ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > МУДРОСТЬ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

МУДРОСТЬ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

О ЖИЗНИ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА (мир ему)

В самом сердце Африки родился и вырос мальчик по имени Лукман: маленького роста, чернокожий, с приплюснутым носом, толстыми губами и курчавыми волосами.
Так рассказывают о нём многие богословы и историки.
По преданию Мухаммада бин Исхака , Лукман аль-Хаким был сыном Ба‘уры, сына Нахура, сына Тариха,
т.е. Азара – отца пророка Ибрахима (мир ему). Ас-Сухайли  пишет, что это Лукман, сын ‘Анка сына Саруна, что он был нубийцем. Джабир бин Абдуллах  также говорил, что он имел нубийское происхождение и был низкорослым.
По преданию Вахба , Лукман был сыном сестры пророка Аюба (мир ему), а в версии Мукатиля  говорится, что он был сыном тёти (с материнской стороны) пророка Аюба (мир ему).
Сказано, что жил он тысячу лет (по другой версии, 3500 лет), застал пророка Давуда (мир ему) и получил от него знания.
Ибн Касир пишет, что Лукман был судьей (кадием) у племени бану Исраиль (Бану Исраиль – древние евреи, потомки пророка Якуба (мир ему)) во времена пророка Давуда (мир ему). Его знали как человека, умеющего здраво говорить, мудро мыслить и принимать справедливые решения. Прямота мысли, кристальная чистота души и незапятнанность совести сделали его высочайшим примером мудрости и красноречия. Способность разбирать конфликты увеличили его известность. Он был уважаемым человеком и занимал высокое положение в обществе. По преданию Ибн Кутайбы, Лукман был чернокожим рабом из Эфиопии у одного из людей бану Исраиль, который освободил Лукмана аль-Хакима и дал ему богатство.
Ибн Аббас  сказал, что Лукман был чернокожим рабом из Эфиопии и был плотником. Этого же мнения придерживается и Халид ар-Рабиий .
Саид бин аль-Мусаййиб  отмечал, что Лукман аль-Хаким был из Судана. Всевышний Аллах даровал ему мудрость, но не пророчество. Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим, никогда не спал днём, никто не видел, чтобы он плевался. Он не любил веселья, говорил мало, часто изрекал мудрости.
В детстве Лукман бродил по лесным чащам и труднопроходимым горам босоногим. Поэтому ноги его были изранены, а стан крепок. Вырос он сильным и выносливым.
Частые встречи с хищными животными воспитали в нем твёрдость, смелость и решительность. Так он достиг расцвета молодости.
Во время своих странствий он постоянно размышлял над увиденным. Его интересовало то, что происходит в природе, с животными и птицами. Любая вещь, куда бы ни падал его взор, вызывала в нем любопытство и заинтересованность.
Ибн Касир  сказал, что это был благочестивый человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. В книге «Рух аль-баян» пишется, что он был рабом, который предавался глубоким размышлениям, имел прекрасные достоверные знания и убеждения (якин).
Он полюбил Аллаха, и Всевышний Создатель полюбил его, одарив его мудростью. Достичь мудрости можно, говоря истину языком; размышляя душой, сердцем; выполняя обязанности (фарзы). Когда Лукман аль-Хаким говорил, то говорил мудро, когда он размышлял, то размышлял мудро, когда он совершал деяния, то делал это с мудростью.
Ибн Касир  сказал: «Лукман был чернокожим рабом с толстыми губами, плоскими ногами. Как-то к Лукману пришел человек и увидел его в окружении людей, которые его внимательно слушали. Этот человек спросил:
«Разве ты не тот человек, который пас со мной овец в таком-то месте?» Лукман аль-Хаким ответил: «Да, это я». Человек, удивившись, сказал: «Как ты стал таким, каким я тебя теперь вижу (т.е. как обрёл такую высокую степень)?» Лукман ответил: «С помощью правдивости в речах и молчания о том, что меня не касается, не приносит пользы».
Джабир бин Абдуллах  сказал: «Воистину, Аллах возвысил Лукмана аль-Хакима мудростью. Однажды некий человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который ещё вчера пас овец?» «Да», – ответил Лукман. «Как ты стал таким?», – спросил тот человек. Лукман ответил: «По предопределению Всевышнего, через выполнение доверенного, с помощью правды в словах, через оставление того, что меня не касается».
Ибн аль-Касир  сказал, что Абу Дарда  однажды, говоря о Лукмане аль-Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым человеком.
У Лукмана аль-Хакима (мир ему) была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание. Лукман аль-Хаким был мудр и отрешён от мирского, он не проводил в накопительстве свою жизнь. Учёные согласились с тем, что Лукман был праведным рабом, мудрецом, другом, приближённым Аллаха, но не был пророком. Пророк Давуд (мир ему) сказал: «Блаженство, радость тебе, Лукман! Тебе дана мудрость, и ты отдалён от бед. Давуду  дано наместничество, и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана аль-Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамала, в Палестине.
Катада  пишет, что его могила находится между мечетью и рынком города Рамала. Его святыню посещают многие люди.
Об этом благословенном мудреце повествуется в благородных аятах Корана, его именем названа одна из сур священного Писания. Да смилуется Аллах над тем, кто сказал:
Навряд ли время одарит нас подобным Лукману,
Ведь время скупо в отношении подобных ему.
Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хакима»
Продолжение следует, инша Аллаh.


This post has been viewed 2864 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Нурдин
    12 Сентябрь 2012 в 06:54 | #1

    Асалям алейкум, извините немного непонятно,сдесь написано — У Лукмана аль-Хакима (мир ему) была семья, дети, но все они умерли при его жизни, но в коране написано смысл —
    Скажи своему народу, как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не поклоняйся никому наряду с Аллахом. Поистине, многобожие — великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает! сура лукман аят 13

    • admin
      16 Сентябрь 2012 в 11:29 | #2

      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh!
      В книге не сказано, что дети умерли в младенчестве. Сказано:при жизни, т.е. они могли покинуть этот мир уже достаточно взрослыми. Данная книга заслуживает доверия, т.к. одобрена экспертным советом ДУМД.
      А Аллаh знает лучше.

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru