29.03.2024

СУЩНОСТЬ ЗАВИСТИ И НЕНАВИСТИ, И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Сущность зависти (хасад) заключена в недовольстве тем, что Всевышний Аллах одарил кого-то каким-либо благом, и в желании, чтобы тот человек лишился этого блага. Что же касается ненависти (хикд), то в её основе лежит вражда, злоба и разрыв отношений с людьми. Завистник – это несправедливый и жестокий человек, который никого не щадит и не оставляет в покое.

Избранный Пророк Аллаха (мир ему и благословение) указал на то, что все грехи основываются на трёх качествах:

«Три причины являются основой любого греха, бойтесь и избегайте их.

Остерегайтесь высокомерия, воистину, именно оно толкнуло иблиса не подчиниться воле Господа и отказаться совершить земной поклон Адаму (мир ему).

Остерегайтесь искушения, воистину, именно оно побудило Адама (мир ему) вкусить плод с запретного дерева в Раю.

Остерегайтесь зависти, воистину, один из сыновей Адама (мир ему) Кабиль (Каин) из-за зависти убил своего брата Хабиля (Авеля)».

Известно, что Всевышний Аллах ниспослал откровение пророку Сулейману (мир ему), сыну Пророка Дауда (мир ему): «Никогда не возводи хулу на благочестивых рабов Моих и никогда не проявляй зависти к кому-либо из рабов Моих».

Также известно высказывание одного праведника: «Когда Всевышний Аллах пожелает натравить на раба безжалостного врага, то направляет к нему завистника, который не проявит к нему никакого милосердия».

Зависть убивает религию, уничтожая её воздействие на сердце человека, ибо порождает в нём мрак и завесу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, к вам подступили болезни прежних общин: зависть и ненависть. Они сбривают, но не волосы, а религию».

Поэтому один из арифунов (Ариф (мн. ч. – арифун) – праведник, достигший высокой степени в познании Всевышнего Аллаха. – Ред.) сказал: «Мольбы трёх категорий людей не будут приняты Всевышним: потребляющего запретное, возводящего напраслину и испытывающего ненависть или зависть».

Мудрость неприятия Создателем мольбы завистников кроется в том, что они проявляют своё недовольство в отношении удела, который Всевышний Аллах предопределил Своим рабам.

Как обходиться с завистником

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) разъяснили нам сущность завистника, указав на то, что это человек, которого невозможно ничем удовлетворить.  

Так, сподвижник Муавия (да будет доволен им Аллах) отметил: «Можно добиться расположения любого человека, за исключением завистника, ведь его удовлетворит лишь потеря человеком того блага, которым наделил его Всевышний Аллах».

Также передают, что имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) принадлежат следующие строки:

Есть надежда, что всякая вражда будет подавлена,

За исключением той, что исходит от завистника.

Мудрые люди наставляли нас не утруждать себя не прилагать усилий для достижения доброго отношения со стороны завистника, ибо это невозможно. Они говорили: «Не утомляй себя, стараясь добиться расположения завистника, ведь он никогда не примет твоего доброго отношения к нему. А если ты желаешь оказаться в безопасности от его вреда, то постарайся скрыть своё положение: не показывай ему своей радости и свои блага».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *