28.03.2024

МАХМУД АФАНДИ (къ.с.)

Великий шейх, кутбу, муршид Накшубандийского тариката Махмуд-афанди родился примерно в 1810 году в с. Алмало, ранее входившем в состав Дагестана (сейчас Алмало находится на территории Азербайджана). В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одаренностью и умом Махмуда-афанди.
Махмуд-афанди в молодые годы курил табак, но перед посещением своего шейха Юнуса-афанди он тщательно промывал рот и купался.
Однажды Байрамгаджи попросил шейха сделать дуа (просить у Всевышнего), чтобы Махмуд-афанди бросил курить. Тогда Юнус сказал ему: «О, мой сын Байрамгаджи, хоть я являюсь наставником Махмуда-афанди, но втайне он является моим наставником. Ты уважай его и не делай ничего, что может вызвать его недовольство».
ВилАятуль Сугра – это первая ступень в достижении уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди довел шейх Юнус-афанди. Шейх Юнус ему сказал: «Я тебя довел до моего уровня. Если найдешь другого шейха, более высокого уровня, ты иди к нему, стань под его воспитание, пока не приобретешь тот уровень, который предписан тебе».
После этого Махмуд-афанди встретился с Хашимом-афанди из Ямашани, и Хашим пригласил его к себе в гости. Махмуд-афанди шел к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: «Ты не дошел до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь достичь этого уровня, можешь стать под мое наставничество». Махмуд-афанди ответил: «Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен».
Махмуд-афанди говорил: «Я своими глазами наяву видел Пророка Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям), когда я был в Казани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу только глазом сердца. Я встретился с равхани Пророка Хизри (аляйхи уа саллям), и он научил меня зикру». Он был воспитанником равхани Пророка Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Также его воспитывали Юнус, будучи живым и после смерти, равхани имама Раббани, Мухаммада Ма’сума, Абдулкадыра Гелани, Халидшаха, Мухаммада Накшубандийского, т.е. Махмуд-афанди был увайси.
Махмуд-афанди не боялся никого кроме Аллаhа.
Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате. Он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду. Он говорил: «Со мной всегда находится Пророк (салляллаhу аляйхи ва саллм), С правой стороны от меня Халидшах, с левой стороны – Хаваджах Багаудин, вокруг меня шейхи, т.е. их души».
Однажды Махмуд-афанди со своими мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучила жажда. Махмуд-афанди спросил своих спутников, нет ли сосуды для воды. Кто-то вытащил сито, Махмуд-афанди взял его в руки и произнес: «С именем Всевышнего Аллаhа будет благословенным», – и велел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очереди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.
Махмуд-афанди мог делать таваджух (связь с сердцем) ста мюридам одновременно. Однажды он им сказал: «Вы будьте здесь, в мечети, поминая Всевышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух». Через некоторое время, когда Махмуд-афанди делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие крики.
Лицемеры придумывали про него ложные слухи. Однажды ночью он во сне увидел, что к нему подошли две черные собаки, которые стали кусаться. Проснувшись ночью же, он разбудил свою жену, отправил ее нанять фаэтон и сказал, что до рассвета он должен покинуть это село. На этом фаэтоне они отправились в сторону Астрахани. Когда они проезжали через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди начал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.
Однажды некий юноша из Астрахани, сын богатого человека, собрался в Хадж. По возвращении из Хаджа его отец пригласил много людей и устроил Мавлид. Среди приглашенных был и Махмуд-афанди. Юноша, побывавший в Хадже, увидев Махмуда-афанди, обнял его и расплакался. Все очень удивились этому. Когда его спросили, в чем дело, он рассказал: «Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришел этот человек, в этой же одежде, в этих же башмаках, и спас нас».
В своем завещании Махмуд-афанди, обращаясь к своим мюридам, сказал: «Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на ВСЕВЫШНЕГО, следуйте указаниям прежних, более праведных алимов, критически анализируйте желания и поступки своей души, следуйте Сунне, не тратьте бесполезно ни одного мгновения, будьте милосердными к людям, никому не вредите. Старайтесь поминать АЛЛАХА и тайно, и явно, не обманывайтесь преходящими благами этой жизни, наставляйте на правильный путь раскаявшихся.
Постоянно поминайте АЛЛАХА, отдаляйтесь от нововведений (бид’а), от таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, от грязных мыслей, от взгляда на запретных для вас женщин». Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди (да освятится имя его) пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.
После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 халифов с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы своей жизни Махмуд-афанди жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани и сегодня посещают многочисленные мюриды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *