ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ДУХОВНЫЙ МИР ИСЛАМА

НАСТАВЛЕНИЯ ИМАМА АЛЬ-ГАЗАЛИ СВОЕМУ УЧЕНИКУ

Часть первая

«Поистине в Судный день самое суровое наказание уготовано  ученому, не извлекшему пользы из знаний, дарованных ему Аллахом». (Хадис)

Один из учеников Худжатуль-Ислама Мухаммада бин Мухаммада бин Мухаммада аль-Газали (да освятит Аллах его сокровенную тайну) – годами утруждал себя приобретением знаний, и в результате в каждой из областей науки получил обширные знания. И однажды стал размышлять: «Поистине, я много трудился, изучая различные науки, но сейчас не знаю, какая из них сможет наставить меня на истинный путь,  станет руководством в Судный день. Не знаю, и какие из них бесполезные, чтобы постепенно прекратить их изучать, так как Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть Аллах защитит нас от знаний, не приносящих пользу». Эти мысли не оставляли его в покое до тех пор, пока он не написал своему шейху‐наставнику письмо, в котором попросил решения по данному и другим вопросам. Заодно он просил у Газали совета, и чтобы тот помолился за него (дуа).

Он писал: «О господин мой! В твоих многочисленных книгах, таких как «Ихяуль-улуму-ддин» («Воскрешение наук о вере»), «Кимияус-Саада» («Эликсир счастья»), «Джавахируль-Куран» («Драгоценности Корана»), «Мизануль-амаль» («Весы деяний»), «Аль-Кистасуль-Мустаким» («Истинные (точнейшие) весы»), «Мираджуль-Кудси» («Иерусалимское вознесение»), «Минхаджуль-Абидин» («Путь для поклоняющихся») и других, имеются ответы на мои вопросы. Однако мне трудно находить их в этих книгах. Прошу моего господина и учителя написать мне краткий конспект, который я бы мог читать каждый день и всегда поступать в соответствии с написанным в нем». В ответ на его просьбу шейх Газали (да будет доволен им Аллах) написал эту книгу и отправил ему. Ниже мы приводим его слова.

Ты знай, о дорогой сын и искренний друг, да продлит Аллах твою жизнь в повиновении Ему и следовании по пути дорогих Ему людей, что все советы предыдущих и последующих людей собраны в хадисах Господина Посланников (да благословит его Аллах и приветствует), потому что он – тот, которому были дарованы все изречения. Но каждый, давший наставления, начинает выдавать себя за знатока  хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если ты что‐то извлек для себя из наставлений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то зачем тебе мои советы? А если же ты ничего не получил из них, то скажи мне, какова польза от знаний, в приобретении которых ты напрасно провел свою жизнь?

О сын мой! Давать советы легко, труднее принять их и действовать в соответствии с ними, потому что вкус наставления для раба своих страстей горек. Особенно это касается тех, кто приобретает поверхностные знания, мастерство и т.п. для получения славы и высокого мирского положения. Причина – они приобретают знания, но не воплощают их в жизнь, им важно, чтобы про них говорили, что такой-то – уважаемый ученый. Это ошибочное убеждение – результат философского учения. Так как их цель –  знания, которые затем нигде не применяются. Эти так называемые ученые и не догадываются, что их знания станут свидетельствовать против них в Судный День. Они же пренебрегают словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине в Судный день самое суровое наказание уготовано  ученому, не извлекшему пользы из знаний, дарованных ему Аллахом».

Имамы Ахмад и Байхаки передали со слов Мансура ибн Зазани который говорил: «Известно, что на ученого (алима), не воспользовавшегося своими знаниями, обитатели Ада будут кричать из-за исходящего от него неприятного запаха,  будут возмущаться: «Чем ты занимался, о злой, мерзкий, зловредный человек?! Ты замучил нас своим зловонием. Разве тебе недостаточно, что мы и без того страдаем и мучаемся?» На что он им ответит: «Я был ученым, не применившим свои знания в жизни».

Рассказывают, что один из близких друзей Джунайда Багдади, к тому времени уже умершего, увидел его во сне и спросил у него: «Как Аллах поступил с тобой?» На что тот ответил: «Исчезли те указания и выражения, истлели те знания, пропали те знаки, оказались полезными только ракааты намазов, которые мы совершали поздно ночью»

 

Часть вторая

«Человеку воздастся только за его деяния»

О сын! Не будь человеком бездеятельным, довольствующимся лишь высокими и почетными званиями. Помни,  лишь одни знания не спасут тебя в Судный день, ты поймешь это на следующем примере.  На опытного, хорошо вооруженного воина напал лев. Разве само оружие защитит его ото льва? Ясно, что оружие ничем не поможет ему, если он не использует его. Так же и человеку, если он знает сто тысяч ответов на вопросы и не применит ни один из них, ты знаешь, такие знания не принесут никакой пользы.

Мы приведем и другой пример. Некий человек болеет, ослаб от жара и лихорадки, и он несомненно знает, что его исцелит подкисленный уксусом мед, однако он его не принимает. То есть его знания не помогут в исцелении и не защитят от болезни, пока он не примет лекарство.

Если даже две тысячи ратлей вина ты отмеришь,

Не выпивши это, ты пьяным не станешь.

Знай, науки и книги не принесут пользы, если их не использовать в жизни.

О сын мой! Если ты своими делами не заслужил милости Аллаха (Могущественен Он и Велик), ты ее не получишь. Вот что об этом говорится в Коране: «Человеку воздастся только за его деяния».

А что ты скажешь о хадисе: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха; совершение пятикратного намаза; выдача обязательного заката; соблюдение поста в месяце Рамазан; совершение Хаджа для тех, кто в состоянии осилить дорогу».

В других хадисах говорится: «Вера (иман) – это утверждение языком, (убеждение) подтверждение сердцем и выполнение всех предписаний телом». Имеется неисчислимое множество доказательств, что благополучие раба зависит от его деяний. Если же ты решишь, что раб попадет в Рай благодаря своим деяниям, а не милости Аллаха, то ты не понял меня.

Знай, раб окажется в Раю только благодаря Милости и Щедрости Всевышнего Аллаха. Однако милость Аллаха снизойдет на раба только в том случае, если он готовился к ней, достоин и заслуживает ее. Если он будет следовать наказам, повелениям Всевышнего и соблюдать запреты, усердствовать в повиновении, приближении к Нему и искренности в деяниях, подобно тому, как слова Всевышнего Аллаха указывают на это.

Смысл: «Поистине делающие добро (мухсин) приближаются к милости Аллаха».

Его милость снисходит именно на совершающих благие деяния.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ихсан (усердствование) – это поклонение Аллаху так, как будто ты видишь Его». Становится понятно, насколько милость Аллаха далека от недобродетеля. Если ты не подготовишься к Его Милости вышеупомянутым образом, то она не дойдет до тебя. И в этом случае ты не войдешь в Рай. Если кто-то скажет, что раб попадет в Рай только за уверование (иман), то мы ответим – да, однако, после того, как он преодолеет трудности препятствий, облегчить которые могут только благие деяния. Раб войдет в Рай, только пройдя через мост Сират (мост, перекинутый через Ад).  Наше прохождение по нему отличается скоростью и легкостью – в зависимости от того, насколько рано человек начал повиноваться Всевышнему. Кто будет остерегаться плохого на этом свете, его сохранят на том свете, а кто будет медлить здесь, то соскользнет его нога с Сирата на том свете. Подобно тому, как наше питье из колодца Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) зависит от степени нашего знания о чистом Шариате. Следовательно, смысл слов, что человек войдет в Рай по милости Всевышнего, заключается в следующем: Аллах по Своей Милости помогает рабу совершать благие деяния с тем, чтобы он стал праведным человеком, готовым встретить Его Милость. Только затем Он вводит его в Рай.

О сын мой! Будь уверен, если ты не выполнишь какую‐либо работу, то не получишь и плату за нее.

Рассказывают, что Творец пожелал показать ангелам искренность поклонения одного человека из Бану Исраиль. И отправил Он Ангела к нему с вестью: «Для чего ты столько молишься, если все равно попадешь в Ад?» На что раб ответил: «Я раб Аллаха. Дело раба – поклоняться. А Он Аллах, а дело Аллаха не знает никто, кроме Него». Ангел вернулся к своему Господину и сказал: «О Аллах! Ты Всезнающ, потому ведаешь ответ Твоего раба». Всевышний Аллах ответил: «Если этот раб, несмотря на свою слабость, не отвернулся от Меня, то как же Я отвернусь от него со Своим Великодушием. О Ангелы Мои! Свидетельствуйте, что Я простил ему грехи».

Продолжение следует.
Материал из книги Имама аль — Газали «Я валяди»
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 688 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru