ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > ЛУЧШИЕ ИЗ УММЫ МУХАММАДА

ЛУЧШИЕ ИЗ УММЫ МУХАММАДА

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ


Богобоязненность Абу Ханифы привела к принятию Ислама огнепоклонником

В «Тафсиру Кабир» рассказывается: «Имаму Абу Ханифе задолжал один огнепоклонник. Как-то имам отправился к нему за своими деньгами. Когда он подошёл к его дому, на обувь прилипло что-то нечистое. Он отряхнул ногу, и грязь попала на стену дома огнепоклонника. Имам подумал: «Если я не уберу грязь, стена останется испачканной, а если буду её очищать, то она может испортиться, и в обоих случаях нанесу хозяину ущерб». Затем он постучал в дверь, её открыл раб. Абу Ханифа приказал позвать хозяина.

Вышедший из дома должник подумал, что имам будет требовать деньги, и стал искать причины для оправдания. Но Абу Ханифа рассказал о приключившемся с ним и спросил, как ему поступить. Огнепоклонник, увидев богобоязненность и чистоту помыслов имама, понял преимущество Ислама и принял его («Тафсир Кабир», стр. 67).

 

 

Жара лучше ростовщичества

 

Как-то люди увидели, что имам Абу Ханифа сидит под палящим солнцем, и спросили, почему он не сядет в тень дома напротив. На что имам ответил: «Хозяин этого дома должен мне денег, и я боюсь, что использование тени от его дома будет ростовщичеством (риба)» («Укудулчуман», стр. 244).

 

 

Терпение и следование хадису

 

Амр сын Хайсама рассказывает: «Во время предзакатной молитвы я принёс имаму письмо от шиитов. Он совершил все намазы в мечети, и мы пошли к нему домой. Там мы поужинали, затем имам отправил меня спать, а сам всю ночь совершал намаз суннат. Разбудил меня на утренний намаз. Совершив омовение, мы пошли в мечеть. После намаза имам не покинул своё место, и вдруг на него откуда-то сверху упала змея. Абу Ханифа наступил ногой на голову змеи и продолжил поминания Аллаха до восхода солнца. Прочитав дуа, он приказал убить змею и рассказал хадис: «Тот, кто совершит утреннюю молитву и до восхода солнца ничего, кроме поминания Аллаха, не скажет, он подобен муджахиду на пути Аллаха»» («Укудулчуман», стр. 247).

 

 

Аллах любит видеть дары свои на своих рабах

 

Имам Абу Ханифа наставлял своих друзей: «Надевайте хорошую, чистую одежду». В одно из собраний пришёл человек в старой одежде. Когда все уходили, имам подозвал его и наедине сказал: «Дорогой, подними тот коврик, возьми всё, что там есть (там было 1000 золотых монет), и купи новую одежду». Тот ответил: «Я состоятельный человек и не нуждаюсь в этих деньгах». Тогда имам укорил его: «Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение) : «Аллах любит видеть дары свои на своих рабах». Иди очисти себя и используй дары Аллаха, чтобы друзья радовались, а не печалились, видя твоё плохое состояние» («Манокибу Муваффак», стр. 245).

 

 

Поучительный урок

 

Передают от Масара сына Кидама: «Мы шли по дороге с имамом Абу Ханифой, вдруг он нечаянно наступил на ногу юноши. Тот вскрикнул от боли и стал угрожать: «О старец, ты не боишься мести в Судный день?» Имам, услышав эти слова, потерял сознание. Я приподнял его, и только через несколько часов он пришёл в чувство» («Укудулчуман», стр. 229).

 

 

Этику в одиночестве соблюдать важнее, чем даже в обществе других людей
Давуд Таи рассказал: «Я 20 лет служил имаму. За это время я ни разу не видел его без головного убора или с вытянутыми ногами, будь он один или среди людей. Как-то я спросил: «Уважаемый имам, что плохого в том, что, будучи один, ты вытянешь ноги?» Он ответил: «В одиночестве этику (адаб) необходимо соблюдать ещё больше, чем среди людей» («Хадоикулханафия», стр. 72).

 

 

Необходимо остерегаться сомнительного

 

Как-то чужой баран оказался в стаде баранов города Куфы. И не было возможности отделить его, чтобы вернуть хозяину. Люди опасались, как бы он не попал в руки мясника, а тот не продал его на рынке, так как мясо такого животного считается запретным. Слухи об этом дошли до имама. И тогда Абу Ханифа спросил: «Сколько лет живёт баран?» Ему ответили: «До семи лет». После этого имам семь лет не ел мяса с рынка Куфы.


Наставлением имама Абу Ханифы нашлось потерянное имущество

 

Один человек пришёл к имаму и рассказал: «У меня было несколько дирхемов, я их спрятал, теперь они мне нужны, но я не могу их найти, что мне делать?» Имам Абу Ханифа ответил: «Брат, этот вопрос отсутствует в фикхе, почему ты у меня спрашиваешь?» Так как человек был неумным, он стал умолять: «Ты же близок к Аллаху, подскажи мне какой-нибудь выход». На что имам ответил: «Пойди соверши омовение и всю ночь совершай намаз». После нескольких ракаатов намаза тот человек вспомнил, куда положил деньги. Позже он отправился к имаму и сказал: «Я последовал твоему наставлению и нашёл свои деньги». Тот ответил: «Да! Сатане не понравилось, что ты всю ночь будешь совершать намаз, и из-за этого он напомнил, куда ты положил деньги. Тебе надо было всю ночь совершать намаз и плакать, чтобы унизить сатану» («Укудулчуман», стр. 268).

Ответ упрекающему

 

Один человек долго шёл за имамом, в чём-то упрекая его. Подойдя к дому, Абу Ханифа повернулся к нему и сказал: «Брат, я уже пришёл к себе домой. Если твоё сердце не успокоилось, ты скажи, я подожду, чтобы оно успокоилось» («Укудулчуман», стр. 219).

 

 

Совершеннотерпение

 

Один несчастный завистник в сильном гневе ударил по щеке имама Абу Ханифу, на что тот спокойно сказал: «Брат, я тоже могу ударить тебя по щеке, но я этого не сделаю. Я могу пожаловаться халифу, но я этого не сделаю. Я могу ночью помолиться против тебя Аллаху, но я этого не сделаю. И в Судный день по справедливости Аллаха могу отомстить тебе, но я этого тоже не сделаю. Даже если в Судный день я спасусь и спрос за мои поступки будет благоприятным, я не вступлю в Рай без тебя» («Хадоикулханафия»).

Материал: Мухаммад-Фарук Азимов,
преподаватель медресе
имени имама Абу Ханифы

Источник: assalam.ru


This post has been viewed 920 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru