26.04.2024

ИМАМ ШАФИИ

Имам Шафии (р.а.) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба (р.а.) высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб (р.а.) относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.
Имам сахиб (р.а.) не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.

Родословная
Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими (р.а.).
Рождение и детство
Рассказывает имам сахиб (р.а.): «Я родился в 150 году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».

Благословенное предсказание
Мать имама сахиба (р.а.) рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии (р.а.). Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии (р.а.) спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. На что ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.

Начальное образование
Начальное религиозное образование имам сахиб (р.а.) начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии (р.а.) также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.

Приобретение знаний
Рассказывает имам сахиб (р.а.): «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно.

Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика (р.а.)».

Некоторые из учителей имама Шафии (р.а.)
1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба (р.а.). Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба (р.а.) из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас (р.а.), самый старший учитель имама Шафии (р.а.) из Медины.

Среди других учителей имама Шафии (р.а.) были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.

Отличительные особенности
Имам Шафии (р.а.) старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.

Самостоятельность и щедрость
Имам Шафии (р.а.) вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.

Когда имам сахиб (р.а.) покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10.000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба (р.а.). Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.

Раби передает, что имам сахиб (р.а.) обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.

Эрудиция и красноречие
Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии (р.а.), и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб (р.а.) захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.

Внешность
Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии (р.а.). Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб (р.а.) обычно красил свои волосы хной. Ему нравились  благоухающие ароматы. К какой бы колонне он не прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».

Ибадат
Каждую ночь имам сахиб (р.а.) совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.

Дата смерти
Имам Шафии (р.а.) умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204 году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.

Похороны
Имам Сахиб (р.а.) провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибнуль-Хакамом.

Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии (р.а.), последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.

Central-Mosque.com (статья заимствована у Дар уль-Улюм Бёри)

рукопись «Да’ират аль-ма’ариф ат-тиббиййа», по медицине.

Данное сочинение представляет собой практическое руководство для врача и посвящено описанию методов лечения различных болезней человека и животных. В книге приведены наименования лекарственных средств и инструкции для лечения этими препаратами, а также технология их приготовления. В ней даются рецепты на немецком, арабском, русском и некоторых дагестанских языках.

До нас дошло больше десяти произведений и его преемника Хасана-афанди, среди которых следующие: «Тальхис аль-ма’ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф»; «Аль-Бурудж аль-мушайяда бин-нусус аль-муайяда», составленная автором в виде ответов на вопросы; «Танбих ас-саликин ила гурури аль-муташаййихин»; «Сирадж ас-са’адат фи сират ас-садат», представляющая собой сборник жизнеописаний праведных шейхов; «Мактубат»; «Ас-Сифру аль-асна фи ар-рабитат аль-хусна»; «Ад-Дуррат аль-байдаъ»; «Хуласат аль-адаб»; «Сайр ас-сулук иля малик аль-мулюк».

Сайфулла Кади и Хасан аль-Хильми посвятил себя служению религии, защите и сохранению ее ценностей. и завершили свой жизненный путь религиозным и гражданским подвигом.

Они сыграли исключительно важную роль в духовной и общественно-политической жизни российского и особенно дагестанского народа. К сожалению, имена этих выдающихся духовных деятелей и миротворцев мало известны широкой массе общественности и их творческое наследие не изучено полностью. В памяти народа они остались замечательными учеными, поборниками братства всей мусульманской общины (уммы) и социальной справедливости

Да одарит нас Всевышний Аллаh их благодатью. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *