29.03.2024

ИБН ДАКИК АЛЬ-ИД

Шейхуль-Ислам Тукаюдин Абуфатх Мухаммад бин Али бин Вахб, известный как Ибн Дакик аль-Ид, родился в месяце Шабан 625-го года по Хиджре. Он родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Аравию для совершения хаджа.
Его родители были благочестивыми и праведными людьми. Отец его, Маждудин Абу л-Хасан Али, был в своё время известным учёным маликитского мазхаба. Мать его была дочерью известного учёного аль-Муктараха. Несомненно, большая заслуга в том, что Ибн Дакик стал известным во всём исламском мире учёным, принадлежит и его родителям.
В хадисе говорится: «Нет сомнения в том, что мольбы трёх человек будут приняты Аллахом : мольба угнетённого, мольба путника и мольба отца за ребёнка».
Приводят, что по прибытии в Мекку отец брал его на руки во время обхождения Каабы и обращался с мольбой к Аллаху , чтобы сын стал праведным учёным. И действительно, как и мечтал отец, сын его стал великим учёным.

Ибн Дакик рос в Египте, в городке Кус, что находится на берегу Нила. Он начал обучение наукам у своего отца и выучил наизусть Коран, а также изучил книги по фикху маликитского мазхаба, так как отец его был, как мы говорили, учёным маликитского мазхаба. Потом Ибн Дакик заинтересовался шафиитским мазхабом и начал изучать фикх шафиитского мазхаба у учёных своего города.

Говорят, два человека не насытятся: ищущий знания и ищущий мирское. Ибн Дакик был из числа тех, кто не мог насытиться знаниями. Дни и ночи он проводил за чтением книг и, как сообщают, каждую ночь читал один или два тома из трудов учёных.
Когда он нашёл многотомный труд по шафиитскому праву имама Рафии «Шарху ль-Кабир», то купил эту книгу за тысячи дирхамов и, пока не прочитал полностью, ограничивался лишь обязательными молитвами и всё внимание уделял чтению этой книги.
После того как Ибн Дакик обучился у учёных своего города, он отправился в Каир, так как Каир был одним из центров исламского мира и там можно было встретить крупных учёных Шариата.

Ибн Дакик обучался в Каире у Ибн Абдусалама, хафиза аль-Мунзирий и многих других великих учёных. Затем он отправился в Дамаск, а после в Аравию. Затем из Аравии он отправился в Александрию. Ибн Дакик преуспел в изучении наук, и вскоре его имя стало известно в исламском мире. Как признали его современники, а также учёные последующих веков, он достиг высочайшего уровня, которого достигали лишь единицы в его время, то есть уровня муджтахида.

Ибн Дакик преподавал в крупных научных центрах Египта и занимал должность судьи в Египте.

Ибн Аль-Имад в книге «Шазарату л-захаб» пишет, что Ибн Абдусалам говорил: «Египет гордится двумя людьми со своих окраин: Ибн Муниром из Александрии и Ибн Дакиком из Куса».

Аз-Захаби писал про него: «Верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и учёнейший муж Египта, предводитель, хафиз, образец для подражания, богобоязненный, учёный века – он был выдающимся учёным в двух мазхабах, разбирающимся в хадисоведении. Его книги стали известными…».

Ибн Касир писал про него: «Один из учёных своего времени. Более того – величайший, наиболее знающий, наиболее религиозный и богобоязненный из учёных своего времени… У него имеются книги, которые пользуются большой популярностью. Он преуспел во многих науках, особенно в хадисоведении. В этом он превзошёл своих современников, и со всех концов исламского мира к нему за знаниями держали путь ученики…».

Следующая цитата из книги Тажуддина Ас-Субки даёт наиболее полное представление о степени его учёности и духовности: «Все наши учёные шейхи были единодушны в том что Ибн Дакик является учёным – обновителем седьмого столетия, о котором говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение) , и что он – учитель своего времени в науках и религии».

Хадис, о котором упоминает Тажуддин ас-Субки, это хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать (обновлять) для них их религию!»

Вместе с тем он был очень скромным и богобоязненным человеком. Он говорил: «Я не сказал ни одного слова и не совершил ни одного поступка, прежде не продумав, как я отвечу за это в Судный день перед Аллахом ».

Один из учёных, в доме которого часто останавливался Ибн Дакик, рассказывает, что когда бы ни заглядывал к нему – находил гостя совершающим молитвы или размышляющим над вопросами религии. Он лишь на короткое время ложился после утреннего намаза, и ему этого вполне хватало. Говорят, более сорока лет он проводил ночи таким образом – в молитвах и размышлении.

Бывало так, что ночью в молитве он читал какой-либо аят из Корана и повторял этот аят до утра.

Ибн Дакик был из тех учёных, которые не ограничивались лишь знаниями текстов Шариата. Он понимал, что без искренности и чистоты не может быть истинного поклонения, и поэтому уделял большое внимание следованию пути праведников.
Имам Аль-Яфии в книге «Миратул-джинан ва ибратул-якзан» пишет: «Он имел хорошее мнение о шейхах и праведниках. Я слышал, что он посещал одного из шейхов, и когда подъезжал к его дому, то слезал с лошади, снимал чалму и заходил внутрь лишь в простенькой шапочке на голове. Однажды он пожаловался одному из суфиев по поводу посторонних мыслей во время молитвы – и тогда шейх сказал ему: «Отвратительно сердце, в котором присутствует что-либо, кроме Аллаха ». Когда при Ибн Дакике упомянули этого суфия, он сказал: «Он рядом со мной лучше, чем тысячи факихов».
Аль-Яфии приводит ещё одну интересную историю в этой книге: «Случилось так, что Ибн Дакик задолжал большие средства и не мог расплатиться с долгами. Он отправился к Ибн Абдузахиру – известному шейху, обладателю караматов, учёному, познавшему Аллаха . Когда он прибыл к шейху, тот накрыл стол, и среди угощений было блюдо под названием «саммит». Ибн Дакик никогда не ел такое блюдо, ибо оно обычно готовилось таким образом, что на нём оставались следы крови. И когда это блюдо положили перед ним, его ученик сказал: «О мой господин, это же саммит!» Ибн Дакик ответил, что это не то место. То есть не место, где допустимо порицание чего-либо. Этим он хотел сказать, что здесь нужно быть согласным с тем, что делает шейх, и нужно относиться к нему с почтением. И он поел это блюдо. После того как закончили с едой, последователи шейха принесли какой-то музыкальный инструмент – и ученик вновь говорит ему: «О господин, это же музыкальный инструмент!» Ибн Дакик ответил ему: «Замолчи, это не место, где подобает отвергать что-либо». После этого шейх прочитал один известный стих и сказал ему: «Нужда исполнена!» Ибн Дакик возвратился в Каир и нашёл, что все его долги оплачены. Оказывается, визирь поинтересовался им – и тогда ему сказали, что он отправился к шейху из-за долгов. И тогда визирь оплатил все его долги».

Ибн Дакик также посещал известного суфийского шейха Абул-Хасана аш-Шазали.
Джалалуддин ас-Суюти в книге «Тайду л-хакикати алияти ва ташйиду ат-тарикати аш-шазалияти» пишет: «Шейх Ибн Атаилла сказал в книге “Латаифул-минан”: «Я слышал, как Тукаюдин Ибн Дакик говорил: “Я не видел более знающего Аллаха учёного, чем Абул-Хасан аш-Шазали”».

Также Ас-Суюти в этой же книге пишет: «Шейха Абул-Хасана аш-Шазали посещали известные учёные, такие как Ибн Абдусалам и Ибн Дакик. И это вместе с тем, что Ибн Дакик критиковал приверженцев учения о единении и считал их сумасшедшими. Если бы он видел в речах Аш-Шазали хоть малую толику этого, то он был бы из числа первых, кто выступил против этого».

Тажуддин ас-Субки в книге «Табакату аш-шафииятиль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх Али аль-Хаджар, а он был из числа праведников, рассказывал, что шейх Абул-Абас аль-Мурси проходил мимо людей, которые толпились возле пекарни. Это было время, когда цены очень поднялись. Он пожалел этих людей и подумал про себя: «Если бы у меня были деньги, то я бы израсходовал их на этих людей». В этот момент он почувствовал тяжесть в кармане, протянул руку в карман и нашёл там несколько дирхамов. Он купил на эти деньги хлеб и раздал людям. Он уже собирался уходить, но пекарь окрикнул его. Оказалось, что монеты были фальшивыми. И тогда шейх подумал: «Пожалев тех людей, я противился воле Аллаха – и я раскаялся в этом!» Когда же он подошёл к пекарю, то обнаружилось, что монеты были подлинными».

После этого шейх посетил Ибн Дакика и рассказал о произошедшем. Ибн Дакик сказал: «О шейх, Вы – когда пожалеете кого-либо – впадаете в ересь, а мы – если не пожалеем – то впадаем в ересь».

Далее Ас-Субки так комментирует слова Ибн Дакика: «Вникни же в истинный смысл этих слов! Ибн Дакик указал, что суфию открывается сокровенное – и как же он будет проявлять жалость, тогда как всё происходящее имеет непостижимую для нас мудрость?! Если, допустим, узнали о грехе, который заслуживает наказания, то не подобает жалеть тех, кого подвергают наказанию. Всевышний говорит в Коране: «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них – высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха , если вы веруете в Аллаха и в Последний день». Что же касается учёного, знатока Шариата, то от него сокрыто сокровенное, и поэтому он жалеет. Этим словам можно было бы дать расширенное разъяснение, но эта книга не для этого – и поэтому остановимся на этом пояснении».

Данная история показывает полноту знаний Ибн Дакика. Сколько людей, услышав подобные истории, начинают порочить великих суфиев, тогда как действиям этих шейхов можно найти множество объяснений и оправданий!

Нужно быть очень осторожным в оценках, когда слышишь истории, которые ты не в состоянии понять. Есть большая опасность впасть в заблуждение по причине недостаточности знаний, дабы понять истинный смысл поступков приближённых к Аллаху . Самым правильным будет узнать мнение крупных учёных Шариата, таких как Ибн Дакик. Об этом же предупреждает и сам Ибн Дакик в своих книгах.
Ибн Дакик покинул этот мир 11 числа месяца Сафар 702-го года по Хиджре, в пятничный день, в возрасте 77 лет.

Материал:Абубакр Дациев
Источник:assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *