ГАБДЕННАСЫР КУРСАВИ
Габденнасыр Курсави (полное имя — Абуннасыр Габденнасыр ибн Ибрагим ибн Ярмухаммед ибн Иштиряк аль-Курсави тат. Абуннасыйр Габденнасыйр бин Ибрахим бин Ярмөхаммәд бин Иштирәк ал-Курсави) — татарский богослов, шейх Накшбандийского тариката, мыслитель и просветитель.
Родился в 1776 году в деревне Корса (на территории современного Арского района Республики Татарстан), в семье купца. Умер в 1812 году.
Мать: Михербан бинте, дочь Эмин ибн Мансура, родилась в деревне Максабаш. Отец: Ибрагим, скончался в 1791 году. Сестра: Мархаба, была женой Габдуллы ибн-Габдесаляма (Габдессэлам эл-Мэчкэрэви). Сестра с мужем жили в деревне Маскара (на территории современного Кукморского района Республики Татарстан).
…
Курсави родился, согласно Марджани, в селении Верхняя Макса, под Казанью (совр. д. Верхняя Масра в Арском р-не Республики Татарстан), откуда родом была его мать, либо, по мнению Р. Фахреддина и М. Рамзи, в близлежащем селении Курса (совр. рус. с. Верхняя Корса). Относительно года рождения источники также расходятся: около 1185/1771-1772г. или 1190 /1775-1776. Начальное образование Абу Наср получил в известном медресе, расположенном в селении Мечкере Малмыжского уезда (совр. рус. Маскара, пос. в Кукморском р-не Республики Татарстан). Первым учителем его был Мухаммедрахим б. Юсуф Ашыти-Мечкереви (ум. 1818). Заметив необыкновенные способности своего воспитанника, он предсказывал: «В этом ребенке имеются признаки истинного наставничества (рушд), и если ему суждена долгая жизнь, он станет обладателем совершенств (фазылят сахибе)». Юноша, отличавшийся пытливым умом, исключительной памятью, во многих вопросах не довольствовался поверхностными объяснениями учителя. После смерти отца в 1790 г. старший брат Курсави Габделхалик начал заниматься торговлей. По роду своей деятельности ему часто приходилось бывать в Бухаре, где он, подобно многим своим современникам, входит в круг общения с шейхом Нияз Кули Туркмени, посещает его собрания (меджлисы). Вероятно, брат со своей стороны также сыграл определенную роль в становлении взглядов юного Абу Насра. С завершением положенного срока сельского медресе для совершенствования познаний он отправляется в Бухару…
После возвращения на родину основал в деревне Корса медресе. Одновременно с преподаванием в последнем он занимал должность имам-хатиба…
УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Труды Курсави имеют важное значение в развитии передовой татарской общественной мысли. Среди его учеников было немало видных деятелей культуры, науки.
Мухаммедэмин ибн Сайфулла аль-Наласави—поэт и правовед, преподаватель персидского языка знаменитого Каирского университета аль-Азгар (Египет); скончался в Каире в 1833 г.
Нугман ибн Амир ас-Симени. После ухода Габденнасыра хазрета он работал мударрисом в Корсинском медресе, завершил работу над составлением «Коран тафсир» (Ко-ръэн тэфсире), начатую ещё его учителем Г. Курсави. Среди татар эта книга известна как «Ногмани тафсир» (Ногмани тэфсире).
Авторские рукописи этого труда хранились в деревне Маскара, затем в Касимове; позже были возвращены в Казань и переданы в фонды Государственного музея Республики Татарстан.
поэт Джамалетдин ибн Шамсутдин ас-Сабави (1780—1866)
Нигматулла ибн Биктимер аль-Эстерли (Тукаев, мударрис знаменитого Эстерлибашского медресе)
Хабибулла ибн Рафик аль-Надери
Фахрутдин ибн Хабибулла аль-Хаджи Тархани (поэт, акын)
Ахмед ибн Сагид аш-Шырданы
Надир ибн Исхак аль-Кушмани
Таиб ибн Заидкул аль-Верхурали
Зай-нулла ибн Ульмас аль-Калкани
Габдулла ибн Амирхан аль-Верхурали
Габдульмумин ибн Фаиз аль-Мшляви
Ахтям ибн Бикмухаммед аль-Йармунчави
Тимербек ибн Вильдан аль-Куганаки
Габдульгафур ибн Габдульмазид аль-Уфави и другие.
География происхождения учеников Курсави свидетельствует о том, что передовые взгляды и идеи ученого распространялись на огромной территории от Казани до Верхнеуральска и от Астрахани до Уфы. Деятельность Габденнасыра Курсави и его учеников создала основу для дальнейшего культурного роста татарского народа, для появления таких выдающихся личностей, как Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Хусаин Фаизханов и др.
ТРУДЫ
Ученый оставил богатое рукописное наследие. Большинство его трудов (они в основном написаны на арабском языке) пока не издано.
Из изданных произведений Габденнасыра Курсави известен его философский труд «Аль-иршад лиль гибад» (Возвращение невежественных людей на светлый (святой) путь). В нём изложена сущность суфизма, дается доказательство права человека на познание окружающего мира.
Из неизданных трудов ученого известны:
«Китабел-лава-их» (Книга известий)
«Шархи гакаид Насифия кадим» (Объяснение древнего Насифия—убеждения)
«Шархиль-гакаид ан-Насифия джадид» («Объяснение нового Насифия—убеждения»)
«Рисаляи исбател-сыйфат» (Сочинение доказательства свойств)
«Китабел-насаих» (Книга напутствий)
«Шархи мухтасарелманар» (Объяснение краткого путеводителя)
«Хафтияк шариф тафсири», написанный на тюркском языке.
Кроме того сохранились письма и записи Габденнасыра Курсави.
Вопросы деятельности, жизненного пути, а также богатое рукописное наследие ученого требуют глубокого и всестороннего изучения.
По материалам интернета