25.04.2024

ЧЕТЫРЕ РАЗНОВИДНОСТИ СМЕРТИ НАФСА (ЭГО)

Знайте, в борьбе человека против своего нафса заключено много благ. А в следовании и угождении желаниям нафса кроется  источник всех бед. В качестве довода достаточно привести единогласное мнение учёных и мудрецов всех времён: противостояние нафсу – ключ от всех благ, а основа всякого зла – покорное следование желаниям нафса. Помимо этого, учёные-богословы считают противодействие нафсу основой поклонения Аллаху, выделяя заклание нафса мечами противодействия как одну из важнейших задач тариката. Они говорят:

«Пусть нафс того, кто вступит на наш путь, вкусит четыре разновидности смерти: красную, чёрную, белую и зелёную».

Под красной смертью подразумевается противостояние нафсу и его желаниям, то есть борьба с соблазнами мирской жизни, а также борьба с иблисом (сатаной) и его помощниками. Сам цвет этой смерти указывает на страсти и их подавление, то есть кончину.

Чёрная же смерть – это умение переносить трудности и неудобства, причиняемые людьми, проявляя терпение.

При этом чёрный цвет чаще символизирует тяжесть и трудность, тогда как, например, белая смерть – голод. И в данном случае белизна смерти – это нур (свет), который вселяет голод в душу человека, в его внутренний мир.

А вот зелёная смерть – это ношение заплатанной, старой одежды и отказ от понравившихся красивых одеяний. И жизнь будто бы становится зелёной благодаря довольству малым в мирском имуществе.

Поистине, Всевышний Аллах предопределил переход бараката (благодати) от борьбы с нафсом к каждому Его рабу, который противостоял своим страстям и желаниям, даже если он не является мусульманином.

Рассказывают, что некий монах прославился в Египте своими знаниями о сокровенном. На это один мусульманский учёный сказал: «Его необходимо убить, покуда он не вверг мусульман в заблуждение». И, смазав свой нож ядом, направился к нему. Когда же учёный постучался в двери этого монаха, тот сказал ему: «О мусульманский ученый, брось нож!» Учёный, бросив нож, зашёл и спросил: «Как ты достиг этого?» На что монах ответил: «Благодаря противодействию своему нафсу». После этих слов учёный предложил: «Не примешь ли ты Ислам?» И услышал в ответ: «Да, я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха». Тогда учёный с удивлением спросил: «Что же побудило тебя принять Ислам?» На это монах ответил: «Я предложил нафсу принять Ислам, но он отказался. Тогда я поступил наоборот». Так этот человек получил великое благо именно в борьбе с нафсом.

Противодействие нафсу приносит плоды – озарение, раскрытие тайных знаний Всевышним (фатх) и принятие Аллахом. А соглашение с нафсом, потакание его страстям и совершение всего того, чего он хочет, приносит только унижение и отставание на пути познания Аллаха. Да убережёт Всевышний Аллах нас от этого!

Рассказывают, что Ибрахим ибн Шайбан (да будет свята его душа) говорил: «Долгое время я желал поест досыта чечевицы, но такой возможности мне не предоставлялось. И вот однажды, когда я был в Шаме, мне принесли миску чечевицы, и я поел досыта. Выйдя на улицу, я увидел висящие кувшины с какой-то жидкостью. Я подумал, что это был уксус. Меня спросили: «Чего смотришь? Это образцы вина, а вот и бочки с вином». Тогда я зашёл в погреб и стал крушить винные бочки, выливая их содержимое. А хозяин этой лавки решил, что я выливаю вино по приказу султана. Когда же ему стало известно истинное положение дел, то он отвёл меня к правителю Ибн Тулуну (Египетский правитель того времени), который повелел наказать меня двумястами ударами палкой и бросить в тюрьму. Я сидел в тюрьме, пока в этот город не прибыл мой наставник Абу Абдуллах аль-Магриби (да будет свята его душа), который и заступился за меня. Позже он спросил меня: «Что ты сделал?» На что я ответил: «Я захотел наесться досыта чечевицы и поел её, после чего меня наказали двумястами ударами палкой». На это шейх сказал мне: «Ты ещё легко отделался»».

Однажды человека, сидящего без какой-либо опоры в воздухе, спросили, как он достиг этого. На что он ответил: «Я отказался от желаний своего нафса и мне подчинили воздух».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *