29.03.2024

ЗАВЕЩАНИЯ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ

Всевышний Аллах упомянул о Лукмане аль-Хакиме в аятах благородного Корана, его именем названа одна из сур. Эти аяты разъясняют нам, что Всевышний Аллах наделил его мудростью, повествуют об обращении к сыну с завещанием – с вопросом вероубеждения и наставлением к правильной жизненной позиции (смысл):
«Мы даровали Лукману мудрость, знание, верную речь и сказали ему: «Благодари Аллаха за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!» Скажи своему народу (о Мухаммад!), как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не поклоняйся никому наряду с Аллахом.
Поистине, многобожие – великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает!» (сура «Лукман», аяты 12-13).
Далее в священном Коране говорится (смысл):
«О сын мой! Добро и зло, как бы они ни были малы, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах мудр и всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!
О сын мой! Совершай ритуальную молитву своевременно, соблюдая все её условия и со смиренностью и постоянно помня об Аллахе (ибо после уверования во Всевышнего Аллаха обрядовая молитва-намаз является самым высокочтимым и первым возложенным на раба Аллаха видом богослужения, совершаемым человеком физически, органами тела). Призывай людей совершать восхваляемые Шариатом,  соответствующие разуму и приводящие раба к Аллаху добрые деяния. Удерживай людей от совершения запрещенных Шариатом, порицаемых, не соответствующих разуму, отвлекающих раба от Всевышнего Аллаха дурных деяний (если возможно – рукой, а если нет, – то языком, а если и так невозможно, – не соглашаясь с ним сердцем). Проявляй терпение при постижении мирских трудностей и печали, болезней,
бедности и нужды. И особенно будь терпелив в трудностях, исходящих от людей, когда ты призываешь их к благому и остерегаешь от порицаемого. Ведь все упомянутые выше заповеди являются важными велениями Всевышнего Аллаха, предписанными Им».
Указанный аят является доводом в пользу того, что и для предыдущих общин в поклонении Всевышнему названные заповеди были самыми приоритетными и важными.
Также благородный стих повествует для общины Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) о необходимости проявить терпение тем, кто занят призывом к совершению благих деяний и воздержанием от деяний мерзких, когда его постигают трудности и беды.
Далее Лукман, увещевая сына, говорит: «О сын мой! Когда приветствуешь людей, разговариваешь и встречаешься с ними, обратись к ним с приятным, довольным лицом и вежливым словом. Подобно высокомерным, не криви лицо перед людьми и не отворачивайся от них, унижая и считая их недостойными, в частности, по отношению к бедным и нуждающимся. Относись одинаково справедливо и к бедным, и к богатым».
Затем он продолжает: «Не ходи по земле горделиво, поистине, Всевышний Аллах не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку: не ходи слишком быстро, и не ходи слишком медленно. Разговаривая с людьми, понижай свой голос, особенно, когда обращаешься к старшим по возрасту. Не поднимай свой голос и в том, в чём нет пользы ( Например, подобно тому, как имаму, если коллектив прихожан хорошо слышит его речь, нет необходимости поднимать свой голос сверх этого). Ведь самый худший и самый неприятный из голосов – рёв ослов» (сура «Лукман», аяты 16-19).
В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Когда вы услышите рёв осла, то просите защиты у Всевышнего Аллаха от сатаны, ибо этот осёл увидел его (т.е. осёл ревёт, когда видит сатану). А когда слышите кукареканье петуха, то просите у Всевышнего Аллаха благого, милости, ибо петух увидел ангела (т.е. петух кукарекает, когда видит ангела)».
Сказано, что рёв осла похож на крики обитателей Ада.
В другом хадисе говорится:
نمؤلما ءاهب بهذت شيلما ةعسر
«Слишком быстрая ходьба лишает человека великолепия, красоты» (Саид-афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. (На авар. яз.). Махачкала, 2005. Ч. 1. С. С. 571 – 574).
Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *