ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

С какими надеждами покидал молодой Шигабутдин родные края?

С КАКИМИ НАДЕЖДАМИ  ПОКИДАЛ МОЛОДОЙ ШИГАБУТДИН РОДНЫЕ КРАЯ?

ДУМ РТ этот (2013) год объявил годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889). Научные труды Ш.Марджани, его сочинения не утратили своей значимости и в наше время и охватывают различные аспекты Ислама, истории, культуры и жизни татарского народа.

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова.  Продолжаем публикацию глав из этого очерка.

Путешествие в Бухару. Путевые заметки. Город Троицк. Первые опыты в коммерции.

Хазрати Марджани завершил учебу в медресе своего отца и в течение трех-четырех лет занимался там преподавательской деятельностью. Он прочитал и ознакомился со многими книгами, которые были в библиотеках. Среди ровесников он выделялся своими способностями и знаниями. Однако ему не давала покоя идея еще более приумножить свои знания, и он мечтал уехать обучаться в какой-либо центр просвещения. Его отец с восхищением рассказывал о Бухаре и о местных ученых и, естественно, у Марджани возникло горячее желание поехать туда учиться. Он попросил разрешение у отца на отъезд в Бухару. Вспоминая об этом, Марджани пишет: «В последнее время в нашем селе у меня не было возможности повышать свой образовательный уровень. Признаться, я и сам был не слишком удовлетворен своим образом жизни здесь. Я всецело был поглощен идеей отъезда в Бухару, обучением у крупных ученых, возможностью ознакомления и чтения множества книг, которые хранились в библиотеках».

Когда было принято окончательное и твердое решение о поездке в Бухару, и началась подготовка к ней, Марджани было 21 год (по хиджре 1254 год месяца раби’уль ауваль или по милади 17 мая 1838 года). В своем дневнике он помечает те принадлежности и одежду, которые понадобились бы в пути, а также некоторые книги, рекомендованные отцом.

В те времена татары были тесно связаны со Средней Азией. Велась оживленная торговля и экономические взаимоотношения. Между Казанью и Бухарой ходили караваны с товарами. Постоянно шел поток торговых людей, шакирдов и религиозных деятелей. Многие купцы переправляли в качестве аманата товары и вещи по поручению простых людей. Последовал их примеру и Марджани. По договоренности с купцом Мухтаром бин Мухаррамом из села Менгер в составе каравана с товаром, который следовал в Бухару, Марджани тронулся в путь. До того дня Марджани не приходилось предпринимать какие-либо поездки, не считая те выезды, которые он совершил в близлежащие села. Ему не удалось даже побывать в Казани. Это была его первое большое путешествие, отъезд из родного гнезда, отрыв от родителей и семьи, поэтому он, как человек искренний и чистый по своей натуре, испытывал сильное душевное волнение и глубокие переживания.

Крупный ученый и почтенный дамелла Галимджан Баруди вспоминает о том, как Марджани делился с ним своими впечатлениями в связи с этим путешествием: «Когда я выезжал учиться в Бухару, мой отец запряг в повозку пару добрых коней и выехал проводить меня до села Менгер. Одна из пристяжных была необъезженная молодая лошадка. С ней было сложно управиться в дороге, она была пуглива и беспокойна. Так как дядюшка Мухтар не успел завершить все свои дела, мне пришлось задержаться в Менгере на денек. Отец решил оставить меня и уехать обратно в нашу деревню Ташкичу. Мне было очень трудно расставаться с отцом, покидавшим меня. Я уже был готов даже расплакаться, но лить слезы прилюдно не решился. Чтобы скрыть свои чувства, я завел речь о том, как вам будет трудно управиться с этой молодой лошадью в дороге, и тем самым выражал свою обеспокоенность».

Марджани, вспоминая о своих душевных переживаниях, одному из знакомых как-то рассказал следующее: «После того, как проводил отца, меня охватила неуемная печаль. Я пошел в мечеть села Менгер и, обливаясь слезами, совершил два рака’ата намаза».

Во времена путешествия Марджани в Бухару железнодорожное и речное сообщение не было развито, а потому ему в пути пришлось довольствоваться повозками, запряженными лошадьми или верблюдами. В поездке Марджани с интересом и очень внимательно наблюдал открывающиеся картины городской и сельской жизни, он стремился запечатлеть в своей памяти все подробности и сведения о местах своего пребывания. В то время среди татар еще не было принято пользоваться географическими справочниками и картами, а потому все сведения Марджани получал у своих попутчиков или от встречающихся в пути людей. Самое важное и примечательное из всего, что видел и слышал в этой поездке Марджани взял правило постоянно записывать в тетрадь. В ней сохранилась его собственноручная запись: «Некоторые наблюдения и услышанные сведения во время моей поездки в Бухару…». Следует подчеркнуть, это правило соблюдалось им с того момента как он покинул свое село Ташкичу до прибытия в Бухару. Причем в записях отмечен каждый населенный пункт – будь то город или село, или местность. А всего таких единиц насчитывается в путевых заметках свыше ста пятидесяти. Среди них Кукмор, Елабуга, Челны, Троицк, Тургай, Ак мечеть, Сыр-Дарья, кроме того множество казахских кишлаков и местностей.

Наши сведения о поездке Марджани в Бухару ограничились лишь текстом из этой путевой тетради, которую мы обнаружили в библиотеке ученого и богослова. Кроме этого мы были наслышаны о том, что имеются две-три подшитые толстые тетради, включающие в себя записи, посвященные поездке в Бухару, сведения, услышанные в путешествии или наблюдения, важные воспоминания о пребывание среди казахов и киргизов, встречи и беседы с ними. Однако наши продолжительные и тщательные поиски указанных тетрадей были тщетны. В той части обширной библиотеки ученого, которую нам удалось изучить этих записей мы, к сожалению, не обнаружили.
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 668 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru