ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > МУДРОСТЬ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

МУДРОСТЬ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

НАСТАВЛЕНИЯ ЛУКМАНА АЛЬ-ХАКИМА

(продолжение)

101. Поистине, к тому, кто милосерден сам, также будут милосердны другие. Тот, кто молчит, окажется в безопасности и спасении. Тот, кто преуменьшает совершённое им добро, будет одарен трофеем (вознаграждением).
Тот, кто преуменьшает совершённое им зло, будет грешен. Тот, кто не будет владеть своим языком, будет сожалеть.

102. О сын мой, я завещаю тебе обрести качества, придерживаясь которых ты будешь господином. Будь простым, довольным по отношению к близким и чужим, не показывай своего невежества благородным и подлым.
Береги своих братьев и поддерживай родственные узы. Обезопась их от принятия слов сплетника или от того, чтобы они слушали злодея, который хочет испортить и обмануть тебя. Пусть твои братья будут такими, чтобы, когда ты покидаешь их или когда они покидают тебя, ты не порочил бы, не осуждал бы их, а они не порочили бы тебя.

103. Не теряй стыдливость посредством просьб. Не лечи свой гнев постыдным поступком. Знай себе цену, это поможет тебе в жизни.


104. Поистине, постигает людей то, что им обещано. Они быстро устремляются к вечной жизни. Поистине, ты повернулся спиной к дольнему миру с тех пор, как явился на этот свет, и обратился лицом к жизни вечной с каждым твоим вдохом. Ведь обитель, к которой ты отправляешься, близка к тебе, чем обитель, из которой ты выходишь.

105. Если ты сомневаешься в смерти, тогда не спи. Подобно тому, как ты всё равно уснёшь, как бы ты этого не желал, так ты и умрёшь. Если ты сомневаешься в воскрешении в Судный день, тогда не просыпайся. Как ты всё равно просыпаешься независимо от твоего желания, так же и воскреснешь после смерти.

106. Остерегайся попадания в долги, потому что долг – это унижение днём и тревога – ночью.

107. Не связывай себя заботами и тревогами и не занимай своё сердце печалями. Остерегайся сильных мирских желаний и чаяний, будь доволен судьбой. Довольствуйся тем, чем Всевышний Аллах тебя наделил, и тогда твоя жизнь будет чистой и светлой, твоя душа будет радоваться, ты будешь наслаждаться жизнью. Если ты хочешь обладать богатством этого мира, тогда избавься от домогательства того, чем владеют другие люди. Поистине, достижение той степени, которую обрели пророки и праведники, произошло через удаление ими из сердца желания того, чем владеют другие люди.

108. Ищи помощи против бедности в дозволенном заработке. Когда кто-либо становится бедным, его непременно настигают три беды: появляется хрупкость в религии; слабеет ум; он теряет достоинство и порядочность.
Но страшнее всего этого появление у людей неуважения к нему, унижение его и их пренебрежение к его состоянию.

109. О сын мой, остерегайся споров с учеными-мужами, потому что мудрость нисходит с небес чистой, не ведают этого те люди, которые используют её в своих прихотях и желаниях.

110. О сын мой, не стремись в делах к тому, что повернулось к тебе спиной, и не отвергай то, что к тебе явилось, обратилось навстречу, потому что это уменьшает мысль и унижает разум.

111. Не относитесь с пренебрежением к малым делам, потому что завтра они станут большими.

112. Остерегайся лжи, потому что ложь портит твою религию и уменьшает твоё достоинство перед людьми. Тогда исчезнет твоя стыдливость, красота и авторитет. Тебя будут унижать, тебя не будут слушать, когда ты будешь что-либо рассказывать. И не будут верить, когда ты будешь что-то говорить. И нет блага в жизни, если она будет такой.

113. Когда ты отправишься в путешествие, то не доверяй своему верховому животному (транспорту), по тому что оно может быстро уйти от тебя, покинуть тебя. Поступать так не является делом мудрецов. Животному можно доверить, если ты будешь в местности, где есть возможность найти что-либо другое для езды. Когда приблизишься к жилищу, то слезь с животного и иди пешком. Вначале покорми животное, а потом поешь сам. Остерегайся путешествовать в начале ночи, в это время сделай привал. Вступать в путь можно с середины ночи и до её конца. В путешествие возьми с собой оружие (меч), обувь, чалму, одежду, бурдюк, иглу, нитку, шило и лекарства, которые помогут тебе или твоим спутникам. Будь с товарищами в согласии и будь верным для них, кроме обстоятельств, связанных с ослушанием Всевышнего Аллаха.

114. Остерегайся плохого нрава, раздражения и нетерпеливости.
Из-за этих качеств никто не будет держаться тебя, люди будут сторониться тебя. Вмени себе в обязанность во всех делах проявлять любовь и дружбу, проявлять терпение в трудных ситуациях. Хорошо относись ко всем людям. Поистине, тот, кто проявляет хороший нрав, показывает радость и простоту, пользуется благосклонностью среди праведников. Его любят хорошие люди и сторонятся нечестивые.

115. О сын мой, ты не знаешь, когда тебя встретит смерть, поэтому готовься к ней до её внезапного наступления.

116. О сын мой, когда путешествуешь с людьми, почаще советуйся с ними в своих и их делах. Чаще улыбайся им. Будь щедрым (т.е. давай из своих припасов им). Когда тебя приглашают – ответь им. Когда тебя просят помочь – помоги им. Будь молчалив, читай много молитв и проявляй щедрость, не жалей для них того, что у тебя есть из верховых животных, а также воду, или чего-либо из провизии. Если тебя попросят стать свидетелем в истине, будь свидетелем. Когда у тебя просят совета, старайся найти правильную мысль, затем не выноси решения, пока не укрепишься в нём и не рассмотришь дела.
Не скрывай совет. Чтобы ты не делал – стоял, сидел, спал, ел, молился, – ты должен практиковать, использовать свою мысль и мудрость в совете. Если тот, к кому обращаются за советом, будет неискренне давать его, то Всевышний Аллах лишит его мысли и мнения.

117. Если ты видишь, что твои товарищи идут пешком, то иди с ними. Если ты видишь, что они работают, работай с ними.

118. Прислушивайся к тому, кто старше тебя возрастом.

119. Если тебе приказывают что-то или просят о чём-то, то скажи: «Да». Не говори: «Нет», потому что «нет» – это слабость и низость.

120. Когда в дороге вы заблудились и не знаете, куда идти, тогда остановитесь.

121. Когда вы засомневались в намерении, цели, остановитесь и посоветуйтесь.


122. Когда в дороге увидите одного человека, то не спрашивайте его о правильном пути и не ориентируйтесь по нему, потому что один человек в пустыне подозрителен.
Это может быть сообщник вора, который стоит на страже или это может быть сатана, который желает ввести вас в заблуждение, тупик. Остерегайтесь и двух людей, кроме случая, если вы видите то, что я не вижу. Потому что разумный человек, когда увидит что-либо, сразу поймёт его истину. А очевидец видит то, что не видит отсутствующий.

123. О сын мой, остерегайся сильного желания чего-либо мирского, потому что это – настоящая бедность.

124. У Лукмана аль-Хакима спросили: «От кого ты научился воспитанности?». Он ответил: «От своей маловоспитанности.
Всякий раз, когда я видел, как кто-то плохо поступает в делах, я избегал совершения этого поступка, дабы не выглядеть в глазах других плохо».

125. У Лукмана аль-Хакима спросили: «Какой человек является плохим?» На это он ответил: «Тот, кто не обращает внимания на то, что в глазах людей он станет плохим».

126. У Лукмана аль-Хакима спросили: «Какой человек считается наиболее терпеливым?» На это он ответил:
«Тот, за чьим терпением не следует нанесение вреда и ущерба другим». У него спросили: «А кто считается самым знающим?» «Тот, кто повышает свои знания от других людей», – ответил он. У него спросили: «Богатство – в имуществе?» Он ответил: «Нет, богатый – это тот, когда люди ищут у него добра, то находят его, а когда они не испытывают к нему нужду, он сам также обходится
без обращений и нужды к ним».

127. У Лукмана аль-Хакима спросили: «Какова твоя мудрость?» Он ответил: «Я не спрашиваю о том, в знании чего для меня нет необходимости, и не обременяю себя тем, что меня не касается».

128. Сын спросил у Лукмана: «О отец, какие качества в человеке лучшие?» Лукман ответил: «Религиозность». Сын спросил: «А если два?» Лукман ответил: «Религиозность и богатство (отсутствие нужды к людям)». Сын спросил: «А если три?» Лукман ответил: «Религиозность, богатство и стыдливость». Сын спросил: «А если их четыре?» Лукман ответил: «Религиозность, богатство, стыдливость и благой нрав». Сын спросил: «А если их пять?» Лукман ответил: «Религиозность, богатство, стыдливость, благой нрав и щедрость». Сын спросил: «А если их шесть?» Лукман ответил: «О сын мой, если в человеке соберутся эти пять качеств, тогда он будет являться чистым, богобоязненным, для Аллаха – приближенным, для сатаны – недосягаемым».

129. У Лукмана аль-Хакима спросили: «Каково твоё самое надёжное деяние?» Он ответил: «Оставление того, что меня не касается, не приносит пользы».

130. У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как же не красиво, отвратительно твоё лицо?!» Он ответил: «Ты тем самым насмехаешься лишь над моим образом или же над Создателем этого?!»

131. Однажды наш господин пророк Давуд (мир ему) спросил Лукмана аль-Хакима: «Как ты проснулся утром?» Он ответил: «Я проснулся, будучи во власти другого». Пророк Давуд (мир ему) задумался над этими словами и издал громкий звук.

132. Передаётся, что однажды сын Лукмана спросил его: «Если одно зёрнышко положить на дно моря, будет ли о нём знать Всевышний Аллах?» На это, как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране, Лукман ответил: «О сын мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!» (сура «Лукман», аят 16).

133. Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою черную кожу, то знай, что сердце у меня белое, чистое».
Продолжение следует, инша Аллаh.




This post has been viewed 821 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru