя бы крупинка любви к мирскому. Клянусь Аллахом, ещё никто из вступивших в тарикат не впал в духовную погибель, за исключением тех, укого в душе осталась хоть какая-нибудь сладость кбогатству».

Шейх Аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Всевышний Аллах не возлюбит раба до тех пор, пока тот не возненавидит мирское и тех, кто занят погоней за ним, а также пока раб не отречётся от благ обоих миров, от любви к ним. Всевышний Аллах возненавидит каждого, кто возлюбил мирское. Поэтому мюрид обязанвыбросить мирское как из рук, так и из сердца».

Праведник Абу Раби аль-Васити (да будет свята его душа) сказал: «Я попросил Давуда (да будет свята его душа) сделать мне завещание, на что он ответил: «Соблюдай пост от мирского, а разговением своим сделай смерть. Беги от людей так, как убегал бы от диких зверей». Яхья ибн Мааз (да будет свята его душа) говорил: «Страшись всего, что предназначено не для тебя, а затем отрекись от того, что у тебя есть».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *